В выставочной галерее Большого зала Ленинского мемориала открылась выставка «Возвращение. Долгий путь домой».
В экспозиции представлено более шестидесяти работ художницы Александры Азовцевой (1910-1994), выполненных маслом, углем, пастелью и посвященных людям и культуре Китая.
Судьба Александры Александровны Азовцевой была необыкновенной. В младенческом возрасте она оказалась в Харбине: ее отец служил на телеграфе КВЖД. Александра окончила гимназию имени А.С. Пушкина в Харбине, два года училась на Первых Харбинских художественных курсах, где преподавали В.М. Анастасьев, И.А. Вьюнов, Л.К. Гринберг, Н.С. Задорожный и другие художники. Она занималась скульптурой. Добилась блестящих успехов в художественной вышивке. Во время гастролей по Китаю Федора Шаляпина в 1936 году, когда он приехал в Харбин, ему преподнесли его портрет, вышитый молодой художницей. Александра создала также вышитые портреты архиепископа Нестора, императора Николая II, доктора Казем-Бека, знамя «Русского общевоинского союза» и другое.
С 1940 году Азовцева жила в Шанхае, где занималась живописью. Написала большое количество портретов китайцев и картин из шанхайской жизни. В 1945 году ее работа -портрет Сталина, вышитый шелком на атласе, – была вручена послу СССР для подарка Генералиссимусу от русских эмигрантов.
В 1954 году художница переехала в Австралию, в Сидней, где продолжала заниматься искусством. Она изучала быт австралийских аборигенов и их культуру, делала зарисовки видов Сиднея с его старинными зданиями.
Азовцева была признанным мастером. Участвовала во многих выставках, провела более десяти персональных выставок в Сиднее. В 1988 году выставка ее работ периода 1940-1954 годов состоялась в Харбине. Она удостоена многих престижных наград Австралии, ее лучшие произведения находятся в музеях, а фамилия внесена в Международный реестр художников The Firdl Five Hundred.
Но всю жизнь художница, сохранившая свою «русскость», мечтала о России, о том, чтобы о ее творчестве узнали на Родине. И только спустя многие годы после смерти Александры Азовцевой ее картины вернулись в Россию из Австралии произведения Азовцевой предложила Елена Ильина, художница, знаток изобразительного искусства. Таким образом, было выполнено завещание, которое оставила Александра Азовцева. В 2017 году сотрудники НФПП вернули в Россию 65 полотен художницы, отреставрировали их и подготовили для показа широкой публике. Экспозиция уже побывала в Костроме и Светлогорске Калининградской области.
В Ульяновске она благодаря настойчивости Виктора Иванова, председателя Ульяновского отделения Российского фонда культуры, который решил этой выставкой отметить 30-летие регионального представительства РФК. Он сказал, что переговоры о том, чтобы привезти в Ульяновск экспозицию, велись почти год.
Ильина, художница, знаток изобразительного искусства. Таким образом, было выполнено завещание, которое оставила Александра Азовцева. В 2017 году сотрудники НФПП вернули в Россию 65 полотен художницы, отреставрировали их и подготовили для показа широкой публике. Экспозиция уже побывала в Костроме и Светлогорске Калининградской области.
В Ульяновске она благодаря настойчивости Виктора Иванова, председателя Ульяновского отделения Российского фонда культуры, который решил этой выставкой отметить 30-летие регионального представительства РФК. Он сказал, что переговоры о том, чтобы привезти в Ульяновск экспозицию, велись почти год.
Теперь горожане смогут увидеть картины Азовцевой с портретами обычных китайцев и китайских актеров в традиционных театральных костюмах, с бытовыми зарисовками из их жизни, а также пейзажи и символы Китая.
Как вспоминала сама Александра Александровна, «в Шанхае для художника было очень много сюжетов для рисования – прекрасные пейзажи, различные типы китайцев, виды, храмы с их особой атмосферой на окраине города, где фигура Будды иногда достигала 32 футов – это был Старый Китай с его мистикой… Работала с увлечением, и не хватало времени запечатлеть все это на полотне».
Елена Ильина так отозвалась о китайском периоде ее творчества: «С большим интересом Александра Азовцева наблюдала жизнь простых китайцев, глубоко изучала их быт, традиции. Это был старый Китай с его мистикой. Удивительны написанные ею портреты простых людей того времени – кротких и в то же время мудрых в своем понимании жизни. После китайской революции Александрой было создано множество картин нового Китая. Сидя на крыше дома, она наблюдала и увлеченно рисовала идущие по городу процессии. На картинах уже другие, изменившиеся лица «новых людей» – решительные и устремленные в будущее».
Национальный фонд поддержки правообладателей привез в Ульяновск не только выставку. На ее открытии известный радиожурналист Йосси Тавор прочитал лекцию о судьбе русских эмигрантов в Харбине. Играл ансамбль солистов «Лундстрем трио» из Москвы. Этот коллектив возглавляет племянник знаменитого джазового музыканта, композитора и дирижера Олега Лундстрема, который в 30-е годы создал в Харбине джазовый оркестр. Интересно, что его предки были родом из Симбирска.
Но это еще не все. На открытии выставки было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Ленинским мемориалом и Национальным фондом поддержки правообладателей. По нему совсем скоро, в середине июля, в Ульяновск приедет выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых.
Ирина Морозова