Материал предоставлен ЦСИ

«Как вы судно назовёте – так оно и поплывёт», – говаривал небезызвестный капитан Врунгель. Поистине, удивительна, в таком случае, судьба судна, которое первоначально носило название «Криуши».

В 1858 году пароходное общество «По Волге 1843 года» заказало в Англии на заводе Samuda Brothers колёсный пароход полуморского типа с малой осадкой для плавания в низовьях реки.
В 1860 году судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска. Криушинские судостроители собрали пароход, и после испытаний он отправился в свой первый рейс по Волге как буксирно-пассажирское судно. Пароходу присвоили имя «Криуши». Реклама пароходного общества «По Волге» сообщала, что «принадлежащие этому Обществу четыре пассажирских парохода «ЦАРЬ», «ЦАРИЦА», «ЦАРЕВИЧ» и «КРИУШИ», с открытия навигации сего 1861 года, будут совершать, по примеру прошлого года, срочные рейсы между Казанью и Астраханью, отправляясь из сих городов еженедельно по два раза. Означенные пароходы, с превосходными машинами низкого давления, устроенными на одном из лучших заводов в Лондоне, снабжены удобными каютами и всеми принадлежностями, необходимыми для пассажиров. Содержатели буфетов на пароходах обязаны довольствовать пассажиров самою лучшею провизиею по умеренной таксе, утвержденной Правлением. Пассажиры будут принимаемы и высаживаемы как в Казани и Астрахани, так и во всех промежуточных пунктах.»

Пароход с железным корпусом и деревянной палубой имел внушительные размеры. Длина его составляла 44,5 м, ширина с обносами 13 м, высота по борту 2,2 м. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена. Её также изготовили в Англии на заводе Ravenhill, Salkeld & Co, а паровой котёл сделали в Нижнем Новгороде в «механических заведениях с судостроительной верфью» И.С. Колчина. Пароход мог развить скорость до 21 км/час. Его экипаж состоял из 18 чел.

Несколько десятков лет трудяга «Криуши» перевозил пассажиров и грузы по Волге. В 1900 году общество продало пароход астраханскому купцу П.М. Минину, который переименовал его в «Пирата».
Зимой 1903 года торжественно отмечалось 300-летие образования Астраханской епархии и астраханский мещанин Н.Е. Янков обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги.

Дело в том, что на Каспийском море в 220 километрах от Астрахани располагался целый «плавучий город» из сотен морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с «населением» до 100 тысяч человек. Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство людей в течение 7–8 месяцев в году не ступали на берег. Им нужен был храм. Идея получила одобрение, но первая попытка закончилась безрезультатно.


«Святитель Николай Чудотворец» у Астрахани

В 1908 году специальная комиссия, сформированная советом Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни в составе протоирея Петра Горохова, протоирея Дмитрия Фаворского, купца С. И. Захарова, архитектора О. И. Карягина и других решила купить один из пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Из 30 судов специалисты выбрали вместительного «Пирата». Составили проект по его переоборудованию. Заказы разместили на местных заводах. За два месяца пароход был полностью переделан, заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив её с рулевой рубкой, и соорудили пятикупольный храм. Деньги давала епархия. Были и значительные частные пожертвования. Так управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило 6 тысяч рублей, преосвященный Георгий, архиепископ Астраханский дал 1000 рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и инструментами. Общая стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила 28 тысяч рублей.

Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв. м. Церковь внизу могла вместить до 200 молящихся, на хорах – больше 100 и на палубе – около 100.


Модель судна «Святитель Николай Чудотворец»

По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил орнаментированный иконостас. В нём установили ценные старые иконы одной из московских иконописных школ. По описаниям, на аналое перед иконостасом выставлялась икона Святого Николая Чудотворца, почитаемого ловцами. Он был изображён по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями, и красной рясе, препоясанной голубой лентой – саккосом. Правой рукой святой благословлял всех верующих, а в левой держал Библию в синем переплёте с золотом.

