7 сентября 1895 года Симбирская городская управа дала разрешение на постройку «жилого деревянного павильона… на месте… по Тихвинскому спуску и принадлежащем частному землемеру и таксатору С.Н.Огонь-Догановскому»…
Но прежде, чем вести речь о доме, остановимся кратко на незаурядной личности его создателя и первого хозяина. Савва Нилович Огонь-Догановский родился в 1863 (?) году в Смоленской губернии. Представитель старинного дворянского рода, известного с 17 века. Жизнеописание С.Н.Огонь-Догановского нередко начинают с истории похождений его родственника (предка?) Василия Семеновича Огонь-Догановского – кутилы, шулера, вроде бы чуть не пустившего по миру самого Александра Сергеевича.
Оставим в стороне эти рассказы – к Савве Ниловичу они не имеют никакого отношения. Да, заслужил он репутацию человека экстравагантного «художественной» шевелюрой и бородкой, да костюмами по последней парижской моде. Сам себя именовал «вольным художником архитектуры». При всем том знали его как человека безупречной честности и неутомимого труженика.
В Симбирск Савва Нилович приехал в начале 1880-х годов, после окончания Петербургской Академии художеств по классу архитектуры. В городе он был известен, прежде всего, своей учебной деятельностью. Огонь-Догановский много лет являлся штатным преподавателем (в чине статского советника) черчения и рисования ремесленного училища графа В.В.Орлова-Давыдова; преподавал в частном реальном и коммерческом училищах, Симбирской чувашской школе, кадетском корпусе. Вел класс архитектурного черчения в Симбирском учебно-трудовом пункте, где работал одновременно с художником П.И.Пузыревским. Как частный архитектор Савва Нилович занимался проектированием жилых и других зданий – им составлено несколько десятков проектов; экспертизой строящихся домов. Дополнительным источником дохода служило «промышленное» садоводство – выращивание в собственной усадьбе яблок на продажу.
Не меньшую известность С.Н.Огонь-Догановский заслужил своей общественной деятельностью. Он был гласным городской думы, казначеем Симбирского общества христианского милосердия, членом правления детского трудового убежища «Костер», принимал участие в работе других благотворительных обществ. Первая жена Саввы Ниловича – Екатерина Григорьевна – умерла в 1900 году. Вторая супруга, Александра Александровна Агеева, активная общественница, стала его верным соратником в делах благотворительности.
С.Н.Огонь-Догановский скончался в 1924 году. «Пролетарский путь» (1.02.1924) напечатал некролог: «ПАМЯТИ СТАРОГО РАБОТНИКА. 26 января умер один из старейших работников просвещения Савва Нилович Огонь-Догановский; покойный работал в школах города свыше 42 лет, из них 30 лет в бывшем Орловском училище, затем в реальном училище и в последнее время на политехнических курсах. Мир праху твоему, ветеран на ниве просвещения». Заметим: некролог напечатан в дни траура в связи со смертью В.И.Ленина, когда газета отодвигала в сторону даже самые значимые городские события, заполняя все полосы материалами о кончине вождя.
Савва Нилович был похоронен в ограде Тихвинской церкви, старостой которой он являлся. Могила уничтожена в 1930-ые годы, при сносе храма (4). По И.Э.Сивоплясу (6) местом его погребения стало Духовское кладбище в Подгорье, затопленное в 1950-х. В любом случае, от могилы не осталось и следа.
Из наиболее известных архитектурных работ С.Н.Огонь-Догановского можно назвать перестройку дома князей Баюшевых и дома Прушакевич (Л.Толстого, 55, 57); участие в частичной перестройке здания удельной конторы (фарм.колледж). Но вершиной его творчества, несомненно, стал собственный дом на волжском склоне.
Дом не возник сразу, как единое целое. Начавшись с небольшого павильона, он обрастал пристроями, верандами, балконами, башенками, постепенно приобретая законченный, сказочный вид. «Ядром, вокруг которого сложилась объемно-пространственная композиция дома, стала одноэтажная закрытая веранда-беседка, возможно, изначально оформленная в готическом стиле. В процессе постепенного строительства к существующей беседке с северной стороны были пристроены две комнаты, с юга – каменное открытое крыльцо, внутри помещения оборудованы печи. В дальнейшем к жилому павильону с западной стороны был сделан двухэтажный пристрой с башенкой» (1).
О доме С.Н.Огонь-Догановского говорится в трех изданиях ГИММЗ «Родина В.И.Ленина» (1-3; 2001-2006). Объединив эти описания и выделив главное, получим примерно следующее.
Один из самых эффектных домов, расположенных в подгорье, между спусками Халтурина (быв.Тихвинским) и Степана Разина (быв.Петропавловским), в окружении садовых насаждений и деревянной малоэтажной застройки, был построен по проекту архитектора С.Н.Огонь-Догановского. Свободный от окружающей застройки участок с открывающимся на Волгу видом определил сложную объемно-пространственную композицию дома, его многофасадность и преобладание вертикальных членений в решении силуэта. Здание построено в стиле эклектики, с использованием в оформлении фасадов элементов готики, модерна, русских народных мотивов. Высокие фронтоны, заполненные кружевом пропильной резьбы, аркады балконов и веранд, крупная резьба подзоров и общая декоративность облика дома, созданная за счет игры объемов и форм в сочетании с живописным ландшафтом, придали дому Огонь-Догановского незабываемый и сказочный вид. Фасады прорезаны большими окнами, преимущественно стрельчатой формы, поддержанными аркадой балконов и веранд.
