В середине 90-х годов прошлого столетия ульяновский “Авиастар” пережил немало потрясений. Начались невыплаты зарплаты, сокращения трудового коллектива. В итоге это привело к протестам.

Самое массовое открытое выступление в истории Ульяновска – стихийный марш работников “Авиастара” – было 2 сентября 1996 года, в нем приняли участие до 30 тысяч человек.

Фото с сайта “ulyanovsk90“: забастовка в 1996 году работников «Авиастара», когда многотысячная толпа перекрыла волжский мост.

Людям пять месяцев не платили зарплату. 21 августа коллектив предприятия отправили в неоплачиваемый двухнедельный административный “отпуск”.

Утром 2 сентября люди пришли на работу, но их не пустили в цеха, объяснив, что “отпуск” продлится ещё целый месяц.

У людей не выдерживали нервы. Старший диспетчер, 39-летний Сергей Данильченко покончил с собой, оставив записку, что не может жить дальше, видя, как голодает его семья. 40-летняя работница предприятия пыталась покончить с собой от отчаяния, что ей нечем кормить детей. Женщину удалось спасти.

Основная толпа работников с флагами и транспарантами двинулась пешком в сторону центра. То и дело люди громко скандировали:

– Де-нег!

– Зар-пла-ту!

Власти пытались перекрыть дорогу, выставив пару “КамАЗов” и негустые милицейские кордоны. Но даже если бы на пути стояли танки и шеренги “космонавтов” с дубинками, народ это не остановило бы. Единственным мудрым решением стало пропустить людей, не провоцируя конфликт с теми, кому уже нечего было терять.

За три часа люди дошли до Волжского моста. Там их ждали представители власти. Толпа встречала их свистом и криками, но, видимо, усталость от проделанного пути сыграла свою роль. Хотя казалось, что протест вот-вот выйдет за рамки, дело не дошло до столкновений.

Первый заместитель главы администрации Ульяновской области Валерий Сычев, впрочем, вспоминал: “Вдруг видим, несётся бабуля, неадекватная совершенно, и кричит: “Чё вы их слушаете?! Вот у меня ведро с керосином, давайте их запалим и пусть горят, как свечки!” Так что первые седые волосы у меня появились там. А люди по большому счёту были абсолютно правы”.

НАША СПРАВКА:
Ульяновский авиапромышленный комплекс возник в 1976 году. В 1985 году совершил свой первый полёт построенный на нём самолёт. УАПК должен был строить транспортные самолёты для советской армии и превратить Ульяновск в город-“миллионник”. Сотни тысяч рабочих, инженеров и членов их семей съезжались сюда со всего СССР, для них строился Новый город – город авиастроителей. Но в 1991 году Советский Союз распался, УАПК был приватизирован, получив имя “Авиастар”.

Ермил ЗАДОРИН.