Стены храма были украшены декоративными элементами и иконами старого письма. Венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами. За счёт пожертвований церковь была оснащена практически всем необходимым для совершения богослужений. Церковная утварь была куплена крестьянами села Кривозубенское – М. И. Ерошенко и М. Е. Милько. Два напрестольных Евангелия в серебряных с позолотой окладах и серебряный позолоченный напрестольный крест даровал храму купец И. Н. Рукавишников. Облачения для священника и диакона из серебряной парчи пожертвовала некто А. П. Вахромеева. На алтарь и жертвенник были надеты облачения, вышитые руками монахинь Благовещенского женского монастыря. Настоятель Чуркинской Николаевской пустыни передал книги и серебряный позолоченный ковчег (дарохранительницу), медную посеребренную водосвятную чашу и такое же всенощное блюдо для освящения хлебцев. Были пожертвованы и позолоченные трёхсвечники для святого престола, «воздухи шёлковые и бархатные» и многое (всего до 220 ценнейших церковных предметов).

Звонница, она же рулевая рубка, была выполнена в виде часовни и увенчана куполом с крестом. Здесь находилось корабельное оборудование и 6 колоколов весом от 7 пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта – священника, диакона и старосты. Имелся лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. По случаю переоборудования пароход был электрифицирован.

11 апреля 1910 года, в пасхальную седмицу плавучий храм «Святитель Николай Чудотворец» был освещён епископом Астраханским и Енотаевским Георгием (Орловым) под названием «Святитель Николай Чудотворец». «Астраханский вестник» за это число писал: «Церемония освящения храма на плаву началась ранним утром. Это событие произвело большое впечатление на общественность. И на площади Беззубикова собрались люди абсолютно разных сословий. Лица купечества, пристанские рабочие, представители знати, духовенство, простой люд заполонили всю огромную площадь. Все находились в напряженном ожидании… Преосвященный владыка Георгий произнес торжественную речь. Было проведено богослужение». На мачте был поднят треугольный белый флаг с крестом посередине.
В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Пётр Горохов, помогали ему монашествующие и послушники Чуркинской обители. Светская команда состояла из 9 человек. Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тыс. руб. в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии.

С сентября 1910 года «Святитель Николай Чудотворец» обслуживал рыбацкие шаланды, плавучие конторы и прибрежные села. С начала путины до осени по расписанию плавучий храм посещал определённые для него участки акватории, удалённые друг от друга примерно на 50 вёрст. На каждом месте он стоял 1–3 дня. Нуждающимся прихожанам оказывалась на судне медицинская помощь. Лекарства выдавались бесплатно. Всё необходимое для лечения – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. За врачебной помощью обращались также иноверцы из киргизов, калмыков, казахов. Не отказывали в плавучем храме и в трапезе.

На зимовку судно вставало в астраханском порту. Оно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Зимовало судно в астраханском порту или в Адмиралтейском затоне.

Плавучая церковь заботилась о духовных потребностях ловецкого населения и вела миссионерскую деятельность среди калмыков и казахов до 1916 года.

В 1916 году епископ Филарет (Никольский) нашёл, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. Пароход продали почти за бесценок купцу К.И. Рябцеву. Иконы, колокола, книги и церковная утварь перевезли, по некоторым данным, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь. Есть сведения, что в 1917 году судно использовалось как сухогруз для доставки бочковой тары на рыбные промыслы низовья Волги и Каспия. На основании подписанного 26 января (8 февраля) 1918 года В. И. Лениным Декрета о национализации флота все суда Рябцева были национализированы. Буксир-сухогруз превратили в морское спасательное судно «Нечаянный» с припиской к Бакинскому порту, но он не прошёл по Регистру к плаванию в море и был возвращён в Астрахань в распоряжение Рыбтреста. «Нечаянный», по некоторым сведениям, переоборудовали в плавучий театр под названием «Иосиф Сталин», а позднее «Моряна». В 1960-е годы в нём находилось общежитие в посёлке Оранжерейный. По другим данным судно было разобрано на металлолом ещё в 1924.

Ист.: Богданов В. С. Плавучая церковь Николая Чудотворца. Астрахань, 1996; Фаворский Д. Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя св. Чудотворца Николая. Астрахань, 1911 г.  Илл.: http://earth-chronicles.ru/Publications_11/190/Suppl4-2-1024×592.jpg (дата обращения: 20.06.2018).