Первый в России Дом трезвости был открыт в селе Карлинском 7 декабря 1908 года священником Сергеем Петровским. В общество на тот год входило 105 человек из четырех тысяч проживающих в селе. Уже через шесть лет трезвенниками себя объявили 600 жителей Карлинского. Все они вели активную антиалкогольную пропаганду, издавали брошюры и листовки. А еще члены собрания имели тесные связи с подобными организациями в Карсуне и Чертановке. Как отмечают краеведы, на то время роль этого общества была очень полезна и значительна.

В России пить не запретишь

На Руси пили всегда: как и в империи, так и Союзе и в современной России. Алкоголизмом народ стал болеть в XVI веке, когда из-за границы шли караваны вина и водки. Да-да, именно водки. Многие считают, что «сорокоградусную» придумал Дмитрий Менделеев, однако нет. Ученый лишь нашел правильное сочетание воды и спирта для пищевых целей. А вот водку, по мнению историков, путем перегона браги изобрели арабские ученые в IX веке. В XIV веке их успех сумели повторить европейцы. В конце этого же века спирт попал и на Русь. Генуэзское посольство, следовавшее из Кафы в Литву, презентовало его при дворе владимирского князя. Напиток признали годным к употреблению, но лишь в качестве лекарства и в разбавленном виде.

Доходы от производства и продажи водки были всегда, и по сей день остаются, одним из основных источников пополнения казны. Деньги не раз спасали Русь, Российскую империю во времена войн и политических баталий. Однако водка временами была и под запретом. Первая попытка установления государственного контроля над производством и продажей крепкого спиртного в России предприняли в конце XV века — при Иване III. Тогда нельзя было продавать спиртное вне «царевых кабаков», и легальную водку покупали только у официальных целовальников (изначально водку делали в монастырях, но в течение XVI века ее производство и продажа полностью сосредотачивается в руках кабацких голов), плативших налог казне. При этом в России всегда существовало незаконное самогоноварение. Затем в 1652 году при царе Алексее Михайловиче в России появилась вторая монополия – кабаки закрыли, долги обнулили, восстановили казенное производство водки, дворяне сдавали спирт государству, который хранился на складах под охраной.

Третья монополия появилась при Петре I — в 1705 году. Во времена превращения Руси в Российскую империю государству нужны были деньги на войны, строительство флота и городов. Система откупов проработала десять лет и вернулась потом при Екатерине II, которая даровала производство винокурения дворянам, освободив их от налогов. При этом покупать крепкий алкоголь можно было только в казенных учреждениях. В XIX веке несколько раз пытались вводить исключительное право на производство и продажу водки, но все попытки были неудачные. Производство то было в руках государства, то частников, вводились акцизы. Удачной можно назвать попытку последнего русского императора. С 1894 года началось последовательное установление госмонополии. До 1902-ого она проходила в регионах России и потом уже вступила в силу по всей стране. В результате последовательной реформы был разработан стандарт водки, торговля ограничивалась по времени с 7.00 до 22.00, осенью — до 18.00, весной-летом — до 20.00, снижалось самогоноварение, водка стала элементом застолья.

В эти же годы массовое пьянство в России шло постепенно на убыль, а доходы казны росли. Способствовали этому и Дома трезвости. В то время они открывали в разных регионах страны. Первый такой в Ульяновской области был открыт в селе Карлинское.

«Пить или не пить?»

Священник Сергей Петровский, приехав в село Карлинское в начале XX века сразу отметил расцвет бурного пьянства среди жителей. Тогда священнослужителю не понравилось его новое место жительства. В 1908 году, окончив духовную семинарию, по просьбе жителей он остается в селе служить при новом каменном храме. Именно в этот год Петровскому приходит мысль основать в Карлинском Дом трезвости при храме по аналогии с Александро-Невским обществом трезвости. В то время уже были организованы вытрезвители в Саратове, Киеве, Ярославле и Туле.

