В Год Японии в России в нашем городе в конце мая проходил фестиваль «Дни Японии в Ульяновске».
Одним из его событий стало открытие 30 мая в Ульяновском музее изобразительного искусства XX-XXI веков выставки «Японская гравюра укиё-э XVIII-XIX веков».

Произведения – из частной коллекции Кирилла Данелии, сына культового советского режиссера Георгия Данелии. Данелия-младший известен как российский художник, коллекционер, антиквар, почетный академик Российской Академии художеств. С 1989 по 2002 годы он жил и работал в Нью-Йорке. С 2002 года является владельцем собственной галереи в Москве, специализирующейся на античности и Древнем Востоке. Его персональные выставки неоднократно проходили в Москве и других городах России, в США, Швейцарии, Великобритании, Ирландии. Его произведения хранятся в собраниях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Ивановского областного художественного музея, Тверской областной картинной галереи, а также во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Приехать на открытие выставки в Ульяновск Кирилл Данелия не смог. Но музейщики надеются на дальнейшее с ним сотрудничество.
видели японскую графику. Это было в 2005 году. Экспозиция также размещалась в музее современного изобразительного искусства. Тогда, как вспоминает заведующая этим музеем Елена Сергеева, ей очень понравилось, как «вкусно» посетители рассматривали каждое произведение, испытывая эстетическое наслаждение. И вот теперь у них появилась новая возможность прикоснуться к миру уникального японского искусства, в котором красота и изящество возведены в культ, а мастерство художника, который умудряется минимумом линий и цвета создать неповторимый образ, кажется безграничным.

На выставке представлены гравюры эпохи Эдо (современный Токио 1603-1868 годов). Они созданы в жанре японской живописи и ксилографии укиё-э, в дословном переводе – «картины зыбкого мира». Основной темой для художников были радости повседневной жизни. Как правило, мастера изображали бытовые сцены, развлечения, такие, как, например, танцевальные праздники, любование годовыми сезонами и так далее.

С течением времени технологии резьбы по дереву и печати совершенствовались. Это позволило добиваться таких эффектов, как отражения на водной глади или же тисненая текстура. В XIX веке, когда работал самый известный японский художник в жанре укиё-э Кацусика Хокусай (1760-1848), при печати листов использовалось уже до двадцати различных цветовых блоков.

На выставке зрителя, несомненно, остановят перед собой невероятно изысканные работы из серии «Сто хризантем» Кэика Хасэгава 1893 года. Из ста листов этой серии графики представлено лишь девять, однако этого достаточно, чтобы понять, что художник одухотворяет цветок, открывая в нем новые грани смыслов. А сколько поэзии в названиях, придуманных мастером каждому изображению: «Храбрость льва», «Сверток счастья», «Волна спокойного моря»… Вообще, хризантема для японцев – особый цветок. Это эмблема императоров и название высшего ордена государства. Кроме того, хризантема олицетворяет счастье и долголетие.

Бидзин-га – картинки с красавицами – одна из распространенных тем у японских художников. Можно долго рассматривать нежные лица молодых женщин, их причудливые прически, сложные складки и детали их кимоно. Портреты изображают куртизанок, гейш, девушек из чайных домиков. Интересно, что в Японии эти гравюры нередко служили рекламой самим красавицам или заведениям, где они служили.

На выставке можно увидеть работы ярчайших мастеров жанра бидзин-га: Судзуки Ха-рунобу (1724-1770), Китагава Утамаро (1753-1806), Кэйсай Эйсэн (1790-1848), Кикукава Эйдзан (1787-1867).

Историко-героический жанр муся-э с битвами самураев на выставке представлен гравюрами Утагава Ёсикадзу (годы жизни неизвестны, годы творчества: 1848-1871), Утагава Куниёси (1798-1861), а ландшафтная тема – Андо Хиросигэ (1797-1858).

Посетители выставки увидят также знаменитые традиционные японские кимоно из шелка с вышивкой и пояс, у них будет возможность сравнить, их с нарядами красавиц, изображенных на гравюрах двести и триста лет назад.

Выставка работает до 30 июня.
Ирина Морозова