Автор материала Анна Рачинская

«Этот страшный пожар произошел 7 января 2018 года. Около двух часов дня мне, как главе дежурного караула, поступило сообщение, что в поселке Октябрьский Чердаклинского района горит общежитие. Поехали туда, а потом мне дали переадресовку, что пожар – в квартире пятиэтажки по улице Студенческой.

О пожаре 

Когда вместе с моим звеном подъехали туда, увидел, что из квартиры на третьем этаже валит густой дым. Активное горение создало реальную угрозу жизни и здоровью жильцам дома. Четвертый и пятый этажи были сильно задымлены. Одни стояли на балконах и кричали о помощи, другие из окон. Жильцы подъезда просто не могли выбежать из своих квартир самостоятельно. Решающим направлением проведения аварийно-спасательных работ я выбрал спасение людей с верхних этажей дома и возглавил звено газодымозащитной службы. Сразу дал повышенный номер опасности. Задымление верхних этажей и высокая температура на лестничной клетке затрудняли проведение спасательных работ. Понял, что нужны дополнительные силы, автолестницы и дополнительные звенья газодымозащитной службы. Ведь на тот момент нас было четверо – я и трое пожарных, один из которых только проходил стажировку. Передал по радиосвязи необходимую первичную информацию на центральный пункт пожарной связи Ульяновской области.

Затем мы забежали в подъезд, протянули рукав к квартире, где был источник пожара. Там пришлось передвигаться на коленях на ощупь. Обнаружив очаг горения, одного из своих ребят я оставил тушить пожар, а вместе с пожарными Игорем Жирновыми Владимиром Юсуповым побежали на поиски пострадавших.

О спасениях 

Поднялись по лестнице на этаж выше, где я выбил стекла на лестничной площадке, чтобы пошел свежий воздух. Забежал в одну квартиру (дверь была открыта), а там на балконе женщина с ребенком, ему около десяти лет. У нас у каждого есть спасательное устройство, которое одеваешь на человека и из твоего баллона идет воздух, ты дышишь и пострадавший. В таких ситуациях мы не выбираем кому одевать – конечно, сначала детям. Одел ребенку, а мой коллега – его маме. Все делали как обычно, на автомате. Вывели их на улицу, передали подъехавшим медикам и побежали в другие квартиры, проделывая то же самое.

В соседней квартире я нашел пожилую женщину, которую также эвакуировал с использованием спасательного средства. Потом поднялись на пятый этаж, попытались вскрыть входные двери в квартиры, где на балконах люди просили о помощи, но из-за сильного дыма это было невозможно. К тому моменту прибыла автолестница специализированной пожарно-спасательной части. Я принял решение применить ее для спасения жильцов. Поднявшись по автолестнице на балкон пятого этажа, зашел в еще одну квартиру и открыл входную дверь нашим спасателям. Вместе с ними мы вынесли задыхавшихся в дыму троих детей и вывели троих взрослых.

Каждая минута была дорога. Люди понимали серьезность своего положения, быстро подчинялись и почти без паники, даже дети не плакали. Кстати, когда детишки пугаются, то не плачут… Всех спасли, и никто, к счастью, не пострадал. В основном это были женщины и дети. Как я потом узнал, во время этого пожара мы с ребятами спасли 13 человек, из них семеро детей. Всем нуждающимся была оказана на месте первая медицинская помощь. Всего к ликвидации пожара были привлечены 25 человек личного состава и 8 единиц техники.

Позже выяснилось, что причиной пожара стало замыкание электропроводки. В этой квартире жила одинокая женщина: увидев, что горит книжный стеллаж, она просто закрыла дверь и побежала к соседке, растерялась… А виной всему стал обычный удлинитель, который перегружают розетками. Увы, такое часто бывает, поэтому всегда всем говорю – лучше один провод протянуть, чем из розетки в розетку. Сколько длилось спасение? Не считал. Минута – это много или мало? Для меня на пожаре минута как час. Огонь я называю живой сущностью, с ним надо договариваться, иначе он тебя сожрет.

О себе и судьбе 

Мне сейчас 54 года, а в пожарной охране работаю уже более 32 лет. Закончив среднюю школу в Ульяновске, отслужил в армии и поступил в пожарную охрану. Так и проработал там всю жизнь: сначала, во время СССР, в пожарной охране, а затем – в МЧС Ульяновской области. На сегодняшний день я – подполковник в отставке, уже на пенсии, но продолжаю работать. Дочь надо поднять (она учится на медицинском в УЛГУ), а сын уже выучился тоже на врача. Да вся моя семья была в этом. Не хотел говорить, но открою секрет – еще моя прабабушка, как знахарь, лечила Илью Николаевича Ульянова…

Сколько спас за время работы людей? Не считал. Вот в 2014 году горела наша областная больница – произошел пожар на четвертом этаже девятиэтажного корпуса. Тогда я руководил спасательной операцией. 290 человек мы эвакуировали и спасли вместе с моими воинами. Нужно было принимать четкое решение и посылать людей туда, в огонь, можно сказать, на смерть. Им и себя надо было спасти, и пострадавших вытащить.

О работе 

Насколько она опасна? Как объяснить… Моя работа – это моя жизнь. Семья просит не геройствовать, жена, конечно, каждый раз переживает, но я им ничего никогда не рассказываю и, вообще, стараюсь не говорить на эту тему, чтобы не пугать. Ведь ты просто каждый день ходишь по лезвию ножа.

Бывает ли страшно? Сейчас нет. Страх у меня был однажды и тогда я сказал себе: «Коля, если ты боишься, уходи!» Если человек боится, лучше этим не заниматься, иначе погибнешь – это сто процентов! Ты должен слушать себя и свою интуицию. Что чувствую, когда лезу в огонь, когда спасаю людей? Ты просто слышишь себя, что нужно делать. Есть жизнь, есть смерть, среднего просто нет. Посередине ничего не может быть. Или ты живешь, или нет. Вот ты и начинаешь сам себя слышать – что нужно делать. Это в каждом человеке заложено. Вот почему старики боятся оставаться наедине? Они боятся самих себя услышать… Это нельзя объяснить.

О главном

Главное – это жить и наслаждаться этой жизнью. Если ты что-то умеешь, можешь, почему бы не помочь другому человеку, помочь просто так! Мечтать я не умею, а вот цель, которую я поставил, и выполняю, есть. Приобрел избушку на «двух лапках» в Старомайнском районе Ульяновской области, надо довести ее до ума, чтобы мы там всей семьей жили счастливо и радовались.»