12 января — профессиональный праздник работников прокуратуры России.
Прокуратура во все времена была в государстве главным правозащитным органом, однако относительно недавно у ведомства появилась еще одна важная функция – обеспечение достоверности уголовно-правовой статистики.
Об особенностях этого направления деятельности мы поговорили с начальником управления правовой статистики прокуратуры Ульяновской области Евгением Владимировичем Булычевым.

— Расскажите, что такое уголовно-правовая статистика и какова роль государственных органов при ее формировании.

— Статистика, в широком понимании, – это область знаний, содержащая общие вопросы сбора и анализа статистических данных, которая охватывает все стороны экономической, политической, правовой и культурной жизни государства и подразделяется на многие отрасли.
Одной из них является правовая статистика, отражающая в показателях, как охраняются государственные, общественные отношения и различные формы собственности, защищаются гарантированные Конституций Российской Федерации права и интересы граждан.
Данные правовой статистики дают возможность определить уровень правопорядка в обществе благодаря цифровой характеристике зарегистрированных правонарушений и результатах работы правоохранительных органов.
Одним из ее видов является уголовно-правовая статистика, изучающая количественную сторону преступности и деятельности государственных органов по борьбе с нею.
Объективные знания о зарегистрированных общественно опасных деяниях, данные о лицах их совершивших, потерпевших от преступных посягательств и другие статистические сведения позволяют наиболее эффективно запланировать и осуществить мероприятия по противодействию преступности, тем самым обеспечив безопасность общества и государства.
Основная задача органов прокуратуры – обеспечивать достоверность показателей статистической отчетности на всех стадиях уголовного производства – от возбуждения уголовного дела до вступления судебных решений в законную силу.

— Какие нарушения органами прокуратуры были выявлены в сфере уголовно-правовой статистики в 2018 году и кем в своем большинстве они были допущены?
— Основная их масса относится к нарушениям, допущенным при учете преступлений, которые, в свою очередь, делятся на две основные группы: нарушение сроков представления документов первичного учета в регистрационно-учетные подразделения и искажение сведений о преступлении и лице, его совершившем.
В истекшем году в ходе осуществления надзора на данном направлении деятельности органами прокуратуры Ульяновской области выявлено более 11 тысяч нарушений в сфере уголовно-правовой статистики, из которых практически половина – факты искажения данных.
Наибольшее количество нарушений вскрыто в деятельности территориальных органов МВД России. В том числе это связано с расследованием следователями и дознавателями данного ведомства основного массива уголовных дел и, соответственно, формированием большей части документов первичного учета. Каждое десятое — допускалось сотрудниками следственного комитета. Меньшая часть нарушений выявлена в деятельности судебных приставов области.

— Каковы последствия искажения сведений?
— Искажение сведений о состоянии преступности, социально-криминологических характеристиках общественно опасных деяний, лиц, их совершивших, а также потерпевших, напрямую приводит к принятию недостаточных мер, в том числе профилактического характера. Манипуляция с данными о размере причиненного ущерба влияет на квалификацию тяжести преступления, что искажает реальный показатель состояния преступности. Недостоверная информация о размере возмещенного ущерба вводит в заблуждение как граждан о степени доступа к правосудию, так и соответствующих органов власти — о степени его эффективности в целом.

— И какие принимаются меры?
— С целью устранения нарушений, допущенных в сфере уголовно-правовой статистики, прокуратурой Ульяновской области в прошедшем году внесено свыше 500 актов реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 1,5 тыс. должностных лиц.
Принимаемые меры позволяют обеспечить достоверность показателей уголовно-правовой статистики, на основе которых проводится анализ состояния законности и правопорядка в области.
Вместе с этим в направляемых в адрес руководителей правоохранительных органов актах прокурорского реагирования, кроме отражения выявленных фактов искажений государственной статистической отчетности, как правило, указываются причины, по которым они стали возможны, и предлагаются мероприятия, реализация которых приведет к недопущению таковых впредь.
Для предотвращения фактов искажений государственной статистической отчетности рассмотрение в правоохранительных органах актов прокурорского реагирования в обязательном порядке осуществляется с участием представителя прокуратуры, а вопросы обеспечения достоверности уголовно-правовой статистики регулярно рассматриваются на заседаниях коллегии прокуратуры области, рабочих группах, в которых принимают участие руководители силовых структур.
На основании принятых решений реализуются меры по устранению причин и условий допускаемых нарушений, координируется деятельность правоохранительных органов при борьбе с преступностью.