В рамках Дней Ульяновской области в Совете Федерации губернатор выступил на расширенном заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам. Глава региона внёс ряд предложений, реализация которых будет работать на укрепление сбалансированности и финансовой устойчивости не только Ульяновской области, но и других регионов.

Первое предложение касается переноса предельного срока уплаты имущественных налогов. С 2016 года уплата указанных налогов производится на 2 месяца позже и предельный срок обозначен – 1 декабря. Поздняя дата дает повод к возникновению определенных сложностей. Морозов предложил вернуть прежний срок уплаты – не позднее 1 октября года, следующего за прошедшим налоговым периодом и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Второе предложение касается изменения порядка зачисления налога на доходы физических лиц. Сейчас он уплачивается налоговым агентом по месту его регистрации в налоговом органе. При этом различные социальные услуги зачастую оказываются гражданам за счет того субъекта, где они зарегистрированы. Именно налог на доходы физических лиц формирует более 30% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. Например, только по 30 организациям, занятым в том числе в сфере строительства автомобильных дорог и автомагистралей, добычи сырой нефти, общая сумма налога на доходы физических лиц, недопоступившая в бюджет Ульяновской области составила порядка 300 млн рублей, а это 2% от фактических поступлений налога. Губернатор предложил изменить механизм и зачислять налог в бюджет не по месту регистрации налогового агента, где работает физическое лицо, а по месту жительства налогоплательщика.

Третье предложение связано с вопросами эффективного управления государственным долгом и как следствие – сохранения безопасного уровня долговой нагрузки:

«Здесь есть несколько проблем. Во-первых, условия дополнительных соглашений по вопросу реструктуризации государственного долга Ульяновской области за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета. При подаче заявки на их заключение мы исходили из тех параметров, что соответствуют Правилам проведения в 2017 году реструктуризации задолженности субъектов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Однако фактически были заключены дополнительные соглашения, которые наложили на нас повышенные обязательства. Так, по допсоглашениям к концу 2019 года мы должны снизить долю госдолга уже до 56% от собственных доходов без учёта безвозмездных поступлений – то есть на 3 процентных пункта меньше, чем по общим правилам. Отмечу – мы все условия допсоглашений полностью выполняем, однако это налагает на нас дополнительные ограничения. Поэтому в течение 4 квартала 2018 года мы направили ряд писем в Минфин России с просьбой пересмотра условий заключённых дополнительных соглашений, с тем, чтобы привести их к базовым условиям Правил реструктуризации, — уточняет губернатор. — Во-вторых, ещё один проблемный вопрос, связанный с управлением государственным долгом, — возможность изменения условий привлечения краткосрочных бюджетных кредитов с Управлением Федерального Казначейства. На сегодня – это наименее гибкий финансовый инструмент для регионов, если сравнивать его с другими. Условия заключения договора с Казначейством не предусматривают ни привлечение кредита частями в разные сроки в пределах 90 дней и установленного лимита, ни возможность его досрочного погашения. Эти недостатки не позволяют в полном объёме и более оперативно использовать преимущества этого вида заимствований. Предлагаю внести изменения в действующие на сегодня условия, которые бы дали возможность уйти от перечисленных недостатков».

Четвёртое предложение касается снятия административных барьеров для бизнеса в действующем законодательстве РФ в части осуществления деятельности на рынке розничной продажи алкогольной продукции. В Налоговом кодексе установлен размер государственной пошлины, уплачиваемой за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, – 65 тыс. рублей за каждый год срока действия. Размер является единым для всех организаций вне зависимости от количества торговых мест, а также вне зависимости от количества жителей, проживающих в населённом пункте. Это означает, что организация, имеющая единственное торговое место, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, даже если оно находится в удалённом сельском населённом пункте, вынуждена нести такие же расходы на государственную пошлину за лицензию, какие несут крупные торговые организации, торгующие в городах и имеющие порой несколько сотен торговых объектов. Глава региона предложил установить дифференцированный размер государственной пошлины, уплачиваемой за предоставление или продление срока действия лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции. Он должен зависеть от количества принадлежащих организации торговых объектов. То есть взиматься государственная пошлина должна отдельно за каждое торговое место. При этом предусмотреть уменьшенный размер пошлины для торговых мест, осуществляющих розничную продажу алкоголя в малонаселённых районах.