Дорога с правого берега Ульяновска на Императорский мост через Волгу в сторону левобережья из просто проезжей части давно превратилась в нечто сакральное. Во всяком случае, беды, преследующие волжский склон, укоренились в сознании горожан во что-то вроде само собой разумеющееся явление.

Наиболее впечатляющий оползень на грузовой «восьмерке» случился 5 апреля 2016 года, в 8 часов утра, когда на одном из участков провалился асфальт. К сожалению, одним участком дело не ограничилось – один за другим треснули и «уползли» поближе к Волге еще несколько.

Желающие освежить в памяти эпопею, результатом которой стали многочисленные споры и существенные финансовые траты (пришлось поучаствовать и федеральному центру), могут воспользоваться заветной фразой «окей, Гугл!», и хроника разрушения и последующего восстановления дороги предстанет во всей красе. Мы же обратимся ко дню сегодняшнему, поскольку на волжском склоне опять все не слава богу. На этот раз разрушению подвергся участок дороги на улице Портовой, аккурат перед путепроводом.

А вот раньше…
Начнем, однако, с краткого экскурса в историю – дабы реальнее представлялась ситуация дня сегодняшнего.

Вообще, оползни – это сугубо наше, «родное». Вот лишь несколько дат, отмеченных самыми ощутимыми оползневыми процессами: 1724, 1743, 1785, 1866, 1868 годы. Да что там! В период с 1877 до 1902 гг. у нас случилось аж 10 (!!!) крупных оползней. Далее – небольшой перерыв, и все по-новову: 1914, 1915. Затем опять «перекур» – и вуаля! – в 1945, 1955, 1957 и 1979 годах из-за оползней произошли серьезные разрушения.

В 1970-х, когда возводились объекты Ленинской мемориальной зоны, в Ульяновск были привлечены самые передовые советские специалисты, в частности по инженерной геологии. Именно тогда прозвучала мысль о том, что на улице Минаева строить что-то громоздкое не представляется возможным – из-за опасности оползней. Потому и появились там только детская библиотека да областной Дворец пионеров (ныне – Дворец творчества и молодежи). Тогда же, 45 лет тому назад, были устроены и дренажные системы, отводящие воду от вышеуказанных объектов в реку Волгу. Но почти полвека без ремонта сделали свое дело – дренаж нынче ни к черту. То есть он что есть, что нет его – одна «песня».

Но вот в 2017-м на углу улиц Минаева и Железной Дивизии вырастает массивное сооружение – многоэтажный жилой дом. В свое время немало копий было сломано в спорах над этой стройкой. То, что тогдашняя городская власть была аффилирована с компанией-застройщиком (со всеми предполагаемыми откатами и проч.), сейчас уже не суть важно. Ибо скоро дом этот будет сдан и заселен жильцами. Насколько будущим счастливым обладателям квартир в «Доме на Минаева» страшно (или не страшно) – мы рассуждать тоже не будем, поскольку эта «лирика» с нынешней темой если и соотносится, то очень опосредованно.

Опять «двадцать пять»…
Вернемся же в день сегодняшний, а точнее – в 19 мая 2018 года, когда на улице Портовой, ведущей к речному порту Ульяновска, обнаружилась серьезная просадка асфальтового покрытия.

Кстати, последняя реконструкция путепровода через железнодорожные пути на дороге «Центр – Речной порт» производилась 11 лет назад силами ООО «Гипростроймост» и УМУП «Асфальтобетонный завод». Выделено под это дело тогда было 11,1 млн рублей.

В этот раз администрация города предприняла попытку возложить инцидент на плечи руководства речного порта. Якобы «разрушение дорожного полотна произошло в связи с интенсивным движением грузовиков, которые двигались из речного порта, вместе с грузом их вес достигал 40 тонн». Вроде как речпорт разрешает большим машинам по этой дороге ездить, хотя ему эта дорога и не принадлежит, а находится в собственности муниципалитета. Однако речпортовцы с такой постановкой вопроса не согласились, парировав, что «разрешать» или «не разрешать» ездить по этой дороге они никому не могут. И составили официальное обращение-объяснение. Вот оно:

«В связи с появлением противоречивой информации в СМИ Ульяновский речной порт считает необходимым разъяснить ситуацию, связанную с разрушением дороги, ведущей к причалам, находящимся в аренде как у речпорта, так и у других коммерческих компаний, осуществляющих грузовую работу на реке Волге.

Речной порт, наряду с железной дорогой, авиацией и автомобильным транспортом является частью стратегически важной транспортной инфраструктуры. Однако на сегодняшний ден, все подъездные пути к порту находятся в нестабильном или аварийном состоянии.