— После вечерни собирались трезвенники и служили молитву. Мужики в то время, как их битые жены заливаясь слезами у икон, давали обет трезвости и просили прощения за грехи. Многие, посещая общество, выздоравливали, возвращались в семьи, становились на путь истинный. Только за первый год существования общества 105 крестьян села поклялись не употреблять спиртного, — рассказывает краевед Владимир Кузьмин.

В 1912 году у общества трезвости появляется свое здание. Деревянная постройка с высокими окнами, через которые пробивался свет, вмещала более сотни человек. Откуда Сергей Петровский взял деньги на строительство, доподлинно не известно. Членские взносы тогда составляли 1 рубль.

— После строительства Дома трезвости в Майнский район стали приезжать поезда с людьми, страдающими от алкоголизма. До революции обет трезвости дали около 10 тысяч человек. Сергею Петровскому страшно стало тогда, когда в России запретили продажу алкоголя. Население стало употреблять одеколоны, производные от лака, «пьяный квас». Люди вновь начали спиваться, — продолжает Сергей Кузьмин.

6 августа 1917 года проходили выборы в волостную земскую управу, пить в этот день было нельзя, как в дни сходов и собраний. Во время Русско-японской и Первой мировой войн водку и вовсе запретили продавать. Купить «сорокоградусную» нельзя было и в годы первой русской революции (1905‑1907).

Этиловый спирт производили только для технических нужд фронта и медицинских целей. За эти годы священнику удается привлечь местных жителей к чтению и новому способу проведения досуга в домах культуры и библиотеках. В декабре 1917 года уже советское правительство продлило запрет на торговлю водкой вплоть до окончания гражданской войны. Дома трезвости были закрыты.

В 20-х годах Петровский уезжает в Ульяновск, где его арестовывают. В начале 30-х годов он умирает. На его могилу, что на кладбище на улице Карла Маркса, до сих пор приходят больные алкоголизмом и дают обеты трезвости. Сам Дом Трезвости села Карлинского простоял еще несколько лет. После его разобрали и перенесли к местной школе, где он стал спортзалом. Теперь и вовсе разобрали на дрова.

Эпоха вытрезвителей и ЛТП

После прихода большевиков к власти запрет на продажу алкоголя продлевают еще на несколько лет. 26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР издали совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. Государство полностью контролировало выпуск продукции. С 1924 года власти возвращаются к николаевской водочной реформе. Окончательно запрет сняли в 1925 году.Историки утверждают, что годы запрета стали единственным периодом в российской истории, когда народ протрезвел и осознал, насколько жестоко с ним обращаются.Именно поэтому Сталин и Политбюро и приняли решение о прекращении действия закона на территории СССР. После Первой мировой войны необходимо было пополнять казну и введение монополии на водку стало именно тем шагом.

Но, несмотря на это, власти продолжали бороться с пьянством в СССР. 14 ноября 1931 года в Ленинграде был открыт первый советский вытрезвитель. Полицейские подбирали на улице пьяных и доставляли их в учреждение, где они приходили в чувства. У граждан забирали документы, фотографировали их, привязывали к стулу или кровати, обливали холодным душем. На утро проспавшегося человека осматривал врач, выписывал квитанцию об оплате (хотя были и бесплатные вытрезвители, в том числе и в Ульяновске) и отпускал домой. О нарушителе также сообщали на работу, где его ждало порицание и возможное увольнение. Попавшего три раза за год в вытрезвитель отправляли на лечение в наркологическую больницу.

Во времена Великой Отечественной войны солдаты уходили в бой, выпив сто грамм фронтовых для поднятия духа. После Победы число пьющих граждан возросло. Люди начали массово расслабляться.

В СССР правительство неоднократно вводило запреты или ограничения на продажу алкоголя. В 1958 году запрещалась продажа водки в общественных местах и вблизи заводов, школ, детских садов, социальных учреждений и парках, на предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов). В 72-ом году была предпринята попытка сократить производство крепких напитков и поменять их на вино и пиво. Полностью прекратилось производство водки крепостью 50 и 56 градусов. Крепкий алкоголь продавали с 11.00 до 19.00. Из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков.Однако ни при Никите Хрущеве, ни при Леониде Брежневе особой борьбы с пьянством не велось.

