Автор – российский журналист и политолог, общественный деятель. Бывший руководитель политического департамента ЦИК ВПП «Единая Россия». Советник на общественных началах спикера парламента Володина.

Википедия

Я не был сам губернатором, но лично знаю большую часть действующего губернаторского корпуса, а со многими в разное время и работал, и продолжаю работать. Каково быть губернатором в современной России? Действительно ли такая ужасная перспектива у вчерашних спойлеров, ставших главами регионов в результате проигранных властью (именно так) кампаний? Что такое в современной ситуации управлять регионом?

Девять с лишним лет назад, когда президент Медведев сделал полушутливое предложение молодежным активисткам Хоркиной и Задемидьковой «подумать о губернаторской карьере», я попробовал по случаю в общих чертах набросать, что такое «управлять регионом» в России-2009. Тексты несколько устарели, но не сказать чтобы кардинально. Вот они: http://chadayev.ru/…/telegi/2009/07/20/upravlyat-regionom-2/ и http://chadayev.ru/…/tele…/2009/07/20/upravlenie-regionom-3/

Что такое «управлять регионом» в России-2018? Развернутого текста писать не буду, но дам небольшую зарисовку по теме «команда».

1. Сам губернатор – человек, несущий на себе бремя в первую очередь «внешних» коммуникаций – с федеральным центром: президентом и АП, министерствами (в первую очередь Минфином), силовыми структурами, законодательными органами, полпредствами и т.д. Эта деятельность отнимает огромное количество времени и сил. Вторая по «бюджету времени» – взаимоотношения с властями на своей территории – мэры, облдума, бизнес, общественность, поездки по территории, бесконечные и бессмысленные совещания и т.д. и т.п. На собственно управленческую функцию времени и внимания остаётся не так уж много, поэтому огромное значение начинает играть команда.

2. Команда главы региона состоит, по большому счету, из четырех ключевых блоков, они как четыре колеса у автомобиля (или четыре копыта у коня, как хотите). Это – политика, экономика, инфраструктура и социалка. Соответственно, есть четыре ключевых вице, на которых замкнуты эти блоки. Остальные, даже если они тоже называются вице, все равно менее значимы – хотя здесь многое зависит от специфики территории.

3. Вице по экономике отвечает, в основном, за реализацию разнообразных затей и хотелок федералов – всевозможные «проекты развития», цель которых как правило всегда одна – понравиться центру, «подпрыгнуть». Под ним – написание региональных стратегий развития, взаимодействие с бизнесом (особенно значимо, если на территории работают крупные структуры), бесконечные «инкубаторы» и «технопарки», он как бы «министерство собственных доходов» (которые почти у всех существенно меньше, чем расходы). Его главная задача – уметь рисовать красивые презентации и гладко рассказывать о них на всяких форумах. При этом ни бюджетов, ни людей у него как правило нет, а риски велики: именно его деятельность – под пристальным контролем прокуратуры, и, в отличие от других, она в любом случае уязвима. Под ним обычно находятся местный минэк, минпром, минсельхоз (если нет отдельного профильного вице), всякие разные «агентства развития», «центры привлечения инвестиций» и «проектные офисы». В нищих регионах, вроде той же Хакасии, его роль менее значительна; в богатых, вроде Татарстана, весьма велика. Но даже и в нищих он отвечает за циферки в разного рода “рейтингах” и иных пузомерках, а это немало.

4. Вице по социалке – самый «богатый» по контролируемому объему денежных потоков. Во некоторых регионах – до 70% всего консолидированного бюджета и выше. Но и самый проверяемый всеми кем попало – от тех же силовиков до разнообразной общественности; и его должность как правило самая расстрельная. Его роль и «вес», наоборот, тем значительнее, чем беднее регион: под ним всегда минобр, минздрав, минкульт, минтруда (где есть), и огромное количество разнообразных собесов поменьше. Деньги он тратит в основном федеральные, и главная компетенция в его случае – уметь за них квалифицированно отчитываться. Денег мало, ртов много; задача – раздать всем так, чтобы как можно тише был хай обойденных (фоновый уровень есть всегда) и доказать всему сонму проверяльщиков, что ты в процессе нигде ничего не нарушил.

