В России ужесточат правила усыновления и опеки. Законопроект разработало Министерство просвещения. В ведомстве предлагают повысить требования к желающим взять ребенка в семью. В частности, в законопроекте сказано о наложении запрета на усыновление более одного ребенка в год, кроме родных братьев и сестер, и введении обязательного психологического обследования всех совершеннолетних членов приемной семьи. 

Не более одного в год

Работать над законопроектом начали после громких скандалов, связанных с усыновлением детей в 2018 году. В рабочую группу вошли представители приемных семей, НКО, руководители и специалисты региональных органов опеки и попечительства. Как считают авторы инициативы по усыновлению одного ребенка в год, такое ограничение позволит детям лучше адаптироваться в новой семье и снизит риск возврата в детдом.

— У ребенка в приемной семье, как и у родителей, идет адаптация примерно год. Это и есть тот самый минимальный срок. Поэтому брать двух-трех детей, пока идет адаптация, сложно. Но есть и другой аспект. К примеру, девочки-подружки готовы пойти в семью вдвоем, они не кровные родственники, а закон будет запрещать. А для них бы двоих адаптация в семье была бы легче, да для родителя сложнее сразу взять двоих, но это выбор усыновителя. Каждая ситуация должна решаться индивидуально. Дети ведь особенные, они пережили трагедию, у них нет родителей, — рассказала председатель Ассоциации приемных родителей и опекунов Ульяновской области Мария Писарева.

— Я поддерживаю новые поправки, прописанные в законопроекте. Это целый пакет документов, нацеленный на защиту детей. А что касается правила «один ребенок в год», мы знаем, что это могут быть братья и сестры, а также у нас сейчас многие детдома строятся по семейному типу, и они живут одной семьей. Поэтому я думаю, что взять двух девочек или мальчиков некровных из подобного типа учреждений не составит труда. В законе, насколько я знаю, это обговаривается. Для каждого ребенка, от которого отказались родители, попасть в новую семью — это стресс. И здесь нужно выстраивать отношения между родителями и усыновленным или взятым под опеку. Год — это оптимальное время, чтобы посмотреть на особенности ребенка, поведение родителей по отношению к нему, наладить взаимодействие с ним, чтобы он начал воспринимать новых родителей как маму и папу, — прокомментировала законопроект Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Людмила Хижняк.

Сейчас в России действует рекомендательная норма, прописанная в постановлении правительства еще в 2009 году, по нахождению в семье не более восьми детей. На деле же это не совсем так. Многие приемные родители устраивают «семейный детский дом». Избавиться от подобной практики предлагала министр просвещения Ольга Васильева. В начальной версии документа была прописана инициатива главы ведомства об ограничении числа передаваемых на воспитание детей с учетом родных до трех. Получалось, что приемные семьи ограничивают только тремя детьми. Однако идею раскритиковали приемные родители и РПЦ. В итоге предложение в документ не вошло.

Еще одно ужесточение – запрет для усыновителей по своему усмотрению менять место жительства. В новой версии это можно будет сделать только после того, как органы опеки проверят жилищно-бытовые условия в новой квартире или доме, где будет жить приемный ребенок.

В новую семью

В России существует три формы передачи ребенка небиологическим родителям. Первая – это опекунство, когда опекун на безвозмездной основе берет ребенка в семью и получает деньги только на содержание опекаемого. Вторая и самая популярная в Ульяновске – приемная семья. В этом случае отдел опеки заключает договор с приемными родителями и те становятся своего рода воспитателями, которые получают зарплату за воспитание ребенка. И третий путь – усыновление. Оно часто перерастает из приемной семьи. Усыновление всегда проходит через суд. Данные о ребенке меняются. В свидетельство о рождении вписываются новые родители, и тут появляется тайна усыновления.

В отделе опеки и попечительства по городу Ульяновску рассказали, что местные суды часто идут навстречу приемным родителям и в интересах ребенка отдают его в новую семью. При этом изначально поговорив с биологическими родителями, удостоверившись, что они не желают вернуть ребенка и восстановиться в родительских правах.

— Сейчас отказов от детей в роддомах очень мало. К примеру, в Заволжском районе за прошлый год было только два таких случая, и дети были с серьезными заболеваниями. Чтобы такие случаи исключить совсем, у нас работают специалисты и психологи в роддомах. Но чаще всего детей забирают в приемные семьи уже из детдомов. За пять лет у нас в Заволжье этот показатель вырос в разы. В 2000-х таких семей в районе было пять, а сейчас уже 97. И часть из них впоследствии усыновляют детей. Дальше наша основная задача — это сохранить ребенка в семье и не допустить того, чтобы усыновители вернули малыша в детский дом, — рассказала специалист отдела опеки и попечительства по городу Ульяновску Надежда Гаврильчева.

Отметим, что в Ульяновской области на данный момент из 16 детских домов осталось только девять. Это говорит о снижении отказов от детей и желании ульяновцев взять ребенка в приемную семью или усыновить.

Проверят на вменяемость

Всех совершеннолетних членов приемных семей или опекунов ждет обязательное психологическое обследование. Сейчас процедура распространяется только на опекуна или усыновителя. По мнению авторов законопроекта, это позволит понять мотивацию претендентов и обеспечить защиту ребенку. Все правила проведения обследования пропишут в подзаконных актах. Несмотря на существование «Школы приемных родителей», эксперты уверены, что проверка психического состояния членов семьи — это необходимость. Ведь именно неуравновешенное состояние приемных родителей провоцирует возврат детей в детские дома. А то и хуже: преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей под опекой. Только за 2015-2016 года в России таких уголовных дел было возбуждено 335.

— Это всестороннее изучение ситуации и очень хорошая инициатива проверять всех членов семьи. Психологическое обследование должно быть. Ведь мы сейчас знаем только про состояние желающего взять ребенка, а вдруг там папа или бабушка с нездоровой психикой. Это убережет ребенка, и ему впоследствии будет комфортнее  в семье. Такие поправки необходимы именно сейчас. Это же не просто так, это изученный годами опыт, выводы. Не секрет, что у нас есть случаи жестокого обращения с детьми в приемных семьях, и есть даже уголовные дела, — отметила Людмила Хижняк, региональный Уполномоченный по правам ребенка.

— Инициатива хорошая, но у нас мало нормальных психологов, а компьютер не сможет понять чувства приемного родителя. В Ульяновской области много кто хочет взять детей себе в семью, стоят в очереди, особенно за детками до трех лет. А в детдомах в основном подростки, от которых отказываются бабушки (это вообще проблемный аспект, бич) не справившись с ними в переходном возрасте, — добавила Мария Писарева, председатель Ассоциации приемных родителей и опекунов Ульяновской области.

Послабление для особой категории

Помимо ужесточений планируется и послабление. Это касается ВИЧ-инфицированных приемных родителей. Решение в данной ситуации будет принимать суд. Ребенок отправиться в семью, если это будет отвечать его интересам. Таким образом, закон отступает от положений, прописанных в Семейном кодексе. Речь идет о лицах, которые по состоянию здоровья не могут усыновлять детей. (Конституционного суда от 20 июня 2018 года признал незаконным запрет на усыновление детей, проживающих с людьми, имеющими ВИЧ или гепатит C). Законопроект, разрешающий больным ВИЧ и гепатитом С усыновлять детей, был одобрен правительством в декабре прошлого года.

В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2021 года.