Автор: Анна Рачинская
«Парусным спортом я начал заниматься с детства, сразу как мои родители в 1982 году (они авиастроители и их пригасили на Авиастар) переехали в Ульяновск. Как и любого мальчишку того времени, выросшего на фильмах по книгам Жюля Верна, меня покорили бескрайние волжские просторы. Нас как магнитом тянуло на Волгу. И однажды, пойдя на рыбалку, я наткнулся на пару вагончиков и несколько маленьких парусных лодок – это была детская секция в заволжском яхт-клубе «СТАРТ», в которую я потом и записался. С тех пор практически жил на Волге, домой приходил только поесть и поспать.

О яхтах и парусном спорте
Первая моя яхта была «Кадет» – двухместный спортивный швертбот, на котором я ходил рулевым. В первый же год стал чемпионом города, а на следующий – области. Потом были тренировки, сборы, соревнования и походы. После армии пересел на крейсерскую яхту СТ 25 – это килевая семиметровая яхта с возможностью автономного плаванья.

Многие думают, что парусный спорт только для людей состоятельных, а стоимость яхты для обывателей кажется заоблачной. На самом деле это большое заблуждени,е и виноваты в этом западные масс-медиа. Когда говорят слово «яхта», все представляют белоснежный катер с мощным двигателем и наемным капитаном. Для покупки и содержания этого требуется много миллионов рублей. Конечно, гоночные яхты, сделанные по последним технологиям, очень дорогие, как и участие в престижных гонках и кругосветках. Это отдельный мир со своими правилами и стандартами, оснасткой и экипировкой. Но это вершина айсберга, миллионы людей во всем мире путешествуют под парусом, участвуют в туристических регатах. А это гораздо проще и дешевле.

Об истории
Несмотря на то, что по Волге под парусом ходили еще со времен викингов и Стеньки Разина, парусным спортом у нас начали заниматься в начале прошлого века, в еще царской России. Конечно, это были люди высокого социального статуса и достатка.

После революции был спад, но затем, после войны, произошел бурный рост всевозможных яхт-клубов и обществ, в первую очередь в Москве и Ленинграде. Города на Волге тоже не остались в стороне. Много яхт-клубов было образованно на базах ДОСААФ и под знаменами наших спортивных обществ «Торпедо», «Динамо», «Зенит», где простые рабочие и инженеры самостоятельно строили яхты и устраивали на них гонки.

Современный яхтинг делится на туристический (самый массовый), спортивный (на олимпийских яхтах) и спортивно-туристический (гонки на крейсерских яхтах), экспедиционный яхтинг (по заданному маршруту с четко поставленными задачами по ходу движения и конечной целью экспедиции).

Об «Ультре»
Поскольку я вырос в Советском Союзе и пользовался плодами той эпохи вплоть до 2007 года, все это время ходил на лодках, приобретенных в эпоху советского спорта. В начале 2000-х на одной из регат познакомился с ребятами из Санкт-Петербурга, которые на собственной верфи строили яхты. В начале 2007 года они откатали корпус моей будущей «Ультры», а затем я самостоятельно планировал и изготавливал внутреннюю обстановку, монтировал палубное оборудование и двигатель. В августе того же года лодка была спущена на воду, прошла ходовые испытания. Два сезона я отгонялся в Питере, а затем погнал по воде лодку в Ульяновск. Это было самое длительное и интереснейшее путешествие, чуть более 2000 км.

О детской парусной школе
Уже три года как совместно с Педагогическим университетом действует детская парусная школа. У нас есть несколько проектов, с которыми в ближайшее время планируем ознакомить руководство города и области. Проекты касаются туристического направления, студенческого и детского спорта. Что касается возраста, то в парусе практически нет ограничений. Дети начинают заниматься с 7-8 лет. Но я решил создать свою парусную школу для ребят. Ведь вырос на парусном спорте, и мне больно смотреть на то, что дети, которые с удовольствием тянуться к воде и живут на Волге, на самом деле ее не видят.

Увы, углубленно и именно профессионально в последнее время с детьми у нас парусным спортом никто не занимался. Ситуация сложилась так, что все «деды», которые раньше учили молодежь ходить под парусом, вымерли как динозавры. И если мы сейчас этих детей не научим, передать опыт будет некому. В результате многоборье начнет хромать, а ведь это олимпийский вид спорта! Решил, что нужно начать какое-то поступательное движение, потихонечку развивать этот спорт. И главное, чтобы дети занимались свободно и бесплатно!

