В июле этого года исполняется 255 лет со дня рождения Блаженного Андрея Ильича Огородникова. Память о нем живет в сердцах людей. Они приходят к его могиле, особенно в скорбные и тяжелые моменты жизни. Но что же привлекает верующих в истории жизни Андрея Ильича, чем вызвана такая привязанность к его памяти?


Фото – www.stsl.ru

Ни на кого непохожий
Андрей Ильич родился в Симбирске 4 июля 1763 года и был назван в честь святого Андрея Критского. Родители его – Илья Иванович и Анна Иосифовна Огородниковы – были бедные симбирские мещане. По отзывам, оба они отличались благочестивою жизнью, особенно мать. До смерти родителей Андрей Ильич жил в их доме под горою, на берегу Волги, а затем поступил на попечение своего старшего брата Фадея. С 1813 года, когда скончался брат, Андрей нашел приют у овдовевшей сестры Натальи.

До трехлетнего возраста Андрей Ильич был «сиднем», потом стал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама Анна» или просто «Анна», как звали его мать. До семи лет он носил обычную одежду, после же перестал надевать и верхнее платье, и обувь, и неизменно в любое время года и любую погоду стал бегать по улицам города босиком, в одной длинной рубахе. С тех пор Андрей сделался предметом благоговейного почитания и удивления для одних, сомнения и предубеждения для других, а для некоторых, к счастью, немногих, предметом насмешек и глумления.

На задаваемые ему вопросы он отвечал звуками, жестами, движением рук или головы – утвердительными или отрицательными, смотря по смыслу речи. Некоторые принимали его молчание за подвиг, с чем можно согласиться, так как не подлежит сомнению, что у него не было проблем с органами слуха и речи.

Андрей Ильич никогда не давал покоя своему телу. Одним из обычных занятий его после беготни из одной части города в другую было стоять на одном месте часами, перекачиваясь с ноги на ногу, и твердить ему одному понятные звуки: «Бум, бум, бум».

Временами Андрей уходил на сутки и более из дома, скрываясь в каком-либо тайном месте. Спал он с самых юных лет весьма мало, да и то на голых досках или на земле. Пища его была самая простая: ни вина, ни мяса он не употреблял, а любил, по рассказам знавших его, чай и намазанный медом черный хлеб. По временам любил он кушать сухие ягоды, которые разваривались для него в особом горшочке. Придет, бывало, домой и стучит по столу, приговаривая: «Мама», давая этим знать своей сестре или племяннице, чтобы покормили его. От необыкновенного воздержания тело его было сухо, как трава, и очень легко.

«Нет пророка в своем Отечестве»
Кротость нрава и незлобие Андрея Ильича были поразительны. Несмотря на всевозможные издевательства, Блаженный никогда не выходил из себя и даже не оборонялся, а обыкновенно, оставаясь невозмутимым, отходил от оскорбителей. Но были случаи, когда за издевательства, помимо его воли, виновного карал сам Господь. Так, в самый день похорон Блаженного один мальчик лет 12, издевавшийся над ним при жизни, подбежал на улице к его гробу и тут же, говорят, упал в страшных конвульсиях. Рассказывают также, что незадолго до своей кончины Андрей забежал в лавку к одному купцу. Последний был крутого нрава, он избил его и выгнал из лавки. Но потом в этот же день, когда стал закрывать одно из окон на верхнем этаже своего дома, потерял равновесие, выпал из него и едва не убился. Почувствовав свою вину перед Блаженным, купец послал к нему просить извинения. Незлобный и кроткий Андрей Ильич простил обидчика, и тот поправился.

Необычность образа жизни Андрея Ильича приковывала к нему взоры и внимание всех окружающих. Уважение к нему стало заметно увеличиваться с 1812 года, с начала Отечественной войны. Война эта воспламенила религиозную настроенность во всех сословиях русского народа. Многие из знатных дворянских фамилий стали посещать русские святые обители, в том числе Саровскую пустынь и затворника Серафима. Серафим отказывал в благословении приходившим к нему симбирским богомольцам, говоря: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, – у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич…». Это возвысило Андрея Ильича в глазах и во мнении народа, и вера в него, как в праведника, покровительствующего своими молитвами Симбирску, упрочилась. «Пока Андрюшка Блаженный жив, не будет у нас пожаров», – с уверенностью говорили симбиряне. И, действительно, по свидетельству современников, в то время как соседка Симбирска Казань сгорала чуть ли не дотла, в Симбирске при жизни Андрея пожаров не было. После же его кончины начались пожары и здесь.

Дар прозорливости
Особенно укрепила в народе веру в праведность Андрея Ильича проявляемая им прозорливость, свидетельству которой служат разные обстоятельства его жизни. Все, что подавал Андрей встретившимся с ним, имело свое значение и смысл: кому, например, давались деньги, тот вскоре разживался богатством, а кому предлагал он щепку или землю, тот умирал. Перед переходом дома в чужие руки или перед пожаром приходил он с метлой и начинал мести двор хозяина или выметал сор из дома, и домохозяин непременно лишался своего имущества. Так, госпожа фон Руммель передает в своих записках следующее: «Старинный дом наших родителей, где все мы родились, находился в приходе церкви во имя Святителя Николая, при нем был прекрасный сад. И не думали никогда наши родители его продавать… Но вот прибегает однажды в наш дом Андрей Ильич, никогда раньше в этой местности города не бывавший, и начинает из всех углов выметать сор. Все семейные тут же сказали, что из этого дома нам придется выехать. И что же? Совершенно неожиданно, месяца через два после этого, дедушка подарил матери нашей прекрасный каменный дом, куда мы и переехали».

