Меньше, чем за неделю, новость о том, что в Ульяновске наконец-то будет оптимизирована работа общественного транспорта, облетела всех пассажиров без исключения. Новые правила работы перевозчиков, что вступят в силу уже с января 2019 года, вызвали немало толков и пересудов. Правда, вопрос, спасут ли технические перемены от транспортного коллапса, так и повис в воздухе. А теперь о том, что еще вместе со схемой движения стоит поменять в системе городских перевозок.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

О необходимости реформировать систему пассажирских перевозок в городе и области серьезно задумались еще в 2006 году. Именно тогда в свет вышел первый региональный документ — Закон Ульяновской области об утверждении концепции «Реформирования пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в 2007-2012 годах».

В это же время, в 2010 году, была проведена серьезная реорганизация пассажирского транспорта. Тогда многие привычные маршруты поменяли свои номера.

Затем, как отклик на постоянные жалобы пассажиров на низкий уровень и качество подвижного состава, последовала областная целевая программа «Обновления подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2011-2018 годах». К слову, стоит признать, количество разбитых «желтушек», действительно, уменьшилось на дорогах города. На многих маршрутах появились новые автобусы, но, почему-то, напряжения как такового это не сняло. Поток жалоб и нареканий на работу маршруток от ульяновских пассажиров не прекратился.

Тогда, в 2016 году в Ульяновске задумались об оптимизации маршрутных путей движения. Первым под сокращение попал маршрут № 31, что ходил от Центрабанка до села Карлинское. Следующим, уже в 2017 году с транспортной сетки исчез маршрут № 2, связывавший Заволжье и Железнодорожный район. После этих изменений все замерли в ожидании результатов исследования и предложений по улучшению работы движения городского транспорта от московского института «МосгортансНИИпроект». И вот в сентябре, наконец, было объявлено, что принято решение, начиная с 2019 года, приступить к постепенному сокращению пассажирских маршрутов за счет маршрутов-дублеров. Высвободившийся же транспорт направят на усиление оставшихся маршрутов. Что и как будет происходить, пока не ясно: новая дорожная карта появится лишь к концу года.

— Трудно судить о том, как повлияют нововведения на движение общественного транспорта в городе. Ведь проблема куда глобальнее. Только техническими мерами ее не решить. Хоть Ульяновск и позиционирует себя Культурной столицей, но как раз этой самой культуры при столкновении интересов пассажиров и водителей не хватает сегодня, — уверенны ульяновские перевозчики.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ?

«Клиент всегда прав» – в действии этого постулата абсолютно убеждены практически все ульяновские пассажиры. За 20 кровных рублей каждый желает получить, опираясь, опять же, на собственное мнение, лучший сервис по доставке из пункта А в пункт Б.

Так, например, принятые еще в далекие советские годы нормы дружелюбного поведения внутри салона сегодня не действуют. Таблички «Места для пассажиров с детьми» или «Места для инвалидов» — сейчас только филькина грамота.

— Я плачу за право доехать с комфортом. Сейчас право ехать сидя мое, так как я занял место первым. Завтра будет ваше, если вы успеете раньше, — так ответил молодой мужчина на просьбу пассажиров 78-го маршрута уступить место беременной женщине.

Еще один бич наших маршруток – это грязь в салонах. По словам, перевозчиков, жалобы на неопрятный салон – одни из самых частых.

— У нас строго следят за тем, чтобы водители регулярно приводили салон в порядок. Впрочем, не только в салоне, но и снаружи машины моются. Грязный автобус просто не выпустят на маршрут. Но вопрос порядка в салоне остается актуальным. Одно дело, когда на улице грязь: всем понятно, что уже через полчаса работы от чистого салона не останется ничего. Откуда же берется та самая грязь, на которую жалуются наши пассажиры, когда на улице чисто? Сами и мусорят. Причем, в конце рабочего дня в салоне водители находят не только фантики и бутылки, но и прилепленные жвачки, расцарапанные окна, раскуроченную обивку. Возникает вполне резонный вопрос к нашим ульяновцам: как вы думаете, уважаемые пассажиры, все это водитель проделывает сам, специально, чтобы вам было не комфортно? Было дело, я поставил на маршрут свой первый новенький «Форд», через неделю я плакал — так его уделали пассажиры, — рассказывает владелец маршрутного автобуса Ринат Сафиуллов.

52-ой городской маршрут славится тем, что перевозчик, коим является ИП Лебедев А.В., строго следует принципу «клиент всегда прав». И многие нерадивые пассажиры этим пользуются.

— В моей практике был случай, года четыре назад одна из пассажирок выронила во время движения автобуса из рук телефон. От удара он разбился. В итоге водитель покупал ей новый. На 25 тысяч пришлось раскошелиться — деньги немалые. Мне тоже одна из пассажирок пыталась предъявить претензию, что из-за моего неаккуратного вождения у нее с носа слетели очки и разбились. Стоимость очков она оценила в 10 тысяч рублей. Я попросил ее предоставить мне чек на покупку очков или хотя бы сами сломанные очки, дабы убедиться в их ценности. Однако сделать это дама отказалась, ну а я отказался платить. И таких случаев много знаю. При этом пассажиры не всегда правы, — рассказывает водитель Алексей.
Взгляд на работу транспорта со стороны пассажиров немного иной.

— Я совсем недавно стала свидетелем, как водитель одного из автобусов 43-го маршрута отчитывал пожилую женщину за то, то она медленно заходит в салон, — рассказывает Эльвира Скоромолова. – Результат – порванная куртка из-за закрытой водителем двери. Это же вредительство!

Другая история, рассказанная Дмитрием Водяновым, не менее показательная.

— Был свидетелем, как в 52-ой маршрутке кто-то сделал замечание водителю, мол, не скотину на убой везете. В итоге от «Станков» до «Автозавода» мы ехали со скоростью самого медленного пешехода. Наказал, — говорит Дмитрий.

Обеспокоены поведением транспортного персонала и родители школьников.

— Занятия в секции у моего сына заканчиваются в 18.30. Иногда он добирается сам. Недавно жду я своего ребёнка с тренировки, его нет и нет. Звоню. Сын рыдает в трубку: «Мама, автобусы не останавливаются». В следующий раз провела эксперимент. Что вы думаете, если на остановке в час-пик тормозит маршрутку ребенок, водители просто игнорируют, — возмущается Марина.

Совсем свежий случай, произошедший на 94-м маршруте. Слякотная и дождливая погода. Час пик. На одной из остановок в автобус втиснулась толпа школьников. Пассажирка, сидевшая с краю, начала громко возмущаться, зачем водитель останавливается и набивает маршрутку. Увещевания водителя из серии «все хотят домой» не возымели действия, так как женщина была уверенна, что мужчина просто набивает себе карман деньгами. Доводы других пассажиров на тему «Кто хочет комфорта – ездит в такси» тоже не дали результатов. Так скандальный автобус ехал практически до конечной, пока зачинщица склоки не вышла из салона.

— Иногда мы идем на принцип и не пускаем пассажиров в салон, если все сидячие места заняты. Но, самое любопытное, что именно такие скандальные пассажиры, как эта дама, потом же сами звонят нашему начальству и жалуются, что маршрутка была полупустая и не остановилась по требованию. Вот как здесь угадать? – сетует водитель Александр.

В общем потоке негатива стоит все же признать, что на многих городских маршрутах водители стали гораздо вежливее в обращении с пассажирами. Как пояснил нам директор 4-го городского маршрута Евгений Горелов, за этим сегодня перевозчики строго следят, а водителей, на хамство и грубость которых жалуются пассажиры, наказывают.

— Очень много пассажиров возмущается, что водители разговаривают по телефону и требуют за это наказания. Однако я ни разу не слышал, чтобы наказывали пассажиров за то, что они используют салон как место для разговоров по мобильному. При этом болтунов не смущает, что это мешает водителю или что кругом люди, ведь переговариваются такие вовсе не шепотом. Мне кажется, что вместе с изменениями маршрутных схем, расписаний и прочего стоит ввести и узаконить, вплоть до штрафов, некий кодекс поведения как водителей, так и пассажиров. Тогда можно будет говорить и о положительных сдвигах в работе общественного транспорта, — уверен водитель 82-го маршрута Владимир.

На самом деле, свод правил для пассажиров существует уже давно, правда, по неизвестным причинам, его позабыли. Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». Но это не совсем так. Нормы поведения для пассажиров существуют и прописаны в Правилах дорожного движения (ПДД).

НА ЗАМЕТКУ

Ради собственной безопасности нужно всего лишь соблюдать указанные в ПДД несколько пунктов:

— не садитесь в переполненный транспорт,

— прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта,

— во избежание быть зажатым дверями не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой общественного транспорта,

— не препятствуйте автоматическому закрытию дверей, ведь водитель, будучи уверен, что двери закрыты, может начать движение, и в результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей,

— не прислоняйтесь к дверям (они могут открыться на ходу), не высовывайте головы и руки в окна,

— не стойте на подножках транспортных средств,

— внутри общественного транспорта держитесь за поручни на случай экстренного торможения или остановки. (лучшая точка опоры — поручень над головой, причем стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать),

— уступайте места пожилым людям, инвалидам и женщинам с детьми,

— после остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь, помогите выйти пожилым пассажирам, инвалидам и малышам,

— выйдя из общественного транспорта, отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

А еще музыку слушать можно только в наушниках. Есть в автобусе – дурной тон. И, наконец, любителям рюкзаков: при входе в автобус свою поклажу нужно снимать, так как перевозить ее допустимо только в виде ручной клади.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу свою жизнь и жизнь других пассажиров! Так будьте же взаимовежливы.

Елена Капустина