“Завтра в девять утра будьте по месту регистрации», «Выезд сотрудников правоохранительных органов возможен уже с завтрашнего дня.», «Заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества мы уже составили» Это речь не представителя госорганов, а, наоборот, нарушителей закона – сотрудников ульяновского ООО “Финколлект”, пытающихся взыскать переданные им долги по кредиту. На днях за излишнюю навязчивость и угрозы компании запретили работать с должниками. Но так ли просто защитить ульяновцев от подобных угроз?

ООО “Финколлект” было создано в 2015 году. Учредили компанию-коллектора две фирмы, занимающиеся микрокредитами – ООО “Быстроденьги” и “Турбозайм”. Первая компания, кстати, по итогам 2017 года вошла в рейтинг лучших работодателей России от Headhunter.

Через год в России был принят Закон №230 “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности”. Появился он в ответ на действия ульяновских коллекторов, выбивавших долги других фирм. Коллектор Дмитрий Ермилов запустил в окно дома должника бутылку с горючей жидкостью и подожженным фитилем. Вспыхнула кровать, на которой спал маленький ребенок. Ребенок получил серьезные ожоги, Ермилова осудили на восемь лет колонии общего режима.

Федеральный Закон, принятый еще до окончания суда, ужесточил работу коллекторов. Право заниматься взысканием долгов получили лишь организации, включенные в специальный реестр. Для них ограничивалось время общения с неплатящими кредиты гражданами. Контролировать их деятельность поручили Федеральной службе судебных приставов.

“Финколлект” регистрацию в реестре прошла и до сих пор оставалась единственной в Ульяновской области компанией, в него включенной. Но, как показывают решения судов, новый Закон не очень-то подействовал на работу коллекторов. По допущенным ими нарушениям за последние два года было вынесено 125 решений судов. Причем география работы ульяновских коллекторов родным регионом не ограничилась. Они активно трудятся и в других субъектах Федерации и также активно нарушают закон.

Так, летом 2017 года Ульяновский областной арбитраж рассмотрел дело по угрозам от коллекторов жительнице Пермского края. Как отмечали в Службе судебных приставов, в долгих разговорах коллекторов с должницей доходило до угроз поджога. “Значит, сын за вас долги отдаст”, “Звоните всем знакомым, родственникам, просите по тысяче, по две тысячи. Берите кредит на сына”, “Отвезем вас в мечеть, встанете там на колени и будете просить милостыню”, “Какова будет реакция двухлетнего ребенка, когда он увидит родителей в компании пяти крепких мужчин?”, “Как зовут Вашу дочь? Или нам самим познакомиться?” – эти фразы из телефонных звонков коллекторов были озвучены на суде.

Применялись и другие угрозы. Например, уже жительнице Ульяновска, вовремя не вернувшей кредит, коллекторы угрожали обратиться в школу, где учится ее дочь, чтобы там организовали сбор денег для возвращения долга. Неоднократно информация о долгах передавалась и работодателям должников, от которых требовали помочь решить возникшие у их работников проблемы.

К 2018 году наиболее популярным незаконным способом воздействовать на должника, судя по решениям судов, стали не подобные запугивания, а угрозы обращения в правоохранительные органы. “Если сегодня вопрос с оплатой не будет решен, мы заявление в полицию и в суд, скорее всего, направим для выявления в ваших действиях состава правонарушения по статье 159.1, а это уже мошенничество в сфере кредитования”, – цитируется речь коллектора в одном из решений суда.

Задолжавшим ульяновцам и жителям других регионов специалисты по сбору долгов все чаще стали грозить полицией – допросами, предварительным заключением на двое суток и штрафом до 120 тысяч рублей. При этом в судах представители “Финколлекта” отмечали, что должники могут сами понять, что заявить на них в полицию или прокуратуру в реальности оснований нет. Несмотря на эти аргументы, суды регулярно признавали ООО виноватым в нарушении закона.

В итоге за два года ООО “Финколлект” за подобное общение с должниками было выписано штрафов на 8,7 миллиона рублей. В ноябре ульяновское управление Службы судебных приставов, рассмотрев итоги своей работы по контролю за компанией, приняло решение исключить ее из специального реестра.

Причиной такого решения, пояснили нам в ульяновском управлении, стало не какое-то конкретное дело, а их совокупность. Коллекторы компании чаще всего оказывали психологическое давление на должников, высказывали угрозы и передавали информацию о задолженности родственникам или коллегам; также они вводили в заблуждение граждан, обещая передать информацию о них в полицию; третьим серьезным нарушением стало превышение прописанных законами лимитов на общение коллекторов с должниками. По ним, коллекторы не имеют права общаться с должниками в рабочие дни с 22 до 8 часов, в выходные – с 20 до 9 часов, а также звонить более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.

Приструнить разошедшихся коллекторов можно, обратившись в региональное управление Службы судебных приставов. Доказательством нарушений могут стать детализация звонков на номер должника и аудиозаписи его разговоров с коллекторами. Выявив нарушение, приставы составляют протокол, по которому суд имеет право наказать коллекторов, как это неоднократно происходило с “Финколлект”.

Впрочем, исключение компании и специального реестра вряд ли надолго упростит жизнь ульяновских должников. Во-первых, как сообщают в областном управлении Службы судебных приставов, уже сейчас рассматриваются документы на включение в реестр другой организации-коллектора с иными учредителями. Кроме того, владельцы “Финколлекта” имеют законное право зарегистрировать новую компанию и подать документы в реестр от нее. Рассматриваться они, по нормам Закона, должны всего 20 дней.