В преддверии 30-летия вывода войск из Афганистана наша редакция, совместно с УФСБ России по Ульяновской области, публикует истории о наших земляках, которые сражались за Родину.

Особая миссия во время боевых действий советских войск в Афгани­стане была возложена на пограничников. Уже в январе 1980 года по со­глашению с афганским правительством в пограничные районы ДРА были введены мобильные подразделения Среднеазиатского погранокруга на глубину до 15 км, а через год – до 100 км.

Эти подразделения решали две конкретные задачи: организацию бу­ферной зоны для прикрытия с юга территории Таджикистана, Узбекис­тана и Киргизии, а также поддержки и оказания помощи местным аф­ганским властям в борьбе с формированиями боевиков и моджахедов.

К концу 1986 года пограничники очистили приграничные северные окраины Афганистана от бандформирований и наемников, что позволило стабилизировать там обстановку.

За время необъявленной войны солдаты в зеленых фуражках осуществи­ли более тысячи крупных боевых операций, около 2600 рейдов и 4000 засад. В ходе боев было уничтожено свыше 41 тысячи боевиков, около 20 тысяч душманов взято в плен. Солдаты и офицеры показали высокую выучку, стойкость и храбрость.

За 10 лет через Афган прошли 62 тысячи пограничников, 7 из них стали героями Советского Союза, 27 тысяч награждены орденами и медалями. В их числе все наши ветераны-пограничники УФСБ.

К сожалению, на войне не бывает без жертв. В жестоких схватках с моджахедами и иностранными наемниками в Афганистане погибло 518 пограничников – все они похоронены на родной земле, занесены в Книгу памяти. 2540 пограничников получили ранения. Но не один из них не был оставлен без помощи, не был брошен, не попал в плен. Таковы тради­ции у зеленых фуражек – «сам погибай, а товарища выручай».

Хотел бы заметить, что по данным на 2014 год, по заявлению резиден­та Центрального разведывательного управления США в Пакистане Мил­тона Биргена и других высокопоставленных чиновников, США и Саудов­ская Аравия направили моджахедам вооружений и финансовых средств на сумму 5 млрд. долларов. Это была самая крупная американская про­грамма «тайных операций» со времен Второй мировой войны. Не надо забывать, что подобная помощь шла ещё из Пакистана, Ирана и других стран. Американцы снабжали моджахедов современными минометами, безоткатными орудиями, гранатометами, винтовками М-16, новейшими средствами связи, а позднее стали давать «Стингеры» – переносные раке­ты для уничтожения наших самолетов и вертолетов. Автоматы Калашни­кова американцы для них покупали в Китае и Египте.

Используя тактику партизанской войны, укрываясь в кишлаках среди мирного населения, имея на вооружении новейшие средства, моджахеды в ряде случаев действовали не безуспешно. За 10 лет только у погранич­ников они уничтожили 180 единиц бронетехники, сби­ли 62 вертолета.

Совсем мало информации можно найти о мужестве, о боевых делах летчиков-пограничников во время необъявленной войны в Афганистане. А ведь там действовал не один вертолетный полк. Решались важные задачи по транс­портировке личного состава спецподразделений, боеприпасов и других не­обходимых грузов в районы проведения боевых операций, эвакуации ране­ных, спасении целых десантно-штурмовых групп, попавших в окружение в труднодоступной местности. Вертолеты серьезно помогали при проведении операций по разгрому хорошо укрепленных опорных пунктов вооруженных формирований, обеспечивали десантирование подразделений.

Мы имеем конкретные примеры, как наши ульяновцы-летчики погра­ничники, не раз рискуя жизнью, с честью выполняли свой интернацио­нальный долг. Смерть не раз заглядывала им в глаза. В числе ветеранов Управления ФСБ, я знаю троих летчиков. Все они закончили Сызранское высшее авиационное училище летчиков.