Здание представляет собой удачный пример сочетания оригинальной архитектурной формы со сложным рельефом и садовой растительностью. Оно входило в комплекс обширной городской усадьбы, включавшей постройки жилого и хозяйственного назначения, садово-парковой архитектуры и значительных размеров «промышленный» фруктовый сад. … Сохранились многочисленные детали исторического интерьера в виде потолочной лепнины, оформления лестничных проходов, дверной фурнитуры, встроенных шкафов, печи…
А описание дома Борисом Васильевичем Аржанцевым (4; 1991), как всегда, – сочетание профессионализма и романтики: «…Применение самых легких строительных конструкций из дерева с пропильной сквозной резьбой, открытая терраса в южную сторону и остросилуэтная композиция всего дома ярко выделяют его на фоне неба. Дом, по старинному обычаю, поставлен в глубине участка, свободно ориентирован по сторонам света и максимально раскрыт к Волге. Расположение дома, характерное для первых десятилетий существования Симбирска, делало подобные постройки за частой оградой миниатюрными крепостями.
Другая особенность дома, связывающая его с историческими архитектурными традициями Симбирска – использование мотивов теремов и двухэтажных башенок – повалуш. Терема-повалуши были в прошлом украшением многих симбирских домов. С конца XIX века в Симбирске все чаще строятся деревянные дома с беседками в башенках и дома павильонного типа, как называл свой дом С.Н.Огонь-Догановский. При жизни хозяина стены дома красились в фисташковый цвет, а крыша – серебрянкой…».
После смерти Саввы Ниловича в доме долго жили две его родственницы. Потом дом менял хозяев, всегда оставаясь жилым. Памятник архитектуры, как частный жилой дом – это всегда проблема. Тем более – столь сложное по архитектуре строение, с множеством частей и декоративных элементов. Как сочетать требования по его сохранности с обеспечением комфортных условий жизни? Многое, если не все, зависит от хозяев, их готовности терпеть неудобства и нести расходы. Благополучно пережив разрушительный оползень 1915 года и другие катаклизмы, дом Огонь-Догановского все более ветшал, постепенно переходя от благородной старости к немощной дряхлости. И то сказать, второй век жизни для деревянного дома – срок немалый. Во 2-ой половине ХХ века, в результате ремонтных работ, первоначальный вид дома заметно изменился.
Одни периоды наносили удары, другие возрождали надежду. В той же статье 1991 года С.Б.Петров и Б.В.Аржанцев писали: «Сейчас дом Огонь-Догановского в надежных руках, так как в нем проживает известный мастер по дереву Ю.Б.Ходяшев. А ведь лет 15 назад дом-памятник пытались снести! Принимая во внимание архитектурную и историческую ценность многих построек на спуске Халтурина и в переулке Кузнецова, предлагаем объявить этот участок города заповедным кварталом». Заповедным… Тридцати лет не прошло. Теперь – разве что заповедником снобизма и расточительности в этом краю растущих как грибы особняков.
Не могу сказать, кто теперь является владельцем дома. В связи с другим обстоятельством «Улпресса» не так давно писала, что хозяина им так и не удалось найти. Глядя на современное состояние дома, трудно представить, что в нем вообще возможно жить. И понятно, что речь надо вести уже не о сохранении, а о спасении «объекта культурного наследия регионального значения». Еще несколько лет, и этот пункт из реестра ОКН можно будет вычеркнуть «за утратой».
Но как спасать? Если даже проснется от перманентной спячки Управление по охране культурного наследия – то что? Выпишет несколько предписаний, потом, возможно, исковое заявление. Ясно, как день, что собственнику, если он не Рокфеллер, своими силами реставрацию такого уровня не потянуть. И на смену владельца рассчитывать не приходится. Кто возьмет на себя обузу в виде полуразрушенного архитектурного памятника? Патовая ситуация, в которой, по здравому рассуждению, государственные органы должны не столько спрашивать, сколько помогать. Но пока – и не спрашивают. В реальные же шаги по реставрации здания, извините, вообще не верится. Будем ожидать логического завершения истории? «От смерти нет в саду трав»…
Использованы материалы:
1. «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», под ред. А.Н.Зубова, Ульяновск, ГИМЗ, 2006 (с.203-204).
2. «Историческая застройка Симбирска-Ульяновска», сост. О.А.Свешникова, Ульяновск, ГИМЗ, 2001 (с.67).
3. «Архитектурные памятники Ульяновска. Деревянное зодчество второй половины XIX – начала ХХ в.», сост. И.Г.Котова, Ульяновск, ГИМЗ, 2005.
4. С.Б.Петров, Б.В.Аржанцев «Дом Огонь-Догановского», «Ульяновская правда», 16 октября 1991 г.
5. И.Э.Сивопляс «Дом над «восьмеркой», «Дыхание земли», 21 сентября 2005 г.
6. И.Э.Сивопляс «Дом Огонь-Догановского», «Ульяновск сегодня», 7 марта 2008 г.
7. «Памяти старого работника» (некролог), «Пролетарский путь», 1 февраля 1924 г.
***
P.S. Следующий пост, вероятно, получится опубликовать лишь в конце следующей недели. Прошу извинить – обстоятельства. Альбомы постараюсь пополнять регулярно.
___________________-
«Дом на горе». Дом С.Н.Огонь-Догановского. 1979.
Фото О.Сизоненко, amoralkin.livejournal.com

