С 3 апреля 2018 года вступил в действие Федеральный закон № 59, который предусматривает изменения в Жилищном кодексе Российской Федерации. Они дают возможность перехода к прямым договорам между собственниками жилья и поставщиками коммунальных ресурсов: тепла, воды, электроэнергии.

Вопросов больше, чем ответов
Вступивший в силу закон достаточно долгое время, более двух лет, проходил разработку и обсуждение. Свое мнение о нем не единожды высказывали и депутаты Законодательного собрания Ульяновской области. Плюсы и минусы изменений, которые, без сомнения, затронут интересы практически всех жителей многоквартирных домов, в очередной раз обсудили на заседании парламентского комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, которое провел его председатель Геннадий Антонцев.
О важности обсуждаемой темы свидетельствует тот факт, что в заседании комитета приняли участие депутат Валентин Трубчанин, советник губернатора Ульяновской области в сфере ЖКХ Александр Потапов, заместитель регионального министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Александр Черепан, представители ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, председатели советов МКД.

В ходе обсуждения участникам встречи напомнили, что новый закон предоставляет возможность жильцам обходиться в вопросах тепло-, водо- и электроснабжения без посредников, которыми являются управляющие компании. Правом заключения договоров напрямую могут воспользоваться как собственники жилья, так и его наниматели.

Ресурсоснабжающие организации тоже получают возможность заключать прямые договоры, отказавшись в одностороннем порядке от сотрудничества с управляющей компанией. Такое допустимо при условии, что долг за коммунальные ресурсы перед поставщиком составляет два и более среднемесячных платежа.
По мнению Геннадия Антонцева, даже после принятия и начала действия правового документа он вызывает множество вопросов и имеет недостатки. Теперь жильцы могут сами заключать прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. Хорошо это или плохо? Кто и как будет отвечать за правильность начисления за коммунальные услуги? Куда обращаться собственникам с вопросами по качеству коммунальных услуг? Кто будет отключать должников? Увеличится ли плата за коммунальные услуги с переходом на прямые договоры? Нужно ли торопиться заключать такие договоры?..

Прошу слова
Мнения, как зачастую бывает в таких случаях, разделились. Заместитель руководителя профильного министерства Александр Черепан полагает, что главной целью принятого закона является уход управляющих компаний от долгов перед ресурсными организациями. Однако при этом документ не решает другого вопроса, конкретно – выпадающих доходов, получаемых управляющими компаниями от общедомовых нужд при прямом абонировании населения. Кроме того, целый ряд ресурсоснабжающих организаций, а только по теплоснабжению таковых в регионе 145, сегодня фактически не готовы к прямым договорам с жильцами. Почему? Это требует дополнительных средств и привлечения новых кадров, что в конечном итоге может отразиться на тарифообразовании.
Сергей Гужев, директор Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», являющегося поставщиком тепловой энергии в областном центре, отметил, что его предприятие стало практиковать заключение прямых договоров с жильцами еще несколько лет назад. Сегодня по такой схеме работа ведется со всеми крупными управляющими компаниями. «Собственники жилья, – поясняет руководитель, – не ощутили никаких изменений, только начали получать отдельные платежки за тепло и горячее водоснабжение. Ресурсные организации могут использовать более широкие правовые и технические инструменты для работы с должниками, хотя управляющие компании имеют для этого больше возможностей».
С такой позицией солидарны представители УМУП «Ульяновскводоканал». А также ПАО «Ульяновскэнерго», которое стало первым в регионе, кто начал еще в 2013 году переводить жильцов на так называемое прямое абонирование. Поставщики энергоресурсов объясняют свою позицию необходимостью ухода от прогрессирующих долгов управляющих компаний, их ограниченными возможностями и нежеланием вести работу с неплательщиками.
Иная точка зрения у руководителей ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области», которое занимается теплоснабжением на территории региона. В письменном ответе на запрос парламентского комитета они привели свои аргументы, цитируем: «В связи с большим объемом работ предприятие не готово и не планирует переход на прямые договорные отношения с собственниками помещений в МКД по собственной инициативе».
А вот приглашенные на заседание комитета руководители ульяновских управляющих компаний в большинстве своем идею прямых договоров восприняли с одобрением. Так, например, директор ООО «УК МегаЛинк» Александр Николаев считает, что переходить к такой схеме необходимо было еще несколько лет назад, чтобы не копить многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими предприятиями.

Директор ООО «УО Жилстройсервис» Николай Погодин в свою очередь привел конкретную статистику. Если раньше на управляющую компанию за полученную домами тепловую энергию ложилась финансовая нагрузка в размере 40 миллионов рублей ежемесячно, то теперь этот показатель равен всего одному миллиону рублей в виде расходов на общедомовые нужды.
Что касается представителей платежного агента в лице ООО «РИЦ-Ульяновск», то они к минусам прямых договоров склонны отнести увеличение времени при пересчете коммунальных платежей, когда ЖКХ-услуги оказаны в ненадлежащем качестве, поскольку приходится запрашивать информацию и у управляющей компании, и у ресурсоснабжающей организации. В качестве меры, направленной на решение этой проблемы, ООО «РИЦ» уже в ближайшее время планирует перейти на единый платежный документ. По нему жильцы смогут оплачивать все коммунальные услуги: как в адрес управляющих компаний, так и в адрес поставщиков энергоресурсов.

Между тем представители советов МКД высказали опасения, что переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями приведет к дополнительному росту тарифов и увеличит время для решения коммунальных вопросов, когда вместо управляющей компании за помощью придется обращаться к каждому поставщику ресурсов в отдельности.

Никаких гарантий
«К сожалению, – подвел итоги обсуждения Геннадий Антонцев, – стало практикой, когда реализация федерального закона затрудняется отсутствием нужных нормативно-правовых актов. Форма типового прямого договора до сих пор не утверждена. Порядок взаимодействия между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, а также распределение между ними ответственности перед жителями в случае выявления нарушений в сфере предоставления коммунальных услуг не прописаны. При таких условиях обеспечение прав и интересов собственников не гарантируется». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
По итогам заседания принято решение направить озвученные в ходе встречи предложения и замечания по вступившему в силу закону в профильное министерство. Поможет ли? Как знать. Но отступать депутаты не намерены: капля камень точит.