12 июля корреспондент «МГ* посетил генеральную репетицию новой постановки Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова «Ревизор». Каким же получился «Ревизор» по версии ульяновских актеров?

Хотя о предпремьерном показе спектакля не было предварительной информации, за 20 минут до начала зрительный зал был уже заполнен. Перед началом генерального прогона режиссер спектакля, Олег Липовецкий, известный ульяновским зрителям по постановкам «Капитанская дочка» и «Оскар и Розовая дама», прокомментировал ситуацию в зале:

— Мы не давали заблаговременной информации об открытом показе. Изначально мы планировали это как мероприятие для друзей нашего театра, родственников и близких актеров нашей труппы. Но, судя по количеству собравшихся, близких у нас оказалось гораздо больше, чем мы ожидали.

Ульяновская постановка «Ревизора» стала современной адаптацией бессмертной комедии Н.В. Гоголя. И действительно, текст произведения не меняется и даже хорошо узнается по памяти. Однако по внешнему виду «Ревизор» выглядит совсем по-другому.

Начало спектакля. На сцене появляются клерки, которые активно уничтожают документы. Следом на сцену выходят чиновники, а далее — и сам городничий. Звучит знаковое известие пьесы: «К нам едет ревизор». И при этих словах всех присутствующих пробивает электрический ток, равно как и при любом упоминании ревизора, чиновничьих «грешков» и тюрьмы. Порой кажется, что оригинальный текст Гоголя будто бы и правда был написан о современных чиновниках. Так что дух гоголевской сатиры в постановке чувствуется.

Сохранились и типажи гоголевских персонажей. Вечные типы чиновников, городничий как начальник этого коллектива, жена городничего — светская львица, дочь городничего — вечно не согласная с матерью юная дама. И как венец всего этого — Хлестаков, молодой повеса. По гоголевской традиции, изначально он абсолютно безобиден, но стоит лишь Хлестакову сообразить, что его приняли за большую «шишку», как он начинает неосознанно увлекаться этой иллюзией и подкреплять ее своей ложью. В последнем, как и водится, он легко доходит до абсурда.

Отдельного внимания заслуживает концовка спектакля. Последняя сцена пьесы немая, как было и у Гоголя. Только вместо безмолвного оцепенения от новости, что приехал настоящий ревизор, всех персонажей на сцене охватывает тот же электрический шок, что и в начале.

Отметим, что зрители встретили предпремьерный показ весьма положительно. Актеров осыпали аплодисментами не только по окончании спектакля, но и пока он шел, ведь было немало интересных актерских и режиссерских решений.

25 августа премьерой «Ревизора» драмтеатр откроет новый, 233 по счету, театральный сезон.
Игорь ИГНАТЬЕВ