79-летний пенсионер из Ульяновска Анатолий Рябов более 30 лет держит единственную в микрорайоне города голубятню, дарит радость горожанам и учит школьников бережному отношению к природе.
«Любовь к голубям у меня началась с малолетства. Тогда мы жили в частном секторе на улице Ленина в Ульяновске (это сейчас почти центр города) – прямо напротив дома Владимира Ильича Ленина. Тогда мы держали трех коров, овец, свиней, мать заставляла нас за ними ухаживать, пасти в овраге. А у нас сосед был, который держал голубей. Я все смотрел на них, любовался. Потом Хрущев запретил в городе держать скот. Ой, как мать плакала, когда коров отдавала, на вырученные деньги купила нам на двоих с братом велосипед. Я хоть и порадовался, но в глубине души мечтал о своей голубятне.
О работе и птицах
Когда перешел в седьмой класс, отец наконец-то разрешил мне своих голубей завести. Вот была радость! Помню, с каким усердием соорудил голубятню в нашем сарае, завел 30 пернатых, как все время проводил с ними. Затем в 58-м году меня забрали в армию – в Ленинград. Я служил и все время думал о моих голубках. И вот от мамы пришло печальное письмо, где она сообщала, что всех моих любимцев украли. Да, раньше их воровали, хулиганья было много. Попереживал, конечно, сильно, но что поделаешь. Вернулся из армии и, не раздумывая, поступил в Ульяновский сельскохозяйственный институт на отделение «Птицеводство». Решил посвятить себя птицам. После получения диплома меня сразу направили главным зоотехником в областное птицеводческое хозяйство. Здесь я и проработал в этой должности более 35 лет до выхода на пенсию. Да-да! В моей трудовой книжке одна единственная запись.
В то время в Ульяновской области было десять птицефабрик (там выращивались куры, утки, цесарки, индюшки – около шести миллионов птиц), и я всеми ими руководил. На мне лежала ответственность за их кормление, инкубацию, за племенное дело. Бывало, что по 150 дней в году был в командировках, ездил по всей области в колхозы, смотрел, как кормят, как поят птицу.
Помню, приеду на какую-нибудь фабрику, и куры нестись начинали. В день по миллиону яиц производили. Меня работники все спрашивали – как это вы так умеете на кур влиять? Да потому что тут же правильный рацион составлял, проверял все, рекомендовал что делать и никакой химией мы никогда не подкармливали. Все эти птицы для меня как родные существа были, а главное для них – это свет, правильный корм, тепло и вода. А еще раньше мы ездили учиться всегда в Москву, повышать квалификацию. В год по три-четыре раза. В 1989 году мне Брежнев медаль вручил за «трудовое отличие». Также участником ВДНХ раз 15 был, и две серебряные медали за это есть.
О голубях и любви
Я женился, когда уже работал – в 1964 году. Моя супруга Людмила (недавно она умерла, в июле 40 дней было) всегда с пониманием относилась к моему увлечению голубями. Когда мы с ней переехали на ул. Кирова в Ульяновске (это 4-й микрорайон), я сразу построил свою голубятню и поставил ее возле соседней многоэтажки, где жила мама. Это было 33 года назад, но так она и стоит здесь, единственная сейчас на весь большой район. Тогда у меня было около 180 голубей. Я мог весь день с ними провести – люлюкался, кормил, поил, ведь они – мое счастье, моя отдушина. А Люда терпела все это, правда иногда вздыхала – мол, ты кого больше любишь-то?! Но если я, как уже говорил, уезжал в командировки надолго, жена сама за ними ухаживала, сын и дочь ей помогали. Нет, они конечно, не такие любители голубей, как я, но это была моя любовь, и моя семья к этому относилась бережно. Был у нас еще кот, который 18 лет прожил, но никуда не ходил из дома. Когда я приносил в дом птенцов, которых нужно было выходить, он с ними поигрывал, но даже он понимал – трогать нельзя!