И только в 1985 году в СССР при Михаиле Горбачеве была начата крупная антиалкогольная кампания, которая продолжалась около двух лет. Закрывались точки продажи алкоголя, вырубались виноградники. Купить крепкие напитки можно было только с 14.00 до 19.00. Многие советские граждане даже отпрашивались с работы, чтобы купить бутылку водки. Люди не брезговали покупать подпольный алкоголь, одеколоны и лосьоны. При этом сократилась смертность и случился настоящий беби-бум.

И на протяжении всей советской истории, несмотря на запреты, водочная монополия оставалась одной из важнейших статей пополнения государственного бюджета. Первый президент России Борис Ельцин отменил монополию на алкоголь на год и добился того, что доходы государства резко упали. При этом был всплеск самогоноварения, фальсификата и массовые пьянства. Выросла смертность от алкогольных отравлений, что до сих пор сказывается на демографии современной России. В 1993-м непопулярное решение отменили.

Все это время в стране с 70-х годов работали лечебно‑трудовые профилактории (ЛТП), куда пьяных людей отправляли принудительно. Они просуществовали до 1994 года.

Звоните медикам, а не в полицию

Дольше продержались вытрезвители. Они были закрыты в России октябре 2011 года. В Ульяновске еще раньше — в апреле 10-го года. Вместо полиции работу с пьяными передали медицинским учреждениям. Связанно это было с тем, что в учреждениях процветала не самая благоприятная атмосфера для отрезвления. Если раньше увидев пьяного человека, все звонили в полицию, сейчас необходимо звонить в скорую помощь. Полиция может только проверить документы и решить, что делать с выпившим человеком: отпустить, задержать или отправить в больницу.

— Функционал на себя взяли наркологические больницы и профильные клиники. Для врачей это большая нагрузка. Медикам скорой помощи приходится часто отвлекаться на пьяного человека, ущемляя тем самым права реально погибающего гражданина и ждущего помощи. Забрав пьяного, мы реально спасаем ему жизнь. И здесь, наверное, стоит сказать, что если нет спецучреждений, то тогда лучше мы будем выполнять эту функцию, чем человек погибнет на улице. Несмотря на то, что пьяный человек представляет угрозу для медиков и иногда ведет себя буйно. Мне кажется, общество должно поднять этот вопрос о восстановление вытрезвителей, чтобы законодатели приняли правильное решение, — сообщил главный врач Ульяновской областной клинической наркологической больницы Михаил Белянкин.

Отметим, что тема о возвращении вытрезвителей постоянно поднимается во властных кругах и гражданами России. Несколько лет назад ульяновские власти одни из первых предлагали восстановить учреждение и даже искали для него место, но пока дело стоит, а пьяных меньше не становится.

Общественность выступает за возрождение института, отмечая, что ведущая роль при этом должна оставаться у медиков, а не полиции. Весной этого года ульяновские парламентарии даже обращались с подобным предложением в Совет Федерации. Спикер Валентина Матвиенко одобрила идею, ведь с закрытием вытрезвителей участились случаи пьяного криминала и смертей от алкоголя. Сейчас идет проработка документа.

Несмотря на закрытие Домов Трезвости, борьба с пьянством в России идет полным ходом. В Ульяновской области, как и во многих других регионах, действует временной запрет продажи алкогольных напитков, в праздничные дни также есть ограничения, звучат идеи о введение нового «сухого закона». Власти рассматривают запрет о продаже спиртного в домах на первых этажах. В стране установлена минимальная розничная цена на спиртные напитки. Работает система ЕГАИС, которая позволяет полностью исключить с магазинных прилавков контрафактный алкоголь. Последний каплей в стакан стал подготовленный Минздравом РФ законопроекта об увеличении возраста продажи алкоголя до 21 года. Однако, по мнению врачей, одними запретами вылечить общество от пагубной привычки не получиться. Нужна качественная профилактика и работа с населением, которое самостоятельно может принять решение, когда ему поднять бокал с алкогольным напитком, а когда этого делать не стоит.