К осени московское ГУП “МосгортрансНИИпроект” завершило работу по анализу и переформатированию системы общественного транспорта в Ульяновске. По ее итогам горадминистрации и жителям были представлены планы изменения маршрутной сети трамваев, троллейбусов и автобусов, вызвавшие немало вопросов. Как именно и когда начнут воплощаться в жизнь предложения москвичей, мы уточнили в горадминистрации.

маршрутки

Конкуренция – бешеная и неразумная

Нынешняя система общественного транспорта Ульяновска – результат осуществленных более 10 лет назад частными перевозчиками попыток отхватить наибольший кусок на пассажирском рынке, отмечают в горадминистрации. Муниципальный транспорт в то время конкурентом частникам быть не мог, поэтому серьезного контроля за происходящим чиновники не имели. “С 2003 по 2006 годы, в связи с остановкой ряда крупных муниципальных автотранспортных предприятий, вынужденно началось формирование маршрутной сеть коммерческого транспорта, что привело к насыщению города различными автобусными маршрутами, без учета распределения транспортных и пассажирских потоков и коэффициента дублирования маршрутной сети. К 2007 году их количество достигло до 200 маршрутов. Все эти маршруты создали дисбаланс на рынке перевозок, вытесняя автобусы большой вместимости и электрический транспорт. Неравноправная конкуренцию между видами транспорта привела к захвату значительной доли рынка перевозок коммерческими перевозчиками”, – поясняют в горадминистрации. – “Борьба за пассажира в сегменте коммерческого транспорта вынудила перевозчиков к сокращению интервалов движения автобусов, а нехватка пассажиров для такого количества маршрутов – к выбору автобусов малой вместимости”.

Впрочем, в последние годы ситуация изменилась. Так, по подсчетам москвичей, за год ульяновцы совершают около 30 миллионов поездок на трамваях и троллейбусах. На автобусах, в том числе и малой вместимости, за это время совершается 23,6 миллиона поездок.

Но разбираться с достижениями конкуренции за маршруты между частниками и между муниципальным и частным транспортом еще предстоит. Уже сейчас большое количество дублирующих маршрутов себя не окупают. Так, напоминают специалисты, уже закрыты маршруты № 2,39, 98 и другие. Еще два десятка маршрутов работают, но с трудом. Это маршруты № 3, 6, 12, 15, 31, 37, 59, 61, 66, 69, 72, 73, 75, 81, 84, 87, 88, 91, 99, 100. Если ситуацию не менять, перевозчики могут от них отказться, ссылаясь на убыточность.

Чтобы подобных пробелов в городских перевозках не допустить, и были выработаны предложения по оптимизации городских маршрутов. Одно из главных их условий – снижение коэффициента дублирования маршрутов. Сейчас он составляет 4,3 при нормативе 1,2 – 1,4.

Все – на пересадку

Второе важнейшее условие предложений москвичей – непривычное ульяновцев требование пересадки при следовании по одному маршруту. Так, новшеством должны стать транспортно-пересадочные узлы на въездах в город из пригородов. Организовать их планируется в Засвияжье у вещевого рынка, в поселке УКСМ и у УАЗа, в Ленинском районе у парка Победы, в Железнодорожном – на проспекте Гая.

Ожидается, что на них приехавшие на маршрутках из пригорода ульяновцы будут пересаживаться на муниципальный траснпорт – трамваи. Сейчас большинство пригородных маршруток ездят только до центра Ульяновска, а электротранспорт сможет развести их и в другие районы. При этом жителям пригорода обещают, что пересадка будет бесплатной – они смогут ехать в трамвае в пределах часовой поездки, оплаченной еще в автобусе электронной транспортной картой.

трамваи

Выглядит план интересно, но насколько он реален? Ведь это необходимость обеспечить частные автобусы электронными терминалами и сделать доступными транспортные карты для жителей пригорода.

В горадминистрации указывают, что уже с 2019 года частные перевозчики, по заключенным ранее соглашениям, должны постепенно начать пользоваться автоматизированной системой учета оплаты проезда. Закупать терминалы – такие же, как в трамваях и автобусах ПАТП – и обслуживать их частникам предлагается за свой счет.

При этом планируется, что число продаж электронных транспортных карт расширится. Их должны продавать во всех отделениях РИЦ и Почты России. В крайнем случае точки продаж могут открываться в частных магазинах, отмечают в горадминистрации.

узлы

Вопросы введения отдельных тарифов на поездки с вынужденными пересадками и разделения оплаты между разными перевозчиками пока не проработаны. Стоит отметить, что необходимость пересадок может коснуться не только жителей пригорода. Например, по мнению московских специалистов, поездка из Заволжья к Центральному железнодорожному вокзалу с пересадкой – это норма. Более того, приемлемыми для города считаются и две пересадки при следовании по одному маршруту. “В настоящее время, по итогам научно-исследовательских работ ГУП «МосгортрансНИИпроект» с учетом натурных исследований, целесообразность в прямом маршруте из Заволжья до жд вокзала отсутствует по причине того что, на участке от остановочного пункта “Речной порт” вплоть до жд вокзала она будет дублировать практически все маршруты, следующие по улицам Кирова, Локомотивная. В указанном случае проектантами Московского института, с учетом требований Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 года, № НА-19-р, предлагается организация маршрута с одной пересадкой. В соответствии с указанным Стандартом, для города Ульяновска допускается организация перевозок с осуществлением до двух пересадок”, – поясняют в горадминистрации.

Издалека долго – из-за Волги

Вообще по больной для города теме транспортной связи Заволжья и правобережья в результатах исследования указывается, что решать проблему нужно в том числе введением маршрутов через новый мост. Тема куда более актуальная, хотя бы в связи с тем, что 84 маршрут значится в списке дышащих на ладан.

Но конкретики по этим предложениям у города пока нет. В горадминистрации лишь отмечают, что “качество обслуживания на указанном направлении (заволжском в целом. – прим. Улград) в обязательно порядке будет улучшаться”. Для этого обещают укрупнять подвижной состав маршрутов и пускать его строго по расписанию.

А вот в самом Заволжье, где должна быть изменена схема троллейбусов, ульяновцам обещают новую троллейбусную линию – по улице Димитрова. Согласно ответу горадминистрации, материалы для прокладки линии уже закуплены. Деньги на ее строительство закладываются в бюджет 2019 года.

троллы

Карту еще не раскрыли

Несмотря на то, что после окончания исследований москвичей горадминистрация опубликовала предложения специалистов по изменению сети маршрутов троллейбусов, трамваев и автобусов, окончательных решений по тому, как они будут переформатироваться, пока не принято. В горадминистрации поясняют, что решения эти должны быть оформлены в дорожную карту, которую планируется утвердить до конца 2018 года. В ней же обозначат и сроки изменений. “Оптимизация маршрутной сети запланирована в несколько этапов. Сейчас конкретно сказать о списке маршрутов пока преждевременно, так как в настоящее время готовится проект дорожной карты, которая должна увязать открытие новых маршрутов с отменой и изменением существующих. До конца текущего года запланировано подготовить и утвердить выше упомянутую дорожную карту”, – подчеркивают в горадминистрации. Карта может оказаться куда менее революционной, чем предложения столичных специалистов.

маршрутки

Схемы – ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы МосгортрансНИИпроект».