До 15 декабря в регионе должны утвердить тарифы на услуги естественных монополий в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроэнергетики. Резервы для нового тарифообразования планируют взять из выявленных в работе монополий нарушений за 2015-2017 годы. При этом цифры и компании, которые завышали тарифы, публично не раскрывают.

О первых результатах экспертизы московских специалистов по деятельности монополий в регионе губернатор сообщал в ноябре. Тогда же глава региона поддержал идею реформирования и изменения подходов принятия инвестиционных программ инфраструктурных госкомпаний, а также строгого контроля за ее исполнением. Например, главным принципом изменений декларировались золотые слова: «Ресурсные монополии – не центры прибыли, а поставщики услуг для населения и сектора переработки».

В среду в облправительстве с участием губернатора снова рассмотрели вопросы тарифообразования на услуги естественных монополий. Глава региона сообщил о внедрении системы внешнего контроля за тарифными решениям, которая включает создание независимого контрольного органа, усиление комиссии по мониторингу соблюдения законов в сфере тарифообразования, привлечение авторитетных экспертов из других регионов страны и реформирование работы Совета потребителей.

В числе нарушений, выявленных у монополий при тарифообразовании в 2017-2019 годы, эксперты  АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием»  выявили включение в тариф экономически необоснованных расходов при установлении величины сбытовой надбавки; отсутствие учета регулирующим органом экономически необоснованных расходов и доходов, подтвержденных фактическими отчетными данными за предшествующие периоды регулирования, и третий пункт – непринятие мер, направленных на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов и доходов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина прокомментировала, что, во-первых, необходимо исключить подлежащую корректировке сумму из необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций. Оговаривается, что это необходимо сделать не одномоментно,  а в течение двух лет, чтобы “сгладить стрессовый эффект для электросетевых организаций”. Во-вторых, подлежащую исключению сумму предлагается инвестировать – например, в строительство электросетевой инфраструктуры. В-третьих, органу регулирования нужно учесть экономически необоснованные расходы при установлении сбытовых надбавок на 2019 год.

“При утверждении тарифов на 2019 год нужно использовать уже полученные ресурсными компаниямив 2016-2018 годах необоснованные доходы. Это позволит снизить тарифы на 2019 год и простимулировать «монополистов» работать честно и более эффективно. Также при подготовке тарифных решений будут учитываться резервы, которые указаны в экспертном заключении», – комментирует Толчина. Отметим, что перечень компаний, которые завышали тарифы, предоставить нам пока отказались. Уполномоченный по защите прав предпринимателей считает, что нужно “работать на результат в виде снижения тарифов, а не устраивать скандал”. Согласимся, скандал – не цель и будем ждать результата в наших платежках.

Что показала экспертиза

По данным экспертов  АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием», количество территориальных сетевых организаций в электроэнергетике в регионе снизилось с 51 в 2015 году до 39 в 2018 году.  При этом рост необходимой валовой выручки составил 28,7%. Разница между значениями стандартизированных тарифных ставок в Приволжском федеральном округе (руб. за одно технологическое присоединение) составила 4 раза. Минимальное значение – в Нижегородской области (5,9 тыс рублей), максимальное – в Кировской (22,9 тыс рублей). Ульяновская область находится в середине рейтинга с показателем в 15,5 тыс рублей.

“Предложения по изменению федерального законодательства уже сформированы, но пока не приняты. К примеру, стоимость кабеля для прокладки не может стоить 10 тысяч для Нижнего Новгорода и 50 тысяч – для Ульяновска, тем более если он приобретен на одном заводе-изготовителе.  Таким образом, основное предложение по изменению федерального законодательства – формирование ценообразования на услуги естественных монополий на основе нормирования, уровня эффективности и экономической обоснованности затрат, а не по факту – кто сколько захотел получить за услугу, столько и получил.  Для применения этого метода – «Price Cap» – необходимо менять федеральное законодательство, чем сейчас и занимается группа Бориса Титова”, – поясняет Толчина.

Сумма выпадающих доходов, связанных с технологическим подключением к сетям, выросла с 17,9 млн рублей в 2015 году до 56,3 млн рублей в 2018 году.

В результате мониторинга тарифных решений, принятых Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, эксперты считают, что 61% принятых тарифных решений в  теплоснабжении за 2016-2017 гг содержат признаки нарушения законодательства РФ: это установление тарифов на один период регулирования, некорректная величина тарифа для населения (с НДС) и одинаковая ставка тарифа по теплоносителям. В 2017-2018 годах департамент также установил некорректную величину тарифа для населения (с НДС) – переплата составила 32 коп. за Гкал.

По водоснабжению: из 68 тарифных решений  на 2018 год для организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, 15 содержат признаки нарушения законодательства. Величина тарифов для населения у Ульяновскоблводоканала выросла до 16,8 рублей за куб.м. Максимальный тариф в 2018 году зафиксировали у ООО “УК Старомайнский коммунальщик” – 43,28 рублей за куб.м. Минимальный – у ЗАО “Силикатчик” (8,26 руб/куб.м.)

Пути решения проблем

По итогам экспертизы  «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием»  рекомендует провести немедленную реализацию имеющихся на федеральном уровне контрольных полномочий, внедрить новую тарифную модель, соответствующую международным стандартам (на основе метода тарифного регулирования Price Cap), нормировать затраты, создать и внедрить единую информационную регуляторную систему. Срок реализации – от 3 до 6 месяцев. Экономический эффект можно будет узнать после детального анализа регулятором представленных сетевыми организациями тарифных заявок на 2019 год вместе с документами по их фактическим расходам.