Требования закона к разным букмекерам отличаются в десять раз. Одновременно на российском рынке букмекеров работают 17 лицензий с гарантиями игрокам по 1 миллиарду рублей, и 14 «золотых» лицензий с гарантиями игрокам по 100 миллионов рублей. (И огромное предложение «сыграть» от офшоров)

Прочитал в блогах статью  Правовая аномалия букмекерского бизнеса, где наконец то обратили внимание на чисто российский феномен регулирования букмекеров.

Представляете? Одновременно на рынке действуют конторы, требования государства к которым отличаются в десять раз. Сейчас Госдума рассматривает законопроект, который еще усилят требования для «обычных», увеличив преимущество для «золотых». Это проект Правительства РФ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части предотвращения незаконных организации и проведения азартных игр и лотерей под видом осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг)» 501874-7

Как такое получилось?

Очень просто)

В после запрета игорного бизнеса, далеко не полной, но ликвидации казино с улиц городов, в 2009 году Минфин начал выдавать пятилетние лицензии на букмекерскую деятельность (букмекеры принимают ставки на спорт). Тогда для получения лицензии достаточно было показать 100 миллионов активов – и вперед эксплуатировать азарт россиян. Затем, в апреле 2010 года, чтобы ограничить рынок и повысить гарантии перед государством и игроками были введены дополнительные требования: стоимость чистых активов организатора азартных игр в сумме не менее 1 миллиарда рублей, минимальный размер уставного капитала в сумме 100 миллионов рублей и обязательная банковская гарантия не менее чем на 500 миллионов рублей. Прекрасный закон №64-ФЗ от 22.04.2010.

Но, все эти требования не распространяются на тех 14 букмекеров, кто уже получил лицензию до апреля 2010 года. Именно об этом говорит п.2 ст.2 этого закона. То есть по мере истечения сроков лицензий в 2014 году они все должны были увеличить свои гарантии для игроков до 1 миллиарда, и получить банковские гарантии по 500 миллионов.

Но в следующем году Федеральный закон от 19.10.2011 N 283-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” сделал букмекерские лицензии бессрочными.  (ст.3 Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно).

И сегодня, в конце 2018 года есть 14 букмекеров которые живут по комфортным правилам 2009 года, и остальные «жадины» которые не смогли «подружиться с инспектором»)

Мы постоянно слышим об инициативах Минфина и некоторых депутатов о необходимости ужесточить требования к букмекерам. Например, увеличить требования к банковской гарантии, или чтобы они вывешивались на стене игорного пункта. Это все меры в пользу тех самых «хороших» букмекеров получивших лицензии в 2009 году.

Интересно, что думает по этому поводу МинФин и мудрый заместитель министра финансов Моисеев Алексей Владимирович, который часто выступает в Государственной Думе по законопроектам, связанным с букмекерством. Что думает председатель комитета по экономической политике, депутат Жигарев Сергей Александрович и борец с букмекерами депутат Луговой Андрей Константинович.

Благодаря стараниям Виталия Леонтьевича Мутко, букмекеры обязаны перечислять на развитие российского спорта 5%, но не менее 15 миллионов в квартал. То есть, теоретически 15миллионов*31лицензию*4 квартала 1,8 миллиарда. Но это теоретически. Фактически не собирают даже половины от этой суммы.

Почему? Потому, что часть лицензий не работает, часть не может получить банковскую гарантию. Но в основном, потому, что, разрешив интерактивные ставки (прием ставок через интернет) Государственная Дума и Минфин не обязали отчислять на спорт процент. Но здесь пытаются исправить положение, спасибо депутатам Игорю Владимировичу Лебедеву, Ярославу Евгеньевичу Нилову и Михаилу Владимировичу Дегтяреву за законопроект О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и статьи 19.1 и 26.2 Федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”

(о мерах по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных детско-юношеских спортивных соревнований)

Деятельность букмекеров лицензируется. И это правильно. Нужно ограничивать предложение подобных услуг, и, если уж государство разрешило такие виды деятельности

Что  говорит закон? Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Но нигде в целях лицензирования не прописана возможность создания десятикратных выгод для конкретных участников рынка.

Кому интересно, вот список всех лицензий букмекеров с сайта Федеральной налоговой службы.

С 1 по 14 – «золотые» лицензии, с 15 по 31 – обычные.

В дополнение несколько комментариев по теме от профильных специалистов:

«.. несправедливые условия лицензирования среди букмекерских компаний на данный момент привели к потерям в десятки миллионов рублей, а лоббирование на первоначальном этапе двойного покрытия рисков через наличия Уставного капитала в миллиард рублей и банковской гарантии на близкие суммы явно является лишним. Ситуация требует внимания законодателей для выравнивания несправедливых условий ведения бизнеса».
Александ Малышев, советник генерального директора компании «Балбет»

“Считаю, что не существует «золотых», «серебрянных» и других разноименных лицензий, это выдумки журналистов. Но изменения которые были внесены в законодательство о лицензировании в 2010 году сделали условия ведения деятельности жёстче, увеличили требования к Уставному капиталу, Чистым активам, размеру банковских гарантий. Это ставит в неконкурентное положение те компании, которые получали лицензии позже 2010г. Хотя закон и не имеет обратной силы, но все же для развития необходимо чтобы все игроки рынка находились в равных условиях. и сравнение современных условий для первых 15-и игроков получивших ее до 2010 и остальных явно несправедливые..».
Константин Макаров, «Бинго Бум».

«Не считаю, что закон может иметь обратную силу для тех кто получил лицензию до 2010 года – Это закон. Что касается «справедливости» условий для всех игроков рынка – важно понимать что получение лицензии в 2009м году и получение в 2014 г это приблизительно одни и те же затраты. это связанно с разными экономическими факторами в т. ч. курсом валют, ликвидности и тд. Но. Считаю важным для всех участников это отмену Банковской гарантии как дублирующего, неудобного, дорогого инструмента который к тому же и не может быть действенным в силу своих юридических аспектов. Уставной капитал, Банковская гарантия и компенсационный фонд СРО дублируют друг друга – вот над этим надо работать…»
Николай Оганезов «Бетсити»