В преддверии 30-летия вывода войск из Афганистана наша редакция, совместно с УФСБ России по Ульяновской области, публикует истории о наших земляках, которые сражались за Родину. Особая миссия во время боевых действий советских войск в Афганистане была возложена на пограничников. Уже в январе 1980 года по соглашению с афганским правительством в пограничные районы ДРА были введены мобильные подразделения Среднеазиатского погранокруга на глубину до 15 км, а через год – до 100 км. Эти подразделения решали две конкретные задачи: организацию буферной зоны для прикрытия с юга территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, а также поддержки и оказания помощи местным афганским властям в борьбе с формированиями боевиков и моджахедов. К концу 1986 года пограничники очистили приграничные северные окраины Афганистана от бандформирований и наемников, что позволило стабилизировать там обстановку. За время необъявленной войны солдаты в зеленых фуражках осуществили более тысячи крупных боевых операций, около 2600 рейдов и 4000 засад. В ходе боев было уничтожено свыше 41 тысячи боевиков, около 20 тысяч душманов взято в плен. Солдаты и офицеры показали высокую выучку, стойкость и храбрость. За 10 лет через Афган прошли 62 тысячи пограничников, 7 из них стали героями Советского Союза, 27 тысяч награждены орденами и медалями. В их числе все наши ветераны-пограничники УФСБ. К сожалению, на войне не бывает без жертв. В жестоких схватках с моджахедами и иностранными наемниками в Афганистане погибло 518 пограничников – все они похоронены на родной земле, занесены в Книгу памяти. 2540 пограничников получили ранения. Но не один из них не был оставлен без помощи, не был брошен, не попал в плен. Таковы традиции у зеленых фуражек – «сам погибай, а товарища выручай». Хотел бы заметить, что по данным на 2014 год, по заявлению резидента Центрального разведывательного управления США в Пакистане Милтона Биргена и других высокопоставленных чиновников, США и Саудовская Аравия направили моджахедам вооружений и финансовых средств на сумму 5 млрд. долларов. Это была самая крупная американская программа «тайных операций» со времен Второй мировой войны. Не надо забывать, что подобная помощь шла ещё из Пакистана, Ирана и других стран. Американцы снабжали моджахедов современными минометами, безоткатными орудиями, гранатометами, винтовками М-16, новейшими средствами связи, а позднее стали давать «Стингеры» – переносные ракеты для уничтожения наших самолетов и вертолетов. Автоматы Калашникова американцы для них покупали в Китае и Египте. Используя тактику партизанской войны, укрываясь в кишлаках среди мирного населения, имея на вооружении новейшие средства, моджахеды в ряде случаев действовали не безуспешно. За 10 лет только у пограничников они уничтожили 180 единиц бронетехники, сбили 62 вертолета. Совсем мало информации можно найти о мужестве, о боевых делах летчиков-пограничников во время необъявленной войны в Афганистане. А ведь там действовал не один вертолетный полк. Решались важные задачи по транспортировке личного состава спецподразделений, боеприпасов и других необходимых грузов в районы проведения боевых операций, эвакуации раненых, спасении целых десантно-штурмовых групп, попавших в окружение в труднодоступной местности. Вертолеты серьезно помогали при проведении операций по разгрому хорошо укрепленных опорных пунктов вооруженных формирований, обеспечивали десантирование подразделений. Мы имеем конкретные примеры, как наши ульяновцы-летчики пограничники, не раз рискуя жизнью, с честью выполняли свой интернациональный долг. Смерть не раз заглядывала им в глаза. В числе ветеранов Управления ФСБ, я знаю троих летчиков. Все они закончили Сызранское высшее авиационное училище летчиков. Особо хочется сказать о полковнике Федотове Валерии Георгиевиче, который прошёл путь от лётчика-штурмана до заместителя командующего войсками Среднеазиатского пограничного округа по авиации. Во время выполнения интернационального долга в Афганистане с 1986 по 1989 год он командовал 17 Отдельным авиационным полком. Лично участвовал в боевых действиях в Афганистане. За мужество и отвагу, а также принятие грамотных решений по выполнению ответственных заданий по уничтожению группировок афганских моджахедов награждён орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды», орденом Ленина, «За службу Родине» III степени и многими медалями. В беседе со мной ветеран рассказывал лишь о боевых делах своих подчинённых, из скромности себя старался оставить в тени, заявляя, что выполнял воинский долг. И всё же о двух боевых эпизодах из жизни отважного лётчика я узнал из книги «История авиации пограничных войск» в главе «Действия личного состава авиации пограничных войск в афганских событиях» (авторы И.М. Чупров, B.C. Новиков): «…20 октября 1987 г. Полковник Федотов, будучи командиром авиационной группы в операции «Дарбанд» выполнял боевую задачу по доставке в боевые порядки наших подразделений оружия, боеприпасов и продовольствия. После разгрузки вертолёта и взлёта с очередной площадки на высоте 30 метров отказал редуктор, экипаж почувствовал сильную тряску и скрежет в отсеке главного редуктора, вертолёт с правым креном более 25 градусов и скольжением пошёл к земле. Полковник В.