Уж не знаю, как эту информацию в номере за среду на прошлой неделе восприняли наши читатели, но выглядит она полноценной бомбой: руководство налоговой службы России предупредило Ульяновск, что если не будет погашен долг в 1,613 млрд рублей в страховые фонды, накопленный бюджетными работодателями, органы заблокируют счета, в частности, медучреждений региона.

Бизнес боится, власть – не боится

Знаю одну фирму, крохотную и на ладан дышащую, задавливаемую в том числе необходимостью отчислять страховые взносы с фонда оплаты труда. Из месяца в месяц встает вопрос, выживет ли фирма дальше или вынуждена будет закрыться. Спрашиваю их бухгалтера:

– Может, эти страховые взносы не перечислять, если речь идет о возможной ликвидации производства, ведь тогда работники окажутся без какой-либо зарплаты вообще?

– Нет, что ты, – говорит бухгалтер, – это нельзя.

– А что будет? – спрашиваю я.

– Сначала штраф, а потом, возможно, и похуже что-то.

То есть хозяева фирмы боятся и отдают последние копейки, балансируя на грани исчезновения. А много других фирм, видимо, закрылись именно по этой причине, поскольку далеко не у всех есть возможность с каждых 100 тысяч рублей фонда зарплаты перечислять только социальных налогов до 30 тысяч. Бюджетные же учреждения этих отчислений, оказывается, не делают, и, находясь за спинами властей, ничего не боятся. При этом их сотрудники, как и все, периодически болеют и ходят в медучреждения, где их лечат, хотя деньги в Фонд медицинского страхования работодатель не перечисляет. Лечат, иначе говоря, на деньги тех, за кого соц-взносы перечисляются. Вот такая получается арифметика.

По типу капремонта уже не получится

Кроме всего прочего, в этой истории должен смущать, наверное, этический аспект. Обязанность отчислять взносы в социальные фонды установлена законом, и, игнорируя эту обязанность, бюджетный работодатель игнорирует закон, что для власти не очень хорошо, некрасиво и проч. Но ношу эту не выдерживает, вероятно, и богатый бюджет. Власть же, зная, что соцфонды разоряют фирмы и компании, которые закрываются, думает, что она-то закрыться все равно не может. А если закроется, голая лесостепь останется. И взносы не перечисляет. Как бы от безысходности. Когда оператором этих налогов были сами фонды, ситуацию можно было спускать на тормозах, как она спускается со взносами на капремонт жилья. За квадратные метры, находящиеся в собственности органов власти, они и должны эти отчисления делать, но не делают. Фонд реформирования ЖКХ – свой, и он молчит.

Несуразность во всем

Но социальные налоги с некоторых пор передали в ведение налоговиков, у которых разговор короткий: арест счетов. Если эти угрозы в отношении нашей области будут претворены в жизнь, наступит коллапс регионального здравоохранения. На счетах медучреждений деньги на все цели хранятся, вероятно, скопом, и судебные приставы все их будут снимать и переводить в социальные фонды, оголяя нужды лечебных учреждений, включая поставки все тех же многострадальных лекарств и вспомогательных материалов. Причем непонятно, кто и как такой блокировкой будет наказан. Конкретные сотрудники не виноваты в том, что их работодатель не платит в медстрах. Кроме того, по Конституции им, как и всем, гарантирована бесплатная медицинская помощь, независимо от перечислений или неперечислений этих взносов. И, в общем-то, дело имеем с абсурдностью всей системы, когда наказываются непричастные.

Впрочем, львиная доля всей задолженности – около полутора миллиардов рублей – это задолженность в Пенсионный фонд, с которым все еще запутаннее. При возникновении из-за долгов перебоев с финансированием пенсионных выплат пострадают не те, кто работает сейчас и за кого работодатели не делают отчислений в Пенсионный фонд, а старики, являющиеся получателями пенсий сегодня. Снова абсурд, если о чем и говорящий, то только о несуразности действующей в стране системы пенсионного обеспечения, которая в дальнейшем будет лишь усугубляться. К примеру, со следующего года на российские автотрассы планируется выход беспилотных автомобилей, что, как и в других сферах, поведет к сокращению числа работающих, а это в свою очередь поведет к сокращению поступлений в Пенсионный фонд, что будет провоцировать опять же появление проблем с выплатой пенсий. И произведенное повышение пенсионного возраста решению этих проблем никак способствовать не будет.

Распил и разбазаривание

А если и можно ульяновским властям предъявить претензии за неисполнение законодательства об отчислениях в социальные фонды, то за расходы средств на цели, которые к первоочередным не относятся. Не требовал Мемцентр того, что с ним сейчас делают. Ни его облицовку менять не обязательно, ни переделку всей кровли производить не нужно. Нет необходимости и пошлой плиткой все, что ни попадя, в городе выкладывать. И пилить бюджетные деньги на так называемом благоустройстве «общественных пространств», когда в соцфонды не платится, не следует. И опавшую листву из скверов, парков и с газонов не надо вывозить – это удобрение для растительности следующего года и защита от излишнего промерзания почвы, особенно в морозы, как сейчас, но в отсутствие снега. И бюджетные дары «операторам социального питания» в этих условиях тем более преступны. Вот за все это наказывать, на мой взгляд, стоит, тем более что и виновных вместе с причастными здесь найти не сложно.

Василий МЕЛЬНИК.