Как-то раз забежал Блаженный в дом к госпоже Быковой, когда она, оправившись уже после родов, шла в баню; прошел в ее спальню, лег на диван и, сложив на груди руки, вытянулся, как мертвец. Г-жа Быкова по дороге из бани простудилась и в скором времени на этом же диване скончалась.

Известный в Симбирской епархии протоирей села Бурундуки Алексей Иванович Баратынский рассказывал, что относился к Блаженному Андрею скептически. Но вот однажды шел он толкучим рынком, будучи очень голоден, денег же на покупку хлеба при себе не имел; вдруг откуда-то появился Андрей Ильич, на бегу вынул из сумки половинку булки, сунул ему в руки и продолжил бежать дальше. Это обстоятельство заставило Баратынского изменить взгляды на Андрея Ильича.

Кроме прозорливости, многие замечали в Блаженном Андрее и другие необыкновенные действия. Так, рассказывают, что Андрей Ильич иногда голыми руками вытаскивал из пылающей печи чугунные горшки, нередко целовал кипящий самовар, причем, случалось, весь обливался кипятком, однако это совершенно не вредило ему. Нередко целыми ночами простаивал он в снеговых сугробах, некоторые видели его также стоявшим в трескучий мороз в озере Маришке.

Народное благоговение
Прожил Андрей Ильич 78 лет. Перед смертью от телесной слабости и изнеможения он слег в постель. Заслышав о его болезни, народ во множестве стекался к нему за благословением, считая за великое счастье поцеловать его руку. Без всякого зова перебывало у него за это время и почти все городское духовенство. После исповеди 23 ноября 1841 года Андрей Ильич в последний раз причастился. По словам очевидца, в этот момент на лице его отражалась неземная радость. Перед кончиною всю ночь духовник провел возле постели его и вслух читал акафист Успения Богоматери, а затем и отходную, а в 4 часа утра 28 ноября Андрей Ильич тихо и безболезненно скончался.

Кончина Блаженного взволновала не только жителей города, но и народ окрестных селений. Стечение к его хижине людей всякого сословия было чрезвычайное, улица была загружена экипажами; все стремились отдать последний христианский долг усопшему. Возможность изготовить гроб для покойного почиталась за счастье и честь. Она была предоставлена одному столяру, который, по словам племянницы Андрея Ильича, еще несколько лет назад в ноги кланялся, чтобы никому не заказывали, кроме него, гроб для Блаженного. Рубаха для усопшего была сшита сестрами Андреевыми, они же надели на него старинный восьмиконечный медный крест.

В богатом гробе, в обычной длинной рубахе и босой, как и ходил при жизни, Андрей Ильич покоился пять суток в своей тесной хижине. Затем тело блаженного торжественно было перенесено в Вознесенский собор к всенощному бдению. Что было удивительно, шесть суток прощания с покойным, сначала при жаре и духоте в его хижине, а затем в теплом храме не повлияли на тело умершего: тление не касалось блаженных останков и запаха не было. Старец покоился с отражением радости и умиления на лице, что еще более подогревало народное благоговение.

Из церкви, по окончании отпевания, гроб вынесли диаконы, передавшие его потом народу. Здесь были выдающиеся по положению граждане из купеческого и дворянского сословия, которые несли гроб на своих плечах более версты до самой могилы, приготовленной, с разрешения высокопреосвященного Анатолия, в Покровском монастыре, где обычно погребались лишь люди знатные.

Вскоре после погребения Блаженного на могиле был положен камень в виде гроба, а на камне чугунная плита с надписью о происхождении, датой рождения и кончины. В 1893 году на середине могилы был установлен прекрасный чугунный памятник с изображением Блаженного.

Возвращение из забвения
С приходом к власти большевиков могила старца в конце 1920-х – начале 1930-х годов была утеряна. Десятилетия она находилась под слоем битого кирпича, щебня, асфальта.

В начале сентября 1991 года в результате поисковых работ, организованных Ульяновским епархиальным управлением, могила была найдена. Со 2 по 4 июня 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялись торжества прославления святого. Блаженный Андрея был канонизирован как местночтимый святой. Его мощи были подняты из могилы и торжественно перенесены во Всехсвятский храм. Кроме правящего архиерея преосвященного архиепископа Прокла, в канонизации приняли участие архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, более сотни священников из многих городов России.

На Архиерейском соборе 2004 года Блаженный Андрей был причислен к лику общецерковных святых Русской православной церкви. Память святого Андрея, Симбирского чудотворца, празднуется два раза в год: 3 июня и 10 декабря (по новому стилю).

В канун дня памяти святого, 9 декабря 2015 года, мощи Андрея Блаженного были перенесены из Всехсвятской церкви в новый Спасо-Вознесенский кафедральный собор.
Марина Севелова, сотрудник Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова