Заместитель министра сельского хозяйства Ульяновской области Маргарита Еварестова не устает ратовать за реализацию одного из важнейших направлений работы по реализации программы развития сельского хозяйства региона. Речь идет о создании благоприятных условий для сбыта сельхозпродукции, собранной кооперативами первого уровня и КФХ, на постоянно действующих сельхозярмарках. Задача столь же трудная, сколь и необходимая.

Лиха беда начало
Казалось бы, опыта подобной торговли нам не занимать. Не вызывал затруднений и вопрос создания первой в регионе постоянно действующей выставки – ярмарки «Симбирская деревенька» на проспекте Гая, 100. Инвестиции в нее составили 4,7 миллиона рублей. В отдельно стоящем павильоне провели ремонтные работы, подготовили вспомогательные помещения для разделки мяса, реконструировали складские помещения.

После этого было смонтировано технологическое и холодильное оборудование, приобретенное на средства гранта, выделенного областному кооперативу второго уровня. Дизайн и художественное оформление ярмарки выполнили в полном соответствии с проектной документацией. Создали 18 новых рабочих мест. А потом без помпы, но в достаточно торжественной обстановке перерезали ленточку.

Торговля поначалу пошла бойко. В первые же недели ярмарку посетили 75 тысяч человек, выручка от реализации составила 532 тысячи рублей. Организовали еженедельный мониторинг цен. С учетом проводимых акций, как и планировалось, цены оказались в среднем на 10-12% ниже, чем на рынках и в торговых сетях.

Еще одна мини-ярмарка заявила о себе на территории торгового комплекса «Нагановский» в Заволжском районе Ульяновска. Правда, голос у нее оказался очень тихим. Ярмарка вставала на ноги очень медленно и трудно. Почти сразу же беспокойство ее организаторов стал вызывать низкий трафик покупателей, который составлял в среднем около 30-50 человек в день. Планы организации расширенной торговли продукцией ульяновских фермеров, СПОКов и личных подсобных хозяйств явно себя не оправдывали. Ситуация даже становилась предметом обсуждения с участием первых лиц региона. Для решения проблемы была организована реклама мини-ярмарки на радио, на территории торговых комплексов «АкваМолл», «РИМ», «ЛИДЕР». Вынесены на рассмотрение варианты установки указателей месторасположения выставки-ярмарки.

Внешность обманчива
Пока суд да дело, пока спохватились, глянь, втихую залихорадило «Симбирскую деревеньку» на Гая, 100. С точки зрения обывателя, здесь внешне все выглядело благопристойно и опасений не вызывало. Об этом же свидетельствовали результаты мониторинга реализации сельхозпродукции и участия муниципальных образований региона в работе ярмарки. Обыватель мог быть спокоен. Более половины районов области реализуют производимую на их территории сельхозпродукцию на внутреннем рынке, имея постоянные каналы реализации. К настоящему времени желание принять участие в такой торговле изъявили два предприятия Сурского района и столько же Мелекесского.

Отдельные муниципальные образования предлагают областному кооперативу второго уровня «СимбирскАгро» приобретать у них оптом продукцию, производимую в промышленных масштабах. Речь идет о молочной продукции кооператива «Савелько» Барышского района, мясных полуфабрикатов известного кооператива «Фабрика» Инзенского, ИП «Ризаев» – Павловского. А также мясных полуфабрикатов ООО «Кременковский Дворик» и хлеба ООО «Пекарь» из города Новоульяновска.

Изъявляют желание к сотрудничеству в сфере реализации молочной продукции КФХ «Почанин» Кузоватовского района, яйца куриного – КФХ «Шакиров» Новомалыклинского, охлажденного мяса кролика – КФХ «Ротарь» Тереньгульского района.

Нас не проведешь!
Но специалистов-организаторов, знающих, опытных, нутром чующих любую проблему задолго до ее появления, не проведешь. Они раньше других поняли и просчитали, что отпускные цены на фермерскую продукцию экономически невыгодны областному кооперативу. Потому хотя бы, что производитель, учитывая минимальный объем производства, отпускает ее уже по сложившейся розничной цене. Возьмем конкретный пример. Отпускная цена на мясо кролика по прайс-листу составляет 380 рублей за килограмм, тогда как на областных сельхозярмарках производитель реализует его по 350 рублей. Таким образом, закупки этого вида продукции областным кооперативом по прайс-листу, с включением, соответственно, собственных издержек, делают цену неконкурентоспособной. А что в итоге? Сокращение продаж фермерской продукции на выставке-ярмарке «Симбирская деревенька».

Ситуация, что и говорить, аховая. Потребителей продукции притягивает качество товаров, но не совсем устраивает цена. Да и как она может устраивать, если основной контингент покупателей на оптово-розничной базе составляют малообеспеченные, социально незащищенные слои населения. Производитель рад бы пойти беднякам навстречу. Но не может, чтобы самому не вылететь в трубу. Судите сами. Он вырабатывает продукцию в минимальных объемах, это же не промышленное производство, соответственно, постоянно рвется к потолку энергоемкость производственного оборудования для ее изготовления. Никто не отнимал необходимость приобретения в минимальных количествах вспомогательных материалов и сырья. Все вместе взятое резко повышает себестоимость и в конечном итоге влияет на розничную цену товара. Опять же не надо забывать, что речь идет о продукции премиум-класса. А на нее, как известно, цена по определению не может быть низкой.

Это касается практически всех видов сельхозпродукции. Анализ, проведенный специалистами минсельхоза региона, показал, что только за последние несколько месяцев трафик покупателей на оптово-розничной базе по проспекту Гая, 100 значительно снизился. Соответственно этому наблюдается заметное уменьшение числа покупателей и на ярмарке «Симбирская деревенька». По предварительным прогнозам инвесторов оптовой базы, ожидаемый поток покупателей планировался около пяти тысяч человек в день, по факту получается не более 50 человек. Неудивительно после этого, что производители, торгующие собственной продукцией на выставке-ярмарке, особенно скоропортящейся, в конечном итоге несут убытки.

Не будем голословными. Предприятие «НовМолДом» из села Троицкий Сунгур Новоспасского района торговало на выставке-ярмарке собственной молочной продукцией. Доставка ее осуществлялась транспортом производителя за 200 километров, был задействован продавец. При этом транспортные издержки составляли 1,8 тысячи рублей, еще одну тысячу составляли издержки на водителя и продавца. При этом объем реализации молочной продукции не превышал двух тысяч рублей. Не надо объяснять, что расходы полностью ложатся на плечи предприятия, негативно сказываются на его экономике и вызывают отказ производителей от реализации собственной продукции на выставке-ярмарке.

Выход есть всегда
В сложившихся условиях на межведомственном совещании в минсельхозе региона с участием специалистов проектного офиса и руководителей рынков было принято решение переформатировать работу «Симбирской деревеньки». На практике это означает выведение формата ярмарки за пределы базы на Гая, 100, а также организацию торговли сельхозпродукцией в торговых павильонах.

Для снижения затрат по транспортировке «СимбирскАгро» планирует приобрести автомобиль-рефрижератор для сбора продукции от кооперативов в районах области с доставкой на торговые точки «Симбирской деревеньки». Таким образом, затраты по транспортировке будут ложиться не на один кооператив первого уровня, а на все кооперативы этого уровня, расположенные в одной зоне, что значительно отразится на цене реализации в сторону снижения.

В настоящее время кооперативы первого уровня, которые являются членами областного кооператива «СимбирскАгро», арендуют торговые объекты, расположенные в местах наибольшего движения общественного транспорта и высокого пассажиропотока. А также оформляют витрины торговых точек с использованием бренда «Симбирской деревеньки».
Всего таких торговых точек на данный момент четыре. Это остановочный павильон «Детская областная больница» – улица Радищева, 36, магазин продуктов «Из деревни» – улица Генерала Мельникова, 6, специализированный магазин КФХ «Вашурин А.М.» -улица Репина, 45, отдел реализации охлажденного мяса в павильоне на остановке «Универсам» по улице Камышинской этого же фермера. Если продажи сельхозпродукции в указанных павильонах себя оправдают, то открытие подобных торговых точек планируется во всех районах города.

В свою очередь члены кооперативов, изъявившие желание реализовывать продукцию на базе Гая, 100, будут перемещены в прикассовые зоны магазина «Победа», расположенного на этой же территории, где наблюдается более активный трафик.

Тем временем специалистами проектного офиса и кооператива «СимбирскАгро» будут проработаны варианты торговли фермерской продукцией на торговых точках ярмарочных комплексов Ульяновска. Не исключено, что будут приняты и другие меры, которые позволят приблизить сельские прилавки к городскому потребителю.