Совместно со школой морского многоборья решили эту секцию возродить (у нее есть территория, бухта, возможность хранить все необходимое). В итоге на свои средства приобрели около 10 лодок с парусом (мы – это федерация парусного спорта и федерация морского многоборья). Собрали лодки для детей от 8 до 16 лет. И наконец-то в прошлом году я зарегистрировал нашу Федерацию парусного спорта Ульяновской области, прошел аккредитацию, чтобы можно было с бюджетом работать, чтобы выделяли хоть какие-то средства, ведь поддержка всегда нужна! То есть, в июле 2017 наша федерация обрела официальный статус. Меня попросили ее возглавить. Теперь мы активно начинаем взаимодействовать с министерством спорта, агентством по туризму, комитетом по делам молодежи региона.

О проблемах
На самом деле будет уже год, как мы пытаемся наладить отношения с региональным министерством спорта, но какой-то заколдованный круг получается! Вот уже четыре министра сменилось. Только начинаем работать с вновь назначенным министром, налаживаем контакты, он «въезжает» во все проблемы и начинается взаимодействие, как бах – опять смена руководителя! И опять все сначала…

Но самая наша большая проблема на сегодня – это официально оформить нашу детскую парусную школу, выбить ставки для тренеров и т.д. Нам надо буквально пять-шесть человек, люди есть, они готовы работать. Но город или область должны это профинансировать – увы, одним нам не справиться, потому что попросту не имеем права сами вести эту детско-юношескую школу.

Сейчас ребята пока ходят в школу морского многоборья на базе морской школе ДОСААФ. За зиму мы провели с ними теоретические занятия. Ведь ребенку нужно получить много знаний: что такое морская миля, какие веревки бывают, паруса, что такое ветер и т.д. Набираем ребят по объявлениям в средних школах, далее планируем, когда все утвердится, привлекать ребятишек из детских домов, интернатов, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо оторвать ребенка от улицы, негатива, интернета, чтобы он общался с живой природой.

Если дети занимаются парусом, учатся взаимодействовать с массой факторов (вода, воздух, солнце), принимать правильные решения, у них появляется цель в жизни, что очень важно! Но в нашу секцию, увы, они ходить пока не могут – нет у нас полномочий. Лодки-то есть, а вот запустить детей на них пока не можем. И все из-за отсутствия поддержки на официальное оформление.

О детях
Но уже сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы проводить мастер-классы в детских летних лагерях уже в этот сезон. Будем пока объяснять теорию этого спорта. Есть стенды, чтобы проводить занятия на суше – ребенок садится и будто под парусом идет. По возможности будем устраивать в закрытых акваториях (в бассейнах) уже мастер-классы на воде (на открытую воду я не могу детей выпускать, пока нет оформленной секции). Станем учить ребят методам безопасности, спасения на воде, в общем, целая программа разработана. У нас там порядка 12 курсов.

Также хотим в нескольких школах Ульяновска запустить дополнительное образование по парусному спорту. Мы все живем у Волги и просто обязаны приучать детей к воде. И чем больше они к ней будут приучены, тем меньше станут ее бояться и меньше будет несчастных случаев. Кроме того, у меня есть проект по сбору парусной лодки на школьных уроках труда: она легко собираются из картона, и на ней дети ходить начинают по воде. Это безопасно. Но даже если нам и не окажут власти поддержку, все равно мы будем стремиться помогать всем желающим ребятам, в том числе и обездоленным, помогать встать на нужный путь. Только общение с природой дает возможность ребенку увидеть этот мир с всем с другой стороны, с правильной…

У меня самого растут дочки, 7 и 11 лет. И я их уже обучаю парусному спорту, чтобы почувствовали, влюбились в ветер, скорость, риск, но при этом научились не рисковать своей жизнью и жизнью других, знали где опасность и безопасность.

О мечте
Как у любого яхтсмена, мечта – сходить в кругосветное плавание. Мечта эта приходит, наверное, к каждому, кто хоть раз ходил под парусом, но не каждому дано ее осуществить. Мне помог случай. В прошлом году на корпоративной регате я познакомился и подружился с очень интересными людьми, которым предложил не размениваться по мелочам, а осуществить грандиозный план – сходить в кругосветное плавание. Наш земляк – писатель Иван Гончаров, попав в Санкт-Петербург, совершил плавание к берегам Японии, написав замечательную книгу «Фрегат «Паллада»». Именно по его путевым заметкам мы хотим проложить маршрут, посвятив свое плавание великому земляку, и описать те же места, но уже в наше время.»