Ульяновским речным портом неоднократно направлялись обращения в адрес руководства области и города о неудовлетворительном состоянии дорожного полотна на ул. Портовая, в частности, о том, что путепровод на грузовой «восьмерке» (согласно проекту, мостовое сооружение рассчитано на грузоподъемность 80 тонн) не соответствует стандартам безопасной эксплуатации, насыпь не облицована плитами или камнями, из-за этого постоянно обрушается, ползет и может обвалиться.

Ситуация усугубляется отсутствием перехватывающего дренажа на отрезке от грузовой «восьмерки» до речпорта. В связи с отсутствием отводов воды с дорожного полотна путепровод играет роль лотка для всех стоков с грузовой «восьмерки». В феврале 2018 года было проведено обследование путепровода и составлен акт, где зафиксированы выявленные недостатки. Однако своевременных мер по их устранению предпринято не было.

Также считаем необходимым проинформировать, что Ульяновский речной порт не владеет и не имеет в распоряжении грузовой автотранспорт для доставки грузов. Все грузы для нужд города и области грузополучатели вывозят самостоятельно.

Напомним, грузовая «восьмерка», как и автомобильная часть к Императорскому мосту, были построены по государственному проекту для нужд Ульяновского речного порта, введенного в эксплуатацию в 1956 году. В настоящее время и автомагистраль, и ближайший мост для доставки грузов с реки в город закрыты. Единственная оставшаяся дорога в порт – по улице Нагорной–- находится в аварийном состоянии. Есть случаи, когда машины застревали и попадали в серьезные столкновения. Также для грузоперевозчиков это дополнительный «крюк». А чтобы доставить груз в Заволжский район, транспорту приходится объезжать лишние 23 километра».

К слову, Ульяновский речной порт занимается добычей, перевозкой, переработкой минерально-строительных грузов, таких как гравий, гравмасса, песок, щебень и проч. Так вот, после закрытия «восьмерки» для большегрузных самосвалов количество загружающихся в порту МАЗов и КамАЗов сократилось на 700 единиц в месяц. Если считать потери в тоннах, получается 11 000, а если в рублях – 5 500 000.

Ездить опасно… но туристам – можно
Сейчас дорога из центра города до речпорта закрыта для движения любого транспорта. «В ходе ремонтных работ на дороге снимут разрушенное асфальтное полотно, усилят основание железобетонными плитами, уложат инертный материал, уплотнят его и восстановят асфальт. Марочную прочность бетон набирает в течение 28 дней, поэтому процесс ремонта данного участка будет достаточно длительным», – сообщил заместитель главы города Сергей Гигирев.

В качестве лирического отступления позволим себе вспомнить события годичной давности. Прошлым летом приезжали в Ульяновск сотрудники московского Научно-исследовательского института ГОЧС. Федералы, приехавшие обследовать именно поползший склон Свияги, как бы заодно проверили и прочие наши неблагополучные места. Об этом специалистов попросили власти Ульяновска. В числе осмотренных – оползень Милановского, легковая и грузовая «восьмерки», филармония, улица Кирова, где в овраг «уплыли» несколько гаражей. Так вот, на пресс-конференции в администрации города ведущий научный работник НИИ Геннадий Нигметов предупреждал власти, в присутствии представителей СМИ, следующим обращением: «Не хочу никого пугать, но стоит обратить внимание на легковую «восьмерку», там есть места, которые следует укрепить. А вот грузовая «восьмерка» вполне стабильна». По всей вероятности, заключение компетентного специалиста из Москвы настолько нас успокоило, что мы забыли, что на волжском склоне есть не только «восьмерки», но и прочие дороги. В частности, та, что разрушилась в середине мая.

Возвращаясь к реалиям сегодняшним, в частности, к тому факту, что-де 40-тонные грузовики разрушили дорожное полотно по улице Портовой, стоит добавить, что ровно этим же самым путем пользуются пассажирские автобусы массой до 15 тонн, которые перевозят туристов, сходящих с теплоходов, в центр Ульяновска.

На прошлой неделе стало известно, что, несмотря на закрытие путепровода от грузовой «восьмерки» к речному порту и центральному пляжу, администрация Ульяновска клятвенно пообещала организовать пропуск через него этих самых туристических автобусов.

А еще сообщается, что, скорее всего, бетонное основание треснувшей дороги менять не планируется. Это, конечно, сократит время ремонта, но теоретически может стать причиной очередного инцидента.