Минтруда нас огорчает: безработица с конца декабря возросла в стране на 10 процентов. Не радуют и новости: на УАЗе грядут сокращения. А в магазинах успехи борьбы с бедностью перечеркивают ценники. Они обновляются, практически, каждый день и не в пользу благосостояния трудящихся.

«Челнок» – спаситель нации

А были, и не так уж и давно, времена похуже. Когда рейтинг успешной жизни измерялся количеством талонов на продукты, спиртное, мыло и стиральный порошок. И жизнью правил бартер, а зарплату выдавали продукцией родного предприятия. Хорошо, если предприятие – мясокомбинат, хуже, если завод резиновых изделий.

Мы помним героев тех трудных дней. Звали их челноками, лавочниками, королевами ночных киосков. Они спасали от голода ледяными глыбами «ножек Буша», одевали в китайский ширпотреб, буржуйский секондхенд, поили осетинскими спиртосодержащими смесями.

Теперь страну не узнать. Супер-гипермаркеты пришли на смену рваным шатрам и палаткам. Изобилие товаров такое, что советским людям и не снилось.

Удар ларьком по бедности и монополистам

Как бы хорошо нам жилось, если бы не бедность!

Про ларьки, как проверенное средство борьбы с бедностью вспомнили сегодня благодаря Минпромторгу. В прессе – сплошные интервью статс-секретаря и замглавы министерства Виктора Евтухова, инициатора и основного автора поправок к «Закону о торговле». Сейчас эти поправки находятся в Госдуме, их обсуждают в первом чтении. Если обновленный закон вступит в силу, то в стране появится не менее 250 тысяч новых рабочих мест. Монополисты продуктового рынка получат могучего конкурента в виде несметного количества торговых точек малой нестационарной торговой розницы. Проще говоря – палаток, ларьков павильонов.

Мелкие сельхозпроизводители и ремесленники наконец-то получат возможность реализовывать свою натуральную и полезную продукцию. А жители спальных районов смогут отовариваться этими продуктами прямо у своего подъезда.

Наши дворы и людные улицы наводнят автолавки. Виктор Евтухов убеждает через «Инерфакс», что сейчас 42% граждан разных возрастов и уровня доходов покупают контрафакт только из-за его низкой цены. Чаще всего приобретаются нелегальные товары легкой промышленности (23%), продукты питания (21%) и фармацевтические препараты (10%). Монополисты – торговые сети – ничем не брезгуют ради прибыли. А когда у них появится достойный конкурент, придется уважать покупателя, предъявлять ему качественный товар и цены благодаря здоровой конкуренции должны снижаться.

И, главное, новый закон наконец-то даст толчок развитию малого бизнеса, который только на словах является опорой экономики, а на самом деле даже на костыль не тянет.

А скептики не верят

Отклики на новый закон очень сдержанные, в большинстве своем – скептические. Критики видят в нем много подводных камней. По оценке Виктора Евтухова, если законопроект будет принят, в стране может появиться не менее 50 тысяч автолавок. «Например, мясокомбинаты с удовольствием, если бы были четко прописаны правила, развивали бы мобильную торговлю», – сказал он.

Дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Это, конечно, хорошо, но давая свободу передвижения автолавкам, поправки Минпромторга ужесточают требования для обычных киосков и торговых павильонов. Контроль за развозной торговлей будет проблематичен, количество несанкционированных автолавок может быть увеличено.

Вредным считают запрет на субаренду и многократное возобновление договора аренды. Предложенные Минпромторгом поправки разрешают вести бизнес на городской территории только той компании, которая заключила с местными властями договор: передавать права третьим лицам запрещено Ранее участники рынка прогнозировали, что это может привести к закрытию 80 процентов таких объектов.

Мнение президента Союза “Ульяновская областная торгово-промышленная палата” Александра Якунина

Сколько людей – столько мнений. Согласно «Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновска» в городе насчитывается свыше 400 киосков и павильонов.

Президент Союза “Ульяновская областная торгово-промышленная палата” Александр Иванович Якунин сказал, что для того, чтобы новый закон работал с максимальной пользой для предпринимателей, покупателей, казне… необходимо в идеале учесть мнение каждого владельца торговой точки. Много тем для размышления. Например, а не захватят ли торговые сети и микрорынки, арендовав у города или скупив у предпринимателей их ларьки?

Остается открытым вопрос: как ларьки помогут отечественному производителю? Во время прошлого расцвета лоточной торговли в них продавали, в основном, сигареты, шоколадные батончики и пиво, которые брали с тех же складов, что и крупные сети. Брать на реализацию товары, произведенные силами малого бизнеса, лоточникам было не выгодно. Вероятно, так же поступят и сейчас те новые хозяева ларьков, кому удастся получить лицензии на вредные привычки. А без этих лицензий, говорят, ларек в любом случае станет убыточным.

– После стихии уличной торговли прошлых лет город преобразился, очистился от ржавых киосков, – говорит Александр Иванович. – Чтобы сохранить его облик, не изуродовать ларьками, необходимо заранее продумать архитектуру торговых точек, определить места их установки. Короче говоря, к закону нужны тщательно продуманные подзаконные акты, правила, контроль. Этим надо заниматься уже сейчас. До принятия закона.

Мнение экс-уполномоченного по правам предпринимателей Ульяновской области Анатолия Саги

Начиная с нулевых и по сей день с ларьками идет война. Недели не проходит, чтобы администрация Ульяновска не сообщила об очередной победе над «врагом» с названием НТО: снесли киоск, эвакуировали павильон, запретили строительство торговой точки.

У администрации серьёзный союзник. Недавно руководитель Ульяновского УФАС России Г.С. Спирчагов рассказал журналистам о проведенной проверке размещения НТО: «В ходе проверки было обнаружено больше десятка киосков, которые были возведены с нарушением Правил, установленных Городской Думой Администрации г. Ульяновска. Поводом для проведения проверки послужили заявления ИП, чьи права на размещение НТО, по мнению заявителей, были ущемлены».

В ульяновских судах не прекращаются процессы по искам к предпринимателям и редкий суд обходится без участия представителя малого бизнеса Анатолия Саги.

На вопрос: облегчит ли жизнь владельцам киосков, павильонов и всему «малому бизнесу» новый «Закон о торговле» Анатолий Георгиевич ответил так:

– Эти поправки разрабатываются и корректируются уже много лет. В них есть и мои предложения. Встречался с замминистра торговли Виктором Евтуховым. Можно сказать, почти наизусть знаю все предшествующие варианты закона. Первую редакцию поправок в федеральных инстанциях мусолили целых два года. Самое полезное, самое хорошее для малого бизнеса постепенно из поправок исчезает.

Тем не менее, если поправки будут приняты в том виде, которые отправлены в Госдуму, это будет шаг вперед, пусть к относительной, но свободе предпринимателей от слишком плотной опеки городской власти.

Минпродторг за время работы над законом отправил в регионы два письма с четкими рекомендациями развития НТО. Но эти рекомендации не выполняются. А закон обяжет к исполнению.

Много противников. Возражают против поправок в основном те, кто имеет с существующих ныне правил выгоду. Игра идет в пользу сетевиков. Вот посмотрите, коэффициент оплаты за сбор мусора у них 0,9, а у владельцев киосков и павильонов 2,75. В три раза больше! А разве сравнить доход НТО с супермаркетом?

Каким бы ни был новый закон, цель одна: создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

Продолжение следует?

В качестве эксперта проекта нового «Закона о торговли» от городской власти мы выбрали депутата Антона Антипова. Именно он является активным борцом с незаконной застройкой киосками городской территории, инициатором исков против нарушителей.

Депутат Ульяновской Городской Думы, член комиссии по размещению НТО в муниципальном образовании «город Ульяновск» Антон Антипов:

Основная проблема НТО в г. Ульяновске это отсутствие единого архитектурного облика. К сожалению, у нас в городе соседствуют анахронизмы из 90-ых с современными нестационарными объектами, построенные по современным технологиям. Но даже использование последних достижений практически никогда не вписывается вархитектурный облик. 

Вторая проблема: 99% всех нестационарных торговых объектов являются стационарными. Они «сидят» на крепком фундаменте, их нельзя передвинуть без причинения им вреда. Поэтому в случае необходимости или какой-то аварии решить оперативно вопрос по их переносу невозможно. Отсутствуют четкие и последовательные «правила игры». В моем округе № 29 есть НТО (ул. Робеспьера, д. 101), построенное А.Н. Батраковым. В настоящее время по нему ведется судебная тяжбаза его ликвидацию. Суть проблемы в том, что А.Н. Батракову как крупному олигарху и предпринимателю позволили разместиться там, где он посчитал нужным, а остальные предприниматели «оказались при своих интересах». Глубоко убежден, что недопустимо исповедование принципа «что положено Юпитеру, не дозволенобыку». При действующем Главе города Ульяновска С.С. Панчине эти правила стали более понятны, но работы еще много.

Буквально, около года я вошел в комиссию по размещению НТО в муниципальном образовании «город Ульяновск». На заседаниях комиссии последовательно отстаивал соблюдение правила «единых правил». Нельзя ущемлять простых предпринимателей в угоду крупным, которые плюс ко всему имеют своих GR-менеджеров. Мною были инициированы проверки со стороны надзорных органов в отношении тех предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в нарушении закона (к примеру, реализация алкогольной продукции в НТО или объект находится на сетях, объект вообще не узаконен и т.д.). В частности, объект «Глобуса» на Скочилова, д. 3 был демонтирован только после нашей плодотворной работы вместе с прокуратурой Ленинского района.

Есть надежда, что новый закон позволит, наконец, определить четкие «правила игры» и закрепить их хотя бы на 10 лет. В настоящее время правила благоустройства меняются с приходом нового главы, а бизнес должен понимать, что его вложения не обернуться крахом с приходом очередного руководителя.