Ульяновская область входит в число пилотных регионов России по внедрению риск-ориентированного подхода при контроле за бизнесом. То есть одним из первых в стране наш регион переходит на проверки бизнеса только по необходимости, а не для галочки. Но необоснованные «наезды» ульяновских чиновников на предпринимателей продолжаются. Бизнес чаще всего с ними смиряется. Но, как показывает практика юридического агентства «Кучембаев и партнеры», и самовольных чиновников можно ставить на место.

Официально во всей России в последние годы уменьшают число проверок для представителей бизнеса. Более того, планируется изменить всю систему контроля за его работой. Новая практика уже внедряется в пилотных регионах. В их числе — Ульяновская область, которая занялась этим вопросом еще в 2015 году. Важность такой работы в послании Федеральному Собранию в прошлом году подчеркнул президент России. «Нужно сделать так, чтобы появление контролеров на предприятиях стало исключением. Это оправданно только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход», – заявил Владимир Путин.

Между тем, даже в пилотных регионах по продвигаемому президентом проекту у бизнеса возникает немало проблем из-за желающих проверить его лишний раз чиновников.

«После ужесточения норм о проведении плановых проверок малого бизнеса многие государственные и муниципальные органы стали чаще проводить внеплановые проверки, которые возбуждаются по любой жалобе, чем и пользуются многие недобросовестные жалобщики, – объясняет руководитель  ульяновского юрагентства «Кучембаев и партнеры» Алмаз Кучембаев. – При этом, часто закрываются глаза на несоответствие таких жалоб требованиям закона, несмотря на то, что для них предусмотрен определенный фильтр».

В прошлом году юристам самим пришлось столкнуться с негативной практикой со стороны госорганов. Заместитель руководителя Государственной инспекции труда по Ульяновской области Олег Самохин издал распоряжение о внеплановой документарной проверке агентства. Основанием для такого решения стали два обращения, подписанные главным редактором интернет-издания 73online.ru Биджановым и председателем редколлегии сайта antijob.net Черненко.

При этом якобы заявители сообщили сотрудникам юрагенства, что никаких заявлений они не писали. Представители редакции 73online.ru сами связались с агентством, когда Госинспекция труда попросила у них дополнительную информацию для проверки. Более того, Биджанов отправил чиновникам заявление о том, что он не просил проводить никакой проверки.

С «редколлегией» antijob.ru ульяновские юристы общались через соцсети. Официально что-либо подтверждать скандально известный сайт отказался.

Несмотря на пояснения якобы заявителей и на направленное в суд заявление о незаконности намерений чиновников, проверка состоялась. Подобное контрольное мероприятие для малого бизнеса — это потерянные рабочие дни и риск уплаты штрафа по часто формальным основаниям.

Суд же, что не удивительно, встал на сторону бизнеса. Как выяснилось, Госинспекция труда особо авторство второго обращения и не проверяла — лишь отправила письмо на указанный в нем электронный адрес. Почтового адреса в обращении не было, хотя закон его требует. Более того, таких юрлиц, как редакция интернет-ресурса или редколлегия сайта существовать не может. Кроме того, сайт antijob.ru вообще оказался зарегистрирован за границей. Но и рассматривать жалобу как от частного  лица было нельзя, опять-таки из-за отсутствия его почтового адреса.

Оценив все эти аргументы, судья Ленинского районного суда Лариса Матвеева вынесла решение о незаконности проведенной проверки.

«Одной из наиболее важных проблем является анонимность некоторых жалоб – сюда относятся и отсутствие необходимой информации о заявителе, и подделка подписи заявителя, и подача жалобы неуполномоченным лицом. Мы доказали, что все это должно выявляться еще до начала внеплановой проверки, однако успешно игнорируется проверяющими», – объясняет Алмаз Кучембаев.

Но побороть бюрократический аппарат оказалось не так-то просто. Вместо того, чтобы признать очевидную ошибку сотрудников, Госинспекция труда пошла в областной суд обжаловать решение Матвеевой. То есть начала тратить время и выделяемые ей из бюджета деньги не на непосредственные свои функции, а на отстаивание «чести мундира» в крайне спорной ситуации.

«Это еще одна проблема, – рассказывает Кучембаев. – Получив решение суда не в свою пользу, чиновники обычно продолжают судиться. С одной стороны, это их право, с другой стороны, на это расходуются наши налоги. А объективная оценка, нужно ли продолжение суда, не делается».

Такую оценку упорству чиновников к концу прошлого года смогла дать коллегия Ульяновского областного суда. Она подтвердила, что решение районного суда было верным: проверку юрагентства чиновники провели без каких-либо на то оснований.

Стоит надеяться, что результаты этой тяжбы заставят проверяющих обращать внимание на необходимость самим соблюдать законы, а не только требовать этого от бизнеса. Но пока заявления о поддержке в Ульяновской области требований президента нередко не совпадают с реальностью.