По программе оптимизации маршрутной сети города Ульяновска будет создано 6 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), работающих по принципу «Автобус – Трамвай» на остановках «УКСМ», «Парк Победы», «Вещевой рынок», «пр-т Гая», «УАЗ» и «Дамба». Автобус в данном случае будет являться подвозящим транспортом, а трамвай основным (часть 1: «Новая маршрутная сеть трамваев»).

К указанным ТПУ будет организован подвоз с пригородной зоны с последующей бесплатной пересадкой на электрический транспорт, преимуществом которого неизменно является его пассажировместимость, безопасность, экологичность, на отдельных участках автомобильных дорог – высокая эксплуатационная скорость.

Как уже ранее говорилось, Программа оптимизации, подготовленная ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы МосгортрансНИИпроект» предусматривает обеспечение приоритета в проезде наземного электротранспорта перед автомобильным, сокращение доли дублирования маршрутов, полный охват всех сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципалитета, объединение в единое целое всех участников перевозочного процесса с минимальным стыковочным временем. В приоритете также организация автобусного сообщения с правобережье в левобережье по «Президентскому» мосту.

А новинкой для нашего города станет создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) по принципу «автобус-трамвай» с бесплатной пересадкой в течение одного часа по специальным тарифам электронных транспортных карт.

По мнению ведущих профильных институтов, создание ТПУ является одним из наиболее актуальных вопросов развития транспортных систем крупных городских агломераций. В настоящее время создание ТПУ в качестве первоочередной задачи развития улично-дорожной сети включено в Транспортную стратегию России до 2030 года, а также в большинство программных документов субъектов РФ. Только в Москве в ближайшие шесть лет планируется создать и благоустроить территорию 273 ТПУ.

По программе оптимизации маршрутной сети города Ульяновска московские учёные предлагают создать на территории города 6 ТПУ, работающих по принципу «Автобус – Трамвай» на остановках «УКСМ», «Парк Победы», «Вещевой рынок», «пр-т Гая», «УАЗ» и «Дамба». Автобус в данном случае будет являться подвозящим маршрутом, а трамвай основным.

Рисунок. Схема организации транспортно-пересадочных узлов с укорачиванием по ним пригородных маршрутов:

К указанным ТПУ будет организован подвоз с пригородной зоны с последующей бесплатной пересадкой на электрический транспорт, преимуществом которого неизменно является его пассажировместимость, безопасность, экологичность, на отдельных участках автомобильных дорог – высокая эксплуатационная скорость.

Что даст организация ТПУ для жителей сельских населённых пунктов пригородной зоны?

Во-первых, увеличение транспортных связей. В основном, сейчас у жителей пригородной зоны существует доступность только до центра города, пример: маршруты № 31, 66, 88, 37 и т.д. Расширение транспортной доступности будет происходить без увеличения затрат пассажиров на повторную оплату проезда. Пересадки на ТПУ по электронным транспортным картам в течение одного часа будут организованы бесплатно.

Во-вторых, наличие возможности неограниченного количества бесплатных пересадок в рамках трамвайной маршрутной сети независимо от остановочного пункта в течение одного часа;

В-третьих, повышение безопасности перевозок. В отличие от автобусов, безопасность пассажиров на электрическом транспорте  значительно выше. Многолетняя статистика безусловно доказывает безопасность трамвая.

В-четвертых, социальная ответственность муниципального предприятия значительно выше, чем у частного перевозчика, это касается гарантированности перевозок, предоставления льгот социально незащищенным категориям граждан (школьники, студенты, пенсионеры, льготные категории граждан регионального и федерального регистров), а также культуры обслуживания пассажиров.

Начало реформирования системы перевозок в пригородах Ульяновска положительно скажется не только на их жителях, но также и на жителях города в целом. Произойдет снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, что будет заметно в пиковое время на проблемных участках дорог, где постоянно возникают пробки. Положительно изменится облик города, зачастую испорченный внешне неприглядными пригородными автобусами, ориентир на электрический транспорт позволит создать дополнительный импульс для его последующего развития.

Как утверждают учёные «МосгортрансНИИпроект», переход к ТПУ является передовым для города, и этот шаг ознаменует начало реформирования системы перевозок в городе, так долго ожидаемый всеми жителями Ульяновска.