Г. Федотов произвёл вынужденную посадку в песок среди пустыни «прямо перед собой», чем спас жизнь большинства членов экипажа и находящихся на борту пограничников. Однако вертолёт при касании земли зацепился за гребень бархана, сделал несколько оборотов в горизонтальной плоскости своей оси и полуразрушился. За самоотверженность и высокие профессиональные качества, проявленные в аварийной ситуации, экипаж был награждён орденами Красной Звезды. В ноябре 1988 г. вооружённая до зубов банда непримиримых моджахедов, численностью более тысячи человек, напала и окружила город Кайсар, создалась реальная угроза захвата нашего пограничного подразделения. В сложившейся ситуации была проведена десантно-штурмовая операция по отражению нападения противника. Решающий вклад в разгром бандитов внёс авиационный полк под командование В.Г. Федотова. Не давая передышки бандитам, в течение двух суток, днём и ночью авиаполк одновременно всем составом наносил удары по боевым порядкам противника, в результате чего наступление бандитских формирований было сорвано. На третий день авиагруппой вокруг главных сил противника был высажен крупный десант и осуществлялась мощная огневая поддержка боевых действий десантных и наземных подразделений. Бандиты понесли большие потери в живой силе и боевой технике, остатки ушли в горы в глубь страны. Все групповые боевые вылеты в этой операции возглавлял полковник В.Г. Федотов, показывая при этом примеры отваги, обоснованного риска и высокого лётного мастерства. Он лично уничтожил более 20 бандитов, зенитно-пулемётную установку и безоткатное орудие, а при высадке десанта уничтожил пулемётный расчёт душманов и произвёл посадку на их огневую позицию, чем обеспечил безопасность десантирования всей группы. За эту операцию Валерий Георгиевич был награждён орденом Красного Знамени. После увольнения в запас полковник Федотов Валерий Георгиевич длительное время являлся активным членом Совета ветеранов УФСБ России по Ульяновской области. Капитан Неутолимов Сергей Геннадьевич, 1962 года рождения, уроженец села Репьевка Новоспасского района, после окончания училища в 1983 году начал участвовать в боевых вылетах на территорию ДРА в качестве штурмана вертолета МИ-8, а затем и командира. Уничтожали банды боевиков, делали санитарные и другие специальные рейды, вывозили раненых и убитых на заставы и в госпитали. Во время одной операции по уничтожению вооруженной группировки моджахедов в районе кишлака Маллакул и часть банды пыталась прорваться к границе. Экипаж ракетным и пулеметным огнем уничтожал ее остатки порядка 30 человек. Но в бою бандиты вывели из строя несколько наших бронетранспортеров, ранили часть личного состава десантно-штурмовой группы. Эвакуация раненых наземным путем была невозможна, т.к. противник сосредоточенным огнем отрезал бронетранспортеры от исходного рубежа. Первый вертолет сел, но из-за сильного огня бандитов не удалось перенести раненых на борт МИ-8. Тогда Неутолимое с большим риском сажает свой вертолет на пыльную, ограниченную дувалами и деревьями площадку. Используя бортовое оружие и огневое прикрытие наземных подразделений, экипаж сумел перенести 9 раненых в машину и благополучно доставить их в госпиталь. В Афганистане капитан совершил 458 боевых вылетов. За успешные боевые операции награжден орденами «Красной звезды», «За службу Родине» II и III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Сергей Геннадьевич проживает в родном районе, мечтает, чтобы его сын Никита пошел по стопам отца. Майор Куклев Николай Иванович, 1963 года рождения, уроженец села Самайкино Новоспасского района, воевал в тех же местах, на таджикско-афганской границе и в том же 17 вертолетном полку после окончания училища в 1985 году. Летная группировка базировалась в Пянджском погранотряде. В боевых операциях начал участвовать через год летчиком-штурманом. Первый полет на территорию, занятую отрядами моджахедов, запомнился ему навсегда. В 23.00 командир МИ-8 получил приказ срочно забрать тяжело раненного солдата с точки в горной местности, занятой душманами. Командир был опытным летчиком, а молодой штурман Кук- лев в первый раз получил разрешение на ночной полет и сильно волновался, надо было точно проложить маршрут, вывести боевую машину в заданную точку и в указанное время. В руках только карта, навигационная линейка и постоянные расчеты на поправку от ветра и высоты. Хорошо лететь, когда населенные пункты и кишлаки освещены, а наоборот на сопредельной стороне – сплошная темнота, нет никаких ориентиров. Куклев связался с нужной боевой точкой, обрадовался, когда узнал, что в подразделении есть прожектор. С командиром приняли весьма опасное решение: садиться по лучу прожектора, направленному вертикально вверх и на площадку близко к прилегающему прожектору. Как только начали снижаться, с земли поступил сигнал, что противник по вертолету ведет сильный огонь из автоматов и пулеметов, и действительно трассы от пуль появлялись с разных сторон от МИ-8. Спасение было в том, что все огни на вертолете были выключены заранее, а попасть в машину по звуку моторов – дело сложное. Приземлились благополучно, раненый вовремя был доставлен