У нас ЧП армейского масштаба. Об этом свидетельствует тот факт, что разбираться в причинах заражения воспитанников Суворовского военного училища малоконтагиозным инфекционным заболеванием с подозрением на эхинококкоз прибыли федеральные эксперты.

Шерше ля суку

Эксперты еще работают, но всезнающий источник ТАСС уже 1 февраля назвал источник заразы: «Были выявлены признаки паразитарного заболевания, разносчиками которого являются домашние животные», — отметил представитель руководства училища.

И вот вам, пожалуйста, заголовок на одном из ульяновских сайтов: «Во всем виноваты суки!» и текст: «…родителям предлагают поверить в вариант с животными – а именно собакой, которая обитает на территории училища. Якобы она могла заразить аж несколько десятков парней».

Убить нельзя помиловать

Что будет дальше (или уже?) представить не трудно: звонок из штаба училища победителю городского аукциона на отлов животных ИП Мадьянкину Сергею, не очень вежливые люди со спецсредствами для усыпления псов и – армия может спать спокойно, четвероногий враг уничтожен.

Понимая всю важность поддержания обороноспособности страны, обеспечения безопасности цивильных граждан, именем Закона хочу встать на защиту блохастых виновников ЧП армейского масштаба.

С 1 января 2019 года вступил в силу закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

По сути, братья наши меньшие теперь получили если еще не «гражданство», то «вид на жительство» – это точно и по «социальному статусу», как бы это нелепо ни звучало, они получили права, охраняемые государственной властью. А именно:

1. Нравственные принципы и принципы гуманности являются основой обращения человека и общества с животными

2.Закон предписывает отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

3.Законом закреплена ответственность человека за судьбу животного. Это то же самое, что право на жизнь («1. Каждый имеет право на жизнь» Ст. 20 Конституции РФ),

4. Обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий. (Это перекликается со Статьей 41.Конституции: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»).

5. Законом запрещен отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом.( Аналогия со Статья 40: «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища»).

Поэтому, какими бы ни были эти содержанки-суки из Суворовского училища заразными, казнить нельзя помиловать.

Кому она нужна, эта Жучка?

Проблема Суворовского училища – это еще один из бесчисленных примеров отношения «соответствующих органов» к Закону, к Правилам и другим нормативным документам. По большому счету, вот этот «собачий» (так его уже окрестили) Закон вовсе бы и не нужен нам. Потому что регулярно в каждом регионе, городе издаются соответствующие «законы» организации собачьей, кошачьей, хомячьей прочих жизней. Вот некоторые: Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращение с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области», «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях, нарушение правил содержания собак и иных домашних животных», Постановление администрации города Ульяновска от 01.06.2017 №1406 “О Правилах благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», Закон № 157-ЗО от 7 октября 2010 года «О содержании домашних животных и обращении с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области», законы Ульяновской области : «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных», принятые в 2010 году…

Законов – тьма. А собака как была другом человека, так и осталась врагом чиновника.

Опрос, конечно, интересный

В новом Законе приведен пространный перечень служб, организаций, органов его исполнения. К некоторым из семидесяти семи нянек я обратился с опросом: почему у них лохматое дитё бегает по улицам, училищам, детсадам и школам без пригляда, сея заразу и создавая угрозу здоровью и жизни людей? Суммирую ответы: «Мы работаем в рамках отведенных нам средств и возможностей. Есть претензии – пишите в письменном виде!»

Вопрос конкретнее: сколько бездомных собак в области, в городе Ульяновске?

Отвечает начальник отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира Минприроды Евгений Лисов:

– Мы занимаемся исключительно фауной дикой природы, бездомные собаки – не наши подопечные. Обратитесь в Агентство ветеринарии Ульяновской области.

Обращаюсь к помощнику руководителя Агентства Ренату Замалетдинову. Ответ: ветслужба не владеет информацией о количестве своих потенциальных пациентов. Распоряжений на обязательный учет кошек и собак не поступало. Стало быть, надо подождать пока Правительство РФ разработает все необходимые подзаконные акты и сверху спустят соответствующие директивы. А «инициатива снизу» бывает и наказуема.