5. Вице по инфраструктуре – это человек на стыке компетенций «хозяйственника» и политика. Его главные занятия – стройка, дороги, ЖКХ. Он распределяет деньги меньшие в объеме, чем его «социальный» коллега, но зато такие, на которых легче заработать разным серьезным пацанам. Политически он важен в том смысле, что дороги, благоустройство и состояние ЖКХ – один из ключевых факторов электоральной стабильности; но также и «запасной кошелёк» власти, где доступ к деньгам легче, чем в вечно дырявом региональном бюджете. Именно там, как правило, в основном и живёт пресловутая «коррупция», в смысле особых отношений между властью и разнообразными подрядными структурами – от коммунальных монополий до дорожников. Поэтому их довольно часто сажают. Вес этого блока примерно одинаков и в бедных, и в богатых субъектах; равно как и пропорция контролируемого cashflow применительно к бюджету в целом. Это должен быть человек с дотошностью к деталям, способный читать сметы и контролировать исполнение работ; очень работоспособный и стрессоустойчивый, виртуоз в работе с 44-ФЗ. и еще на этой должности очень легко заработать профессиональный алкоголизм. В особенности – в процессе выстраивания отношений с силовиками, которые очень даже бдят в его сторону.

6. Вице по политике – это в первую очередь коммуникатор. Он отвечает, в частности, за такой сложный участок работы, как выстраивание отношений с руководством областного центра, которые всегда и везде бывают напряженными. Также на нем текущие коммуникации с внутриполитическим блоком АП, федеральной ЕР, системной и несистемной оппозицией (в региональном варианте чаще всего это франшизы, купленные какими-то местными жуликами), собственным депутатским корпусом (включая депутатов ГД от региона и членов СФ, областные и городские думы). Он отвечает за выборы, взаимодействие со СМИ, общественными организациями и т.д. В сегодняшней системе губернатор не очень-то волен в подборе своего зама по политике: таковых в обязательном порядке согласовывает АП, а часто и рекомендует свои кандидатуры. С этой должности с каждым годом все чаще уходят прямо на нары – в первую очередь из-за черных выборных касс и разного рода конфликтов с силовиками. Это должен быть профессиональный лицемер, умеющий давать заведомо невыполнимые обещания, врать и молчать с каменным лицом, при этом патологический параноик, видящий заговоры даже там, где их нет, и человек очень быстрый в решениях, способный действовать на опережение, а не только реагировать на вспышки слева и справа; малейший «тормоз» – и либо алчные местные «илиты», либо находящиеся в вечном поиске стрелочников федералы съедают с костями как минимум его самого, а то и его патрона.

Кроме этого, должны быть люди, прикрывающие тыл. Во-первых, эмиссар, сидящий постоянно в столице, на постоянном контакте с федеральными структурами, государственными и частными. Во-вторых, зам по взаимодействию с силовиками (как бы он ни назывался), работающий в основном печенью. В-третьих, начальник аппарата, управляющий графиком губернатора и «доступом к телу». В-четвертых, должен быть грамотный и доверенный финансист – в роли отдельного вице по финансам или профильного министра, способный верстать бюджеты и выкраивать деньги на самое нужное, стоя в то же время в жёсткой позиции «мистера нет» по отношению к безразмерным аппетитам «большой четверки». В-пятых, должен быть очень специальным образом подкованный юрист, работающий в режиме постоянного аудита каждого действия губернатора на предмет того, может ли оно быть истолковано как нарушение того или иного закона.

В новейшие времена можно в этот список, пожалуй, добавить еще одну позицию – коуча по щедровитянско-грефовско-АСИшно-сколковскому новоязу, всем этим «оргдеятельностным играм», «скрам-эджайлу», «НТИ», «проектному управлению» и «цифровому развитию»; тут функция простая: ловить в столичных тусовках новомодные слова и вовремя объяснять главе региона их прикладной смысл; это важно потому, что в данном случае их знание или незнание напрямую конвертируется в объем получаемых регионом ресурсов и «зачётов» перед ресурсодателями.

И еще есть один очень важный человек, который тоже находится на весьма ответственной работе (и часто именно в этом пункте происходят сломы и обрушения карьер). Называется «жена» (или «муж», если губернатор – женщина). Это именно работа, тяжелая, ответственная и неблагодарная. Главное, что надо понимать в этой роли – семья и вообще личная жизнь первого лица региона всегда есть мишень №1 для слухов и сплетен; и любое действие или слово, о котором знает хоть кто-то кроме них двоих – то, о чем знают и говорят вообще все.

Поправляйте меня, если кого пропустил из действительно важных.