По статистике ГИБДД, представленной на международном форуме «Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения», с помощью камер фотовидеофиксации в России ежегодно фиксируется более 80 млн. нарушений. Ведомство отмечает, что использование систем уже позволило улучшить транспортную ситуацию в городах России, снизить аварийность и  смертность на дорогах.

Ульяновская область следует примеру других субъектов РФ по увеличению количества камер фотовидеофиксации, но по своему сценарию.

Мировой опыт

Различают несколько видов систем фотовидеофиксации. К самым распространенным можно отнести камеры, регистрирующие превышение скоростей, движение автомобилей по полосам для общественного транспорта или маршрутных такси, пресечения двойных сплошных или стоп-линий.

Первые камеры фотофиксации нарушений ПДД были установлены в Лондоне в 1958 году. Вскоре опыт Великобритании был принят другими странами. Например, сегодня в Германии используется более 10 типов различных систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Наиболее широкое применение нашли системы фиксации транспортных средств, превышающих скорость или продолжающих движение во время красного сигнала светофора. Такие камеры активно используются в США, Англии, Новой Зеландии, Австралии.

Старт проектов – Российская практика

Закупка услуг по фотовидеофиксации нарушений ПДД и весогабаритному контролю производится регионами Российской Федерации с проведением конкурентных процедур, в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд (Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ). В ряде регионов создание системы фотовидеофиксации правонарушений ПДД осуществляется за счет средств частных инвесторов на основании концессионных соглашений, заключаемых в соответствии с  Федеральным законом 21.07.2005 № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”. Закон предусматривает для сторон возможность обсуждать и изменять предложенные инвестором условия, с учетом интересов концедента – субъекта РФ.

Предложение, соответствующее интересам региона, размещается в открытом доступе на сайте www.torgi.gov.ru, заинтересованные лица могут заявить о согласии на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения. Согласно размещенной на сайте www.torgi.gov.ru информации, выбор в пользу концессии при создании и развитии системы комплексной безопасности дорожного движения сделали в Рязанской области[1], Волгоградской области[2], Еврейской Автономной области[3], Забайкальском крае[4], Астраханской области[5], Московской области[6], Севастополе[7]. Подобные соглашения предусматривают создание концессионером системы фотовидеофиксации за свой счет, без привлечения бюджетных средств, при этом вложенные инвестиции возвращаются инвестору в виде части поступаемых в бюджет сумм административных штрафов (плата концедента, которая определяется по результатам конкурса). Осуществление проекта в Ульяновской области решили реализовать по другому сценарию.

Реализация проекта в Ульяновской области

В Ульяновской области для реализации полномочий по осуществлению закупок товаров, работ и услуг без проведения торгов была создана АНО «Цивилизация», но Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области пришла к выводам о нарушениях п. 4 ст. 16. Закона о защите конкуренции. «При рассмотрении дела ответчики не смогли привести примеры аналогичной схемы работы, т.е. осуществления подобных проектов без конкурса ни в одном регионе страны. Сумма планируемых субсидий АНО «Цивилизация» в сфере обеспечения системы фото- и видеофиксации ПДД и проекта «видеонаблюдение в социальной сфере» – на 6-летний период свыше 4 млрд. рублей. В настоящий момент АНО «Цивилизация» оспаривает предписание УФАС», – комментирует пресс-служба Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.

Безопасность в цифрах

Согласно данным ГИБДД, в 2017 году на автодорогах страны действовало более 7500 стационарных комплексов фотовидеофиксации и около 4 тысяч передвижных комплексов. Использование технических средств только в прошлом году позволило уменьшить количество ДТП почти на 100 аварийно-опасных участках[8]. Распространение систем автоматической фотовидеофиксации продолжается. Опубликованный в январе этого года отчет ГИБДД говорит об увеличении количества систем, в 2018 году в России используется уже более 9000 стационарных, 3,8 тысяч передвижных и 656 мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений[9].

Самыми распространенными точками расположения систем остаются крупные города, федеральные трассы и опасные локальные участки. За 2017 год количество вынесенных постановлений о правонарушениях, зафиксированных камерами фотовидеофиксации, составило более 83,2 млн., что на 36,4 % больше, чем за 2016 год.

[1] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=5557104&lotId=5557678&prevPageN=0

[2] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=9341196&lotId=9341391&prevPageN=4

[3] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=23680575&lotId=23680705&prevPageN=4

[4] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=6659625&lotId=6659694&prevPageN=4

[5] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=15558224&lotId=15558320&prevPageN=4

 

[6] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=9829057&lotId=9830081&prevPageN=4

[7] https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=14078825&lotId=14079575&prevPageN=4

[8] https://гибдд.рф/news/item/1545

[9] http://www.1gai.ru/autonews/519982-vot-skolko-v-rossii-kamer-gibdd.html