Особо хочется сказать о полковнике Федотове Валерии Георгиевиче, который прошёл путь от лётчика-штурмана до заместителя командующего войсками Среднеазиатского пограничного округа по авиации. Во время выполнения интернационального долга в Афганистане с 1986 по 1989 год он командовал 17 Отдельным авиационным полком. Лично участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу, а также принятие грамотных решений по выполнению ответственных заданий по уничто­жению группировок афганских моджахедов награждён орденами «Крас­ного Знамени», «Красной Звезды», орденом Ленина, «За службу Родине» III степени и многими медалями.

В беседе со мной ветеран рассказывал лишь о боевых делах своих подчинённых, из скромности себя старался оставить в тени, заявляя, что выполнял воинский долг. И всё же о двух боевых эпизодах из жиз­ни отважного лётчика я узнал из книги «История авиации погранич­ных войск» в главе «Действия личного состава авиации пограничных войск в афганских событиях» (авторы И.М. Чупров, B.C. Новиков): «…20 октября 1987 г. Полковник Федотов, будучи командиром авиаци­онной группы в операции «Дарбанд» выполнял боевую задачу по дос­тавке в боевые порядки наших подразделений оружия, боеприпасов и продовольствия. После разгрузки вертолёта и взлёта с очередной пло­щадки на высоте 30 метров отказал редуктор, экипаж почувствовал силь­ную тряску и скрежет в отсеке главного редуктора, вертолёт с правым креном более 25 градусов и скольжением пошёл к земле. Полковник В.Г. Федотов произвёл вынужденную посадку в песок среди пустыни «прямо перед собой», чем спас жизнь большинства членов экипажа и находящихся на борту пограничников. Однако вертолёт при касании земли зацепился за гребень бархана, сделал несколько оборотов в го­ризонтальной плоскости своей оси и полуразрушился.

За самоотверженность и высокие профессиональные качества, прояв­ленные в аварийной ситуации, экипаж был награждён орденами Крас­ной Звезды.

В ноябре 1988 г. вооружённая до зубов банда непримиримых моджахедов, чис­ленностью более тысячи человек, напа­ла и окружила город Кайсар, создалась реальная угроза захвата нашего погранич­ного подразделения. В сложившейся си­туации была проведена десантно-штур­мовая операция по отражению нападе­ния противника. Решающий вклад в раз­гром бандитов внёс авиационный полк под командование В.Г. Федотова. Не да­вая передышки бандитам, в течение двух суток, днём и ночью авиаполк одновре­менно всем составом наносил удары по боевым порядкам противника, в резуль­тате чего наступление бандитских форми­рований было сорвано. На третий день авиагруппой вокруг главных сил против­ника был высажен крупный десант и осуществлялась мощная огневая под­держка боевых действий десантных и наземных подразделений. Бандиты понесли большие потери в живой силе и боевой технике, остатки ушли в горы в глубь страны.

Все групповые боевые вылеты в этой операции возглавлял полковник В.Г. Федотов, показывая при этом примеры отваги, обоснованного риска и высокого лётного мастерства. Он лично уничтожил более 20 бандитов, зе­нитно-пулемётную установку и безоткатное орудие, а при высадке десанта уничтожил пулемётный расчёт душманов и произвёл посадку на их огневую позицию, чем обеспечил безопасность десантирования всей группы.

За эту операцию Валерий Георгиевич был награждён орденом Красно­го Знамени.

После увольнения в запас полковник Федотов Валерий Георгиевич дли­тельное время являлся активным членом Совета ветеранов УФСБ России по Ульяновской области.

 Капитан Неутолимов Сергей Геннадьевич, 1962 года рождения, уро­женец села Репьевка Новоспасского района, после окончания училища в 1983 году начал участвовать в боевых вылетах на территорию ДРА в качестве штурмана вертолета МИ-8, а затем и командира. Уничтожали банды боевиков, делали санитарные и другие специальные рейды, вы­возили раненых и убитых на заставы и в госпитали. Во время одной операции по уничтожению вооруженной группировки моджахедов в районе кишлака Маллакул и часть банды пыталась прорваться к грани­це. Экипаж ракетным и пулеметным огнем уничтожал ее остатки по­рядка 30 человек. Но в бою бандиты вывели из строя несколько наших бронетранспортеров, ранили часть личного состава десантно-штурмо­вой группы. Эвакуация раненых наземным путем была невозможна, т.к. противник сосредоточенным огнем отрезал бронетранспортеры от исходного рубежа. Первый вертолет сел, но из-за сильного огня бан­дитов не удалось перенести раненых на борт МИ-8. Тогда Неутолимое с большим риском сажает свой вертолет на пыльную, ограниченную дувалами и деревьями площадку. Используя бортовое оружие и огне­вое прикрытие наземных подразделений, экипаж сумел перенести 9 раненых в машину и благополучно доставить их в госпиталь.