Почему люблю так голубей? Наверное, от природы такой. От них я заряжаюсь энергией, они мне дают радость в душе, смотрю, как воркуют и все нормально. Как прихожу в голубятню, пою про себя песню: «Тихо, ради Бога тихо, голуби целуются на крыше, вот она сама любовь ликует, голубок с голубкою воркует…». И потом даю семечки, а они на меня садятся все. Жена любила за этим наблюдать, ну прям как в фильме «Любовь и голуби», и все говорила – да ну тебя, ты там сам с ними воркуй. А потом всегда смотрела, как они летают. Это видеть надо, зрелище, которое вдохновляет любого человека! Теперь вот я один остался – дети выросли, внуки выросли, у всех своя жизнь, свои заботы, да и преемником моего дела никто из них стать не спешит. Но я надеюсь, что такой все же найдется.
О воспитательной работе с детьми
Вот уже пол жизни я хожу каждый день и в любую погоду по дороге от дома до родной голубятни по два раза в день. Кормлю, пою, а потом пугаю – выпускаю, чтобы летали по три-пять часов. Несколько раз ко мне наведывались чиновники с проверками – мол, чего ты тут место занимаешь. А я им все документы с печатями – с санэпидстанции, архитектуры, с горисполкома. Голубятня у меня законная! Да еще какая: трехэтажная, на каждом этаже свет горит. На нижнем ярусе хранится корм: пшеница, просо, ячмень, семечки. Его я закупаю сразу тонну на ярмарках. Из минеральных кормов даю специально мел, гравий.
Раньше у меня было 150-190 птиц, а сейчас около 70 – белые, гривуны, пермские черные, разные, пытался завести рябых (у меня фамилия же Рябов!), но у них полет как у бабочки и легко становятся добычей ястребов. А сейчас вообще тяжеловато стало держать хозяйство, ноги подводят, ведь скоро мне уже 80 лет исполнится. С клюшкой залезаю по лестнице.
Но радует, что ко мне часто приходят ребятишки из школы и детских садиков с экскурсиями, да и вообще рядом со мной всего много детей – просто с улицы! Они смотрят, наблюдают, расспрашивают меня. Я всем им с большим удовольствием рассказываю, как надо правильно ухаживать за птицами, показываю, как обращаться. В августе я им даже яйца раздаю (из них уже не выведутся полноценные птенцы) – говорю положите их туда-то, накроете, согрейте. Учу, что нужно беречь природу, любить всех животных, птиц, чтобы никого не обижали.
В общем, бывает, что лекции длятся часами и вижу, что ребятам все это интересно, что получают они новые знания. Но, к сожалению, кроме меня, им сейчас не у кого брать пример, очень мало осталось людей в городе, кто держит голубятни. Особенно в спальных районах. Грустно все это. Но зато как все радуются – дети, взрослые, соседи, жители других домов, выглядывая из окон, когда в небе над ними появляется стая этих прекрасных благородных птиц! Люди говорят мне спасибо за доставленную радость и многие ждут, когда я снова выпущу своих голубей в небеса.
О символе мира
О чем мечтаю? О голубях, конечно, и мечтаю найти приемника, который бы также влюбился в этих птиц, как и я. Многие ребята смотрят, радуются, а вот чтобы заняться этим с любовью – нет. Увы, молодежь сейчас больше волнуют компьютеры. Голубь – символ мира. Я хочу, чтобы люди всегда помнили об этом и желаю всем добра!»
Случайно с этим дедулей познакомилась когда сумку ему несла. Очень интересный, про голубей рассказывал, как только у него сил хватает на них. Очень переживает за птиц. Дети и внуки могли бы и почаще навещать дедулю, продукты затарить, еле ходит человек.
Владимир
Спасибо! Редкий позитив в нашей двойной параллельной реальности.
Виктор
Здоровья Вам,удачи!Хороший пример для молодежи!
*******
Побольше бы таких людей!!!
Серега
Любовь и голуби
Приехал жрец
Хорошая статья. Несмотря на “пол жизни” и “приемник”
Брежнев
>> В 1989 году мне Брежнев медаль вручил за «трудовое отличие»
Леонид Ильич в 1982 скончался…
Имя
Случайно с этим дедулей познакомилась когда сумку ему несла. Очень интересный, про голубей рассказывал, как только у него сил хватает на них. Очень переживает за птиц. Дети и внуки могли бы и почаще навещать дедулю, продукты затарить, еле ходит человек.