А.И.Титовский. Дом архитектора Огонь-Догановского. 1983.
Из серии «Ульяновская старина». УОКМ.

Дом С.Н.Огонь-Догановского.
Источник: ok.ru/profile/529921285876 – Любовь Лагунова-Карпова. Из личного архива Л.В.Мироновой-Иноземцевой.

А.А.Обвинцев. «Теремок над Волгой».
«340 лет Ульяновску (Симбирску)», альбом авторских гравюр ульяновских художников. А.В.Агапкин, А.А.Обвинцев, Б.Н.Склярук. Ульяновск, СХР, 1988.

Дом С.Н.Огонь-Догановского.
1) «Историческая застройка Симбирска-Ульяновска», сост. О.А.Свешникова, Ульяновск, ГИММЗ, 2001.
2) «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», под ред. А.Н.Зубова, Ульяновск, ГИММЗ, 2006.

Дом С.Н.Огонь-Догановского.
«Архитектурные памятники Ульяновска. Деревянное зодчество второй половины XIX – начала ХХ в.», сост. И.Г.Котова, Ульяновск, ГИММЗ, 2005.

Дом С.Н.Огонь-Догановского.
Источник: kartarf.ru

Дом С.Н.Огонь-Догановского. Ноябрь 2017 г.
Источник: vk.com/alexandrshurinov – Александр Шуринов.

Дом С.Н.Огонь-Догановского. Ноябрь 2017 г.
Источник: vk.com/alexandrshurinov – Александр Шуринов.

Дом С.Н.Огонь-Догановского. Современный вид.