В последнее время крупные “знаковые” мероприятия региона наметили тенденцию к утрате стратегии постановки конкретных задач и, соответственно, получения конкретных результатов. Форумы все более проводятся ради форумов. Лучше всего это просматривается в проведении Форума культурного, который уже несколько лет как превратился в непонятную солянку из тренингов, семинаров и собранных по принципу “на что хватило бюджета” выступлений разномастных спикеров. Цели ставятся самые общие, пиар уже работает сугубо ради пиара (напомним анекдот начала текущей недели, когда было заявлено о приглашении Канделаки и Парфенова, но, как оказалось, пока будет все тот же спикер прошлого года – урбанист Свят Мурунов). Но это – культура: к гуманитарной сфере всегда сложнее предъявить конкретные требования. Больше спрос с реального сектора. Отсюда наше повышенное внимание к проведению другого знакового для региона мероприятия – Форума авиационного (МАТФ).

В мае нам попала в руки и была представлена на общее внимание конкретная смета организации предстоящего авиационного форума МАТФ-2018: «3 млн на режиссуру и 6 на обустройство площадки». Мы предложили задать вопросы организаторам. В комментариях под материалом и на почте собралось 12 содержательных вопросов. Мы переадресовали их курирующему мероприятие первому заместителю председателя правительства Андрею Тюрину (ответы по ссылке) и основному организатору форума, главе петербургского Центра навыков и компетенций в индустрии гостеприимства  Олесе Дворак (ответы по ссылке). Часть вопросов переадресовали компании АНО «Улконгресс», которая занимается технической стороной организации форума (ответ).

Решили собрать и экспертные мнения людей, в те или иные годы напрямую причастных к МАТФу. Сегодня побеседовали с руководителем «ОЭЗ-Сервис» Денисом Барышниковым, который в разные годы был в числе основных организаторов форума.

Барышников работал гендиректором ПОЭЗ Ульяновск,  руководил промышленной зоной с 2009 года, с момента её создания. До этого трудился директором по проектному финансированию в компании «Волга – Днепр» и генеральным директором «ВолгаТехнопорт». 

– Денис, вопрос “в лоб”: зачем региону МАТФ?
-МАТФ региону нужен однозначно! Это очень правильный формат продвижения инфраструктурных площадок региона. Губернатором принято решение о проведении Форума на площадке только что построенной и единственной в России Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Первое: МАТФ-это инструмент приземления новых инвесторов на территории ПОЭЗ.

Второе: МАТФ – средство получения новых контрактов теми предприятиями авиационной отрасли, которые уже работают у нас. Это основные задачи, решаемые МАТФ на микроуровне региона.

– Тогда откуда скепсис?
– Скепсис сугубо относится к тому, к чему МАТФ пришел. К сожалению, текущий формат проведения мероприятия достигать этих целей просто не позволяет . Список конференций и деловая программа, которая формируется, задачам просто не соответствуют: они не позволяют собрать целевую аудиторию предприятий, которые вписываются в профиль бизнеса Авиастара, Композита и прочих. А значит, и их развития. Я посмотрел повестку МАТФа – 90% мероприятий деловой программы отвечают только на политическую повестку. Темы ставятся правильные, связанные с человеческим капиталом, с решением кадровых проблем, но подобного рода мероприятия не способны привлечь необходимую региону целевую аудиторию. Они являются изначально затратными и построены по принципу “просто дайте денег”. По большому счету, заказчиком здесь может быть только одно лицо – это первое лицо региона. Которое благодаря МАТФу отрабатывает политическую повестку. И такая повестка тоже нужна, но за ней тем более должна стоять плотная работа профильных организаций, потому что это еще большая ответственность исполнителей. В первую очередь, здесь речь о Министерстве промышленности, которое должно заниматься авиацией, либо о профессиональной организации ульяновского авиационного кластера, которая должна просыпаться не в момент проведения МАТФа.
Подготовка к следующему МАТФу должна начинаться практически с окончания предыдущего форума. Это постоянная работа по выстраиванию кооперационных цепочек предприятий. Работа по встраиванию Авиастара и всего перечня предприятий ульяновского авиационного кластера в кооперационные цепочки новой авиационной продукции. Но именно этого и не происходит.

По большому счету, ульяновский авиационный кластер – управляющая компания ульяновского авиационного кластера, как таковая, не существует. Вернее, с уходом Зинурова из региона, эта деятельность практически прекратилась. Авиационный кластер, как бесприданницу, передают из одного ведомства в другое. На мой взгляд, в рамках государственных полномочий подобного рода деятельность вести в принципе невозможно. Здесь необходима узкоспециализированная профессиональная организация, которая хорошо разбирается в отрасли.
Весь ульяновский авиационный кластер выходит за рамки региональной повестки. В производстве самолета участвуют тысячи российских и международных предприятий, то есть по всем программам административно-территориальные границы отсутствуют. Кластер, его развитие – это связи  и именно их необходимо развивать.

– Можно ли сказать, что МАТФ в таком виде, в котором он сейчас существует, на самом деле затратен и не нужен?
– Да, в таком виде он очень затратен. Но дело даже не в этом. Вопрос в соотношении: вложенные деньги-полученный результат. А здесь, повторюсь: единственное мероприятие, которое хоть как-то привлекает нужную целевую аудиторию – мероприятие под маркой концерна «ИЛ», посвященное самолету «ИЛ-76». Но программа была актуальна 4 года назад, когда реально разворачивалась программа строительства этих самолетов и огромное количество предприятий хотело в эту программу попасть. Тогда мы воспользовались активно зашли и у нас на портовой особой экономической зоне появился резидент – Промтехульяновск . Это в том числе результат МАТФ.
На данный момент программа «ИЛ-76» полностью сформирована. А те программы, в которые мы можем войти, создать задел на будущее, работать ближайшие 10-15 лет и быть в лидерах – остаются за порогом.

– О каких конкретно программах речь?
– Я говорю о программе производства новейшего и супер актуального самолета МС-21. Это будущее, в том числе и регионального авиапрома. В эту программу уже сейчас заходят и зарубежные партнеры – видят потенциал, а у нас эта программа на форуме даже не заявляется.

– Ну и вечно всех волнующий вопрос о бюджете.
– Мы видели, в том числе и у Вас на портале были комментарии, что Форум финансируется из внебюджетных источников. Я принимал участие в организации МАТФов четыре и пять лет назад. Более 50% бюджета форума – это деньги Авиастара, которые финансируются в соответствии с соглашением о налоговой льготе по налогам на имущество. Так было всегда. Этот МАТФ ничем не может отличаться от предыдущих. Коммерческих мероприятий в нем на порядок меньше, чем в предыдущих авиафорумах. Поэтому уверен, что авиастаровский источник – те самые деньги, недоплаченные в областной и городской бюджет, – там есть. Считать ли его деньгами налогоплательщиков или нет – я комментировать не могу. Об этом может сказать Счетная палата.

И буквально вчера мы с боем получили последнюю порцию ответов по опубликованной смете предстоящего Форума по которому пробежимся здесь вкратце (полностью по ссылке). На этот раз от Улконгресс (руководство которой губернатор приказывал недавно уволить). После двух месяцев нам рассказали, что смета не соответствует действительности, а настоящая только формируется (за месяц до проведения мероприятия!). По суммам нам сказать ничего не могут, так как деньги рекламодателей (так понимаем, дополнительные к основному спонсорскому взносу Авиастара) и информация конфиденциальна.
По 3 миллионам на режиссуру:
Сейчас затрачено 900 тыс, но будут заключаться новые контракты.