Анонсированный с помпой ремонт областной детской библиотеки имени Аксакова в этом году так и не начался и неизвестно, начнется ли в следующем. Ссылаясь на архитекторов, заявивших о необходимости признать ее здание памятником, чиновники не закладывают деньги на работы в ближайший год.

Полгода назад облправительство объявило о намерении вложить около 300 миллионов рублей в реконструкцию областной детской библиотеки на улице Минаева. Ремонт был долгожданным. Здание капитально не приводили в порядок с момента постройки к столетию Ленина. Согласно обследованию, сделанному ранее ООО “Симбирскпроект”, за прошедшее время в несущих кирпичных стенах лестничной клетки из-за неравномерной осадки ленточных фундаментов появились трещины. Инженерные системы здания износились на 60-70 процентов, система принудительной вентиляции вышла из строя, грузовые лифты морально устарели, а один и вовсе вышел из строя.

Право делать проект ремонта за 6,7 миллиона рублей получило ООО “Ульяновскгражданпроект”, относящееся к группе компаний “КПД-2”, строящей рядом с библиотекой новый жилой комплекс. К апрелю проект был готов, его отправили на экспертизу и представили губернатору.

Как сообщали в облправительстве, начинать ремонт планировалось с сентября. Библиотеку решили переселить в Засвияжье в здание бывшего детсада, где ранее ютился областной Госархив.

При этом называлась стоимость ремонта – 300 миллионов рублей. Правда, как выяснилось, в 2018 году деньги на него выделять почти не планировали. Речь шла только о пяти миллионах рублей на демонтаж стенных панелей, потолочных плит и прокладку электросети. Основную сумму обещали в 2019 году, работы по ней должны были начаться в мае-июне – после окончания отопительного сезона.

Но, уточнили в министерстве искусства, на октябрь окончание работ по реконструкции библиотеки приостановили. Более того, по информации председателя комитета ЗСО по бюджету Александра Чепухина, на прошлой неделе обсуждавшего проект бюджета минискусства на 2019 год, обещанные сотни миллионов на библиотеку в планах министерства сейчас не значатся.

Причиной тому в ведомстве называют начатую управлением по охране объектов культурного наследия работу по оформлению здания Аксаковки как памятника архитектуры. Признать библиотеку памятником предложили ульяновские архитекторы. Основания для этого есть, объясняет специализирующийся на архитектуре советского модернизма Михаил Капитонов: “По уровню архитектуры это здание стоит на втором месте после Мемцентра или на одном с ним уровне. Это, действительно, шедевр на сто процентов. Если Мемцентр имеет высокую ценность как историческое здание, связанное с Лениным, в библиотеке важна сама архитектура”.

Причиной обращения архитекторов в управление культнаследия стал как раз проект реконструкции от “Ульяновскгражданпроект”. Как указывает председатель регионального отделения Союза архитекторов Сергей Фролов, проект “слабый, он был сделан по сути кулуарно и когда появился в публичном пространстве, вызвал негативную реакцию”. Одна из претензий архитекторов, о которой говорит и коллега Фролова Олег Владимиров – пристрой к зданию, значительно меняющий его облик. Михаил Капитонов перечисляет и другие недостатки проекта: “То, что мы видим, это наплевательское отношение к ценности и архитектуре здания. Проект, который разработало КПД-2 – это проект евроремонта. Самые дешевые материалы и приспособление под новые функции. Они весьма кардинально меняют расшивку окон: вместо больших стекол там мелкий, с толстыми рамами, пластик. Меняют совершенно интерьер, вводят какие-то детсадовские цвета, керамогранит. Деревянные перегородки со стеклом, зонирующие пространство, которые являются одной из фишек интерьера, вообще демонтируют”.

Казалось бы, экспертиза здания библиотеки для постановки его на учет как памятника – дело не слишком долгое. Но, по словам начальника управления культурного наследия Шарпудина Хаутиева, запланированные в этом году средства на экспертизы уже направлены на другие объекты. Деньги на библиотеку, если их не выделят специально, могут появиться только в следующем году.

Архитекторы расходятся во мнении, насколько зданию нужен статус памятника. Но соглашаются, что начинать ремонт без экспертного обсуждения проекта и учета проектировщиком мнения других специалистов, нельзя.

Так, Сергей Фролов считает задержку ремонта оправданной. “Видя, как изуродовали Дворец пионеров, я считаю, что лучше отложить проект библиотеки до лучших времен. Конечно, здание нуждается в ремонте. Но так по-хамски, как это делается сейчас, лучше не делать,” – объясняет он.

Олег Владимиров полагает, что главное – не признать здание памятником, а обеспечить экспертное обсуждение и создать достойный проект: “Я рассматриваю проблему не с точки зрения, есть статус или нет, а с точки зрения сохранения принципов архитектуры модернизма. А это сложно, нужно экспертное мнение архитекторов. Почему это не было сделано, непонятно. По нынешнему проекту будет не шедевр, а постройка, отремонтированная с помощью рядовых материалов. Преображение же должно внести новую нотку, чтобы здание зазвучало еще ярче, потому сейчас обывателем оно воспринимается серо. Нужно донести его ценность до обычного зрителя, но не вульгарно”.

Серость, о которой говорит архитектор, не удивительна. Пока здание стоит без реконструкции, его уродуют элементами евроремонта на скорую руку. Например, металлическим профлистом на подпорной стенке, заменой элементов интерьера внутри.

Михаил Капитонов указывает, что в нынешних условиях статус памятника – единственная возможность защитить здание от превращения в евробарак: “Главное – все лучшее в дизайне и планировке здания должно быть сохранено. Это касается и фасадов, и интерьеров, и его внутренних решений. Этого можно добиться разными способами. Грамотный проектировщик может это сделать и без охранных статусов… Но я не верю, что компромиссный вариант в сегодняшней ситуации сработает. То, что работы сейчас тормозятся, это плюс и для города, и для библиотеки”.

Пока у заказчика работ, то есть у областных ведомств, нет понимания ценности здания и желания ее сохранить, полагают архитекторы. Так, несколько лет назад “Симбирскпроект” по заказу библиотеки делал предпроект реконструкции. В нем учитывались авторский замысел, сохранение фасадов и интерьеров. Эти наработки стоило включить в техническое задание для рабочего проекта, но их проигнорировали.

Проект