Обращение в Управление по благоустройству г. Ульяновска, Комитет ЖКХ и экологии Администрации г. Ульяновска, в отдел коммунального хозяйства Засвияжского района, в Дорремсервис не дали никакого результата.

Советуют ориентироваться на цифру годового «лимита» отлова собак: более 1100 в городе Ульяновске.

Поразительная неосведомленность! А быть такого не должно, потому что «Правила содержания животных на территории города Ульяновска»,принятые решением Ульяновской Городской Думы 30 октября 2002 г. предписывают «создание единой системы учета городских (в том числе безнадзорных) животных, осуществление общего контроля за полнотой их учета и регистрации». Указан и конкретный ответственный за этот пункт Правил:

«- выявление и первичный учет животных в частном секторе (собак, кошек и всех прочих потенциально опасных животных) осуществляют органы Государственного ветеринарного надзора совместно с администрациями районов»…

«-ветлечебницы регистрируют животных категории II (собак /независимо от породы и их использования/, кошек, крупный и мелкий рогатый скот, пушных животных, экзотических животных /кроме беспозвоночных, рыб и амфибий/). При этом владельцу животного выдается регистрационное удостоверение, номерной жетон»…

Прошло время, сменилось руководство городской администрации, и теперь эти Правила – всего лишь архивный документ. Впрочем, и другие, вышеперечисленные нормативные документы, никого и ни к чему так и не обязали. И никто за это не спросил, и никого не наказали.

Только от жизни собачей собака бывает кусачей

Чтобы исполнить Закон надо знать не только количество подзаконных особей, но создать условия для обеспечения их права на жизнь, на ветеринарную помощь. Когда администрация Ульяновска заключала договор на отлов в 2019 году 1150 бездомных собак, она обязывала ловца в день отлова 10 псов отправлять в пункт временного содержания. В приюте животное должны зарегистрировать, провести клинический осмотр, выявить больных, вакцинировать против бешенства. Безнадзорные животные должны находиться в пункте временного содержания 10 дней со дня поступления.

А есть ли эти приюты?

В 2011 года предприятие «Ульяновскдорремсервис», которое занималось отловом, организовало пункт приема-передержки собак на 30-40 голов. В Чердаклинском районе при Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии функционирует приют для безнадзорных домашних животных. Есть пункты для временного содержания беспризорных, работающие на средства добровольных пожертвований граждан. Самый крупный называется «Подарок судьбы» и находится он на улице Азовской. По словам председателя этой общественной организации Натальи Подшиваловой, здесь можно разместить до сотни животных, содержание «приюта» обходится в 50 тыс. рублей в месяц. Есть пункт при Ульяновском областном Фонде защиты животных «Флор и Лавра» на несколько десятков беспризорников и еще несколько таких же крохотных по сравнению с предписанной законом задачей обеспечения гарантии жизни животным заведений. Разместить в них даже 1150 псов, назначенных на отлов, задача невыполнимая.

Поэтому процесс гуманного отношения к уличным псам осуществляется так: сердобольные граждане скидываются по сотне-другой, вызывают частнопрактикующего ветеринара. Ветеринар обездвиживает животное, стерилизует его и оставляет «в естественной среде обитания», т.е., например, в том же Суворовском училище. Ну, а более радикально настроенные против бродячих псов горожане вызывают «терминаторов».

– А должно быть так,- говорит кинолог-дрессировщик кинологического центра «Барбос» Светлана Струнникова – бездомное животное должно быть помещено в отдельный вольер, вакцинировано, обработано от блох, получать хорошее питание. С собакой обязательно должен заниматься кинолог. Через месяц животное проходит тест на социальную годность. Если все в порядке – собаку пристраивают, ищут хозяина. Если нет, усыпляют или оставляют на постоянный пансион.

Это какие же средства потребуются на создание таких условий! У нас для бездомных людей-то всего один приют и тот едва дышит.

Не разгуляться

Проблема безопасного выгула собак в Ульяновске будет постарше самого старого члена Совета ветеранов. Она, эта проблема, теперь не лечится валидолом: закон обязывает обеспечить собак полноценным «разгуляем»: чтобы каждый владелец домашнего любимца имел возможность бегать с ним на специально оборудованной площадке. В правилах по благоустройству Ульяновска прописано, что для выгула собак должны быть обустроены объекты, общая площадь которых должна составлять 400 – 600 кв. м на территориях жилого назначения, 800 кв. м – в других местах. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий должно составлять не менее 25 метров, а до школ, детских садов, детских площадок и зон отдыха – не менее 40 метров. В документе указывается, что площадка для выгула должна быть огорожена, иметь специальное покрытие – газон или песок, скамейки, урны, освещение, периметральное озеленение и информационный стенд с правилами поведения на площадке.

Много вы таких площадок видели? Я видел в парке «Молодежный», в микрорайоне «Новая жизнь», слышал, что есть в жилмассиве возле университета и где-то на Буинской.

Граждане возмущаются. В 2017 году наша землячка Алёна Шигарова создала петицию, адресованную главе города Ульяновска С. Панчину и еще 5 адресатам и опубликовала на сайте «протестантов» change.org :

«Выступаем с инициативой обустройства города специальными площадками для выгула и дрессировки собак.Плюсы появления у нас в городе таких территорий очевидны:

– Для собаководов: возможность спустить собаку с поводка не опасаясь, что она попадет под машину, напугает других жителей района, съест отраву, раскиданную на газоне ненавистниками животных. Последний пример является основной причиной для создания петиции: за последний месяц было отравлено более 20 хозяйских собак неизвестным веществом, раскиданным в местах выгула домашних животных.

– Для тех, кто животных не любит: появление такой площадки существенно уменьшит количество собак выгуливаемых на газонах микрорайона, детских площадках, школьных стадионах, а следовательно, и вытекающих отсюда разногласий. В этом случае в выигрыше останутся обе стороны».
Петиция набрала около 400 подписей. Результат нулевой.

Суд да дело

К решению проблемы подключилась прокуратура. В Ленинский суд было направлено административное исковое заявление прокурора Ленинского района к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности определить места и оборудовать на них площадки для выгула домашних животных. Суд обязал администрацию города Ульяновска в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить места для выгула домашних животных на территории Ленинского района города Ульяновска, а в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки для выгула домашних животных на территории Ленинского района города Ульяновска в соответствии с требованиями главы №7 Постановления администрации города Ульяновска от 01.06.2017 №1406 “О Правилах благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск».

Требования суд мотивирует тем, что согласно ст.ст.41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.

Все сроки исполнения давно пролетели. Результат все тот же – нулевой. За разъяснением ситуации обращаюсь в прокуратуру Ленинского района. Сотрудник прокуратуры Александр Сергунин рассказал, что администрация Ульяновска подала апелляцию в областной суд. 30 января 2018 судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда вынесла апелляционное определение: исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда определить места для выгула домашних животных на территории Ленинского района города Ульяновска и оборудовать на них площадки для выгула домашних животных в соответствии с установленными требованиями.

До окончания срока исполнения обязательства у администрации времени практически не осталось. Прокуратура будет добиваться исполнения. Желая ей удачи, все же хочется высказать сомнение в реальности: в бюджете города на 2019 год я не нашел статью расходов на оборудование площадок для выгула домашних животных, нет в открытом доступе карты их размещения, проектной документации, подрядчика и т.д.

Ждем-с?

Что делать? Конечно же, не сидеть, сложа руки, в ожидании инструкций и подзаконных актов из центра. Случай в Суворовском училище показал, насколько такая пассивность опасна. Программа минимум для органов государственной власти в Ульяновской области – обеспечить выполнение собственных правил, законов, решений в отношении содержания животных прошлых лет. И, конечно же, работать над дорожной картой Федерального закона. Это наказ избирателя и требование гражданина.