В выставочном зале Дворца книги работает выставка Павла Клементьева – художника, иллюстратора, члена Союза художников России.
Автор назвал свою новую выставку «День рождения палитры». Он рассказывает, что именно в это время 10 лет назад, когда после окончания училища культуры поступил в УлГУ, он купил палитру, которой и пользовался в течение этих лет. Сейчас он прикрепил ее на планшет и будет хранить как память об этом отрезке своей жизни.

На открытии выставки Павел сразу предложил задавать ему вопросы, так ему будет легче рассказывать о себе и своем творчестве. Вопросы тут же посыпались.

Как водится, первым был вопрос о родителях, как и когда они заметили в ребенке художественные способности. Павел рассказал, что его родители никак не связаны с творчествем. Мама – педагог, отец – инженер-геодезист. Но они всегда поощряли его любовь к рисованию. Сколько себя помнит, у него всегда были альбомы для рисования, бывало, даже поля школьных тетрадей разрисовывал.

Он не учился в художественной школе, а сразу поступил в училище культуры на специальность «Дизайн окружающей среды». Первые годы были достаточно сложными, потому что все ребята были после художественных школ, а он из деревни приехал и был совсем без подготовки. Вспоминает, что первый год был троечником, на следующих курсах стало легче. Просто он очень любит рисовать, не представляет без творчества своей жизни. Может быть, это даже лучше, что в раннем детстве не учился в художественной школе, потому что там часто учат рисовать четкие формы, которые нужно четко, математически выстраивать, но, научившись этому, ребенок не мыслит творчески. Художник должен уметь мыслить, в своей голове рождать образы, генерировать идеи, только тогда он будет по-настоящему творческим человеком.

У самого Павла голова работает как надо, это видно по его работам. Интересно то, что он однажды делал копию своего произведения, и у него не получалось. Потому что это было уже другое время, другое состояние. Сам он считает, что очень подвержен подражательству. В годы учебы в университете подражал стилю своего преподавателя Дениса Горшунова. Сейчас подражает манере Игоря Олейникова, художника-иллюстратора, лауреата премии имени Андерсена нынешнего года. Это происходит бессознательно.

Можно учиться создавать художественные произведения самостоятельно, по книгам. Но это не будет настоящее искусство. Даже с помощью продающихся в магазинах наборов по номерам можно составить приятные картинки. Но только в ходе общения с хорошим преподавателем получается настоящий художник, считает Павел. На вопрос, хочет ли он сам преподавать, ответил, что займется этим когда-нибудь под старость.

В настоящее время Павел Клементьев больше увлечен графикой, живописью почти не занимается. Считает, что она требует слишком много времени. Хорошая живопись многослойна. Видно, что автор долго над ней трудился, писал и переписывал, только в этом случае она трогает зрителя. Если в картине нет мысли, это не искусство, это просто картина. Говорят, что с помощью живописи психиатры лечат душевнобольных. Но в случае с художником – совсем другая история. Художник каждый раз добивается совершенства, и это может привести к психозу.

Графические работы выполняются быстрее. Иногда бывает так, что утром возник замысел, а к вечеру вещь уже готова. И чаще всего это действительно хорошая вещь. А очень редко бывает, когда работа нравится самому. Из серии в 20 рисунков самому нравятся, может быть, три.

Он любит иллюстрировать детские книжки, когда вовсю можно проявить фантазию. В его оформлении вышло уже восемь книжек. Сейчас делает иллюстрации к сборнику мордовских сказок для одного санкт-петербургского издательства. Рассказывает, что легче иллюстрировать новые книги. С теми, что уже не раз издавались, труднее, потому что у авторов, издателей, да и у читателей, сложились стереотипные представления об образах, и трудно их переубедить. На вопрос, к какой книжке он хотел бы сделать рисунки, художник ответил, что к сказкам Корнея Чуковского, особенно к «Тараканищу». Он нарисовал бы таракана сначала маленьким, потом все больше и больше. Как у Чуковского: «Таракан, таракан, тара-канище…».

Сам Павел знает за собой такую особенность – склонность к преувеличениям. Но это помогает создавать интересные образы. У него есть серия работ по славянскому фольклору времен язычества, где это преувеличение особенно заметно.

На вопрос, как он относится к компьютерной графике и использует ли ее, Павел ответил, что компьютер – невероятная вещь, он может все. Но если выбирать руки или компьютер, то, конечно, – руки.

Выставку Павел называет сборной солянкой, так как здесь представлены работы, выполненные в разные годы. Тут и натюрморты, написанные в студенческие годы, живописные пейзажи, иллюстрации к книгам, плакаты к театральным спектаклям (Павел Клементьев – художник областного драматического театра). Отдельно помещена серия иллюстраций к японским сказкам, выполненных в китайской технике «силуэт», то есть изображение вырезано из бумаги и наклеено на бумагу другого цвета.
Вера ПЕТРОВА