В Афганистане капитан совершил 458 боевых вылетов. За успешные боевые операции награжден орденами «Красной звезды», «За службу Ро­дине» II и III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Сер­гей Геннадьевич проживает в родном районе, мечтает, чтобы его сын Никита пошел по стопам отца.

Майор Куклев Николай Иванович, 1963 года рождения, уроженец села Самайкино Новоспасского района, воевал в тех же местах, на таджикско­-афганской границе и в том же 17 вертолетном полку после окончания училища в 1985 году.

Летная группировка базировалась в Пянджском погранотряде. В бое­вых операциях начал участвовать через год летчиком-штурманом. Пер­вый полет на территорию, занятую отрядами моджахедов, запомнился ему навсегда.

В 23.00 командир МИ-8 получил при­каз срочно забрать тяжело раненного солдата с точки в горной местности, за­нятой душманами. Командир был опыт­ным летчиком, а молодой штурман Кук- лев в первый раз получил разрешение на ночной полет и сильно волновался, надо было точно проложить маршрут, вывес­ти боевую машину в заданную точку и в указанное время. В руках только карта, навигационная линейка и постоянные расчеты на поправку от ветра и высоты.

Хорошо лететь, когда населенные пунк­ты и кишлаки освещены, а наоборот на сопредельной стороне – сплошная тем­нота, нет никаких ориентиров. Куклев связался с нужной боевой точ­кой, обрадовался, когда узнал, что в подразделении есть прожектор. С командиром приняли весьма опасное решение: садиться по лучу про­жектора, направленному вертикально вверх и на площадку близко к при­легающему прожектору.

Как только начали снижаться, с земли поступил сигнал, что против­ник по вертолету ведет сильный огонь из автоматов и пулеметов, и действительно трассы от пуль появлялись с разных сторон от МИ-8. Спасение было в том, что все огни на вертолете были выключены за­ранее, а попасть в машину по звуку моторов – дело сложное. Призем­лились благополучно, раненый вовремя был доставлен в госпиталь и его жизнь спасена. Так лейтенант Куклев получил первую награду – орден «Красной звезды».

Ветеран вспоминает, что не всегда так хорошо заканчивалось. Несколь­ко раз, когда душманы вели сильный огонь по вертолету из стрелкового оружия и пулемета ДШК, были опасные попадания, и только чудом уда­валось дотянуть до нашей территории. Не зря говорят, бывает везение. Был случай, когда боевики по машине сделали два пуска американских ракет «Стингер», спасла высота, ракеты прошли ниже. Затри года было много таких случаев, когда смерть смотрела прямо в глаза. За период бо­евых действий на территории республики Афганистан и на таджикско-афганской границе командир МИ-8 совершил 1607 боевых вылетов. Его мужество и мастерство отмечены ещё двумя орденами: «За военные зас­луги», и «За службу Родине».

По словам ветерана, самой большой наградой для него была благодар­ность тех, кого он спас поддержкой огня с воздуха и, эвакуируя раненых в госпитали, и они остались живы.

После окончания военной службы Николай Иванович вернулся в род­ные места, проживает в райцентре Новоспасское и продолжает трудиться на одном из районных предприятий, а также занимается общественной деятельностью и военно-патриотической работой с подрастающим поко­лением.

С 2013 года является руководителем районной организации ветеранов «Боевое братство». 22 августа 2017 года за большой личный вклад по патриотическому вос­питанию подрастающего поколения Куклев Н.И. был занесён в Региональ­ную книгу почёта «Герои малой Родины».