В нынешнем году аукционы на проведение ремонта дорог в Ульяновской области прошли не совсем обычно. В регионе начали работать новые компании, которые раньше не побеждали. Наверное, хорошо, но уже проявились и негативные последствия.
Завязка истории такова. Прошлым летом в Ульяновске разыграли аукцион на освещение 90 пешеходных переходов. Победила «Заволжская строительная компания» (ЗСК). Стоимость контракта в ходе корректировки сметы снизилась с заявленных 30 до 25,6 миллиона рублей.

«Нас попросили выполнить работы задолго до оговоренного крайнего срока — 30 сентября 2018 года. А именно, к 1 марта. Возможно, это было связано с какими-то политическими вопросами. Мы справились, и сделали все на полгода раньше. Устранили мелкие недостатки и попытались сдать работу. Но из городского управления дорожного хозяйства нам написали возвратное письмо. В нем говорилось, что приемка невозможна, так как работы выполнены не по ГОСТу и СНиПам», — говорит генеральный директор ЗСК Петр Ильин.

Претензии, которые выставили компании в управлении дорожного хозяйства были таковы. Работники ЗСК должны были переставить знаки в одну ось с новыми знаками, перевесить светофоры, которые закрывают знаки, а также подрезать несколько деревьев. Этого списка не было в смете, изначально в контракте их не предусматривали и согласованы не были. На перевешивание знаков и светофоров, а также обрезку деревьев у подрядчика не было разрешений.

Вдобавок, все это требовало дополнительных затрат — около 600 тысяч рублей.

При этом раньше у городских дорожников никаких претензий к ЗСК не было. А потому причину нужно было искать в другом месте. Петр Ильин предположил, что перемена отношения к работе подрядчика кроется в определенной установке «сверху». И идти она может от высокого чиновника (и главного распорядителя), первого заместителя председателя правительства Ульяновской области Андрея Тюрина.

Почему именно от него? Тому есть несколько косвенных подтверждений. Прежде всего, то, что в городском управлении дорожного хозяйства (в частности, у его руководителя Игоря Бычкова) изначально претензий к выполненному контракту не было. Но документы как лежали, так и лежат в управлении без движения. Почему? Явно кто-то «притормозил».

«В личных разговорах Бычков неоднократно упоминал имя Андрея Тюрина. По слухам, он якобы запрещал согласовывать работы, выполненные ЗСК. И будто бы давил на главу городского управления», — пояснил Ильин.

О том, что претензий к работе ЗСК нет, говорил и заместитель главы администрации Ульяновска Сергей Гигирев. Об этом он по телефону сообщил Тюрину на одном из заседаний в правительстве, где обсуждалось благоустройство города.

В чем же причина возможной неприязни высокого чиновника к компании, которая качественно сделала свою работу? Все просто. Уже после того, как ЗСК выполнил все работы по вышеуказанному контракту, в Ульяновске были разыграны еще два крупных аукциона на ремонт дорог в городе. Победителем одного из них стала компания «Воддорстрой» из Чувашии. А второго — самарская компания «Ульяновсктрансстрой» (УТС). Именно она на протяжении нескольких лет выигрывала в Ульяновске самые крупные торги, причем, очень выгодно, практически без снижения цены.

По данным некоторых подрядчиков, Тюрин некогда был связан с крупными самарскими дорожными компаниями. А потому он может лоббировать «дружественный» ему бизнес. Если так, то чиновнику может быть выгодно, чтобы контракты забирали самарцы. А «Воддорстрой», который неожиданно выиграл контракт, сотрудничает с ЗСК в качестве подрядчика.

К слову, именно с самарскими компаниями связан целый ряд криминальных историй. Например, в прошлом году суд вынес приговор бывшему топ-менеджеру самарской группы компаний СОК, экс-советнику губернатора Ульяновской области Сергею Фанину. Его обвинили в самоуправстве и приговорили к 1 году и 8 месяцам исправительных работ. На него же возбудили уголовное дело о покушении на мошенничество.

Обыски провели прошли у Игоря Бычкова и его заместителя Сергея Демидова, директора ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Сергея Холтобина и его зама Михаила Михайлина, и также у регионального замминистра по транспорту и дорожному хозяйству Андрея Тюрина.

По данным следствия, Фанин получил от соучредителя компании СКМ 10 миллионов рублей — за взятые на себя заведомо невыполнимые обязательства. Следователи выяснили, что он обещал оказать этой компании содействие в приеме и оплате выполненных работ по муниципальному контракту, заключенному с комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Ульяновска. Также Фанин хотел помочь с заключением такого же контракта на выполнение работ по строительству дорог на общую сумму более 185 миллионов рублей. За это Сергей Фанин якобы запросил 18,5 миллиона рублей. Вот такая, довольно распространенная схема.

Но вернемся к Тюрину. Если выстроить такую же логическую цепочку, когда чиновник может по доброй воле или за вознаграждение лоббировать интересы определенных компаний, можно предположить, что Тюрин просто мстит «конкурентам». Непринятый контракт, требование выполнить мифические, не прописанные в смете и не оговоренные ранее работы — хороший способ подпортить жизнь компании, которая качественно выполнила свою работу.

А дальше похожи претензии может получить кто угодно: хоть и тот же «Воддорстрой», у которого также могут не принять выполненные работы и затянуть выплаты по контракту. Все это — исключительно для того, чтобы отбить желание заходить на ульяновский «дорожный» рынок.

Петр Ильин намерен бороться: он обратился в правоохранительные органы, просит СМИ рассказать об этом истории как можно шире. Сегодня так поступают с одной компанией, завтра жертвой может стать любая другая, которая, сама того не зная, перешла дорогу подрядчику, который считается у чиновника «своим».

Мы, в свою очередь, запросим и официальный комментарий по сложившейся ситуации. Дорожная сфера-сложная и коррупциогенная. И она должна быть максимально открытой. Ответ предоставим вашему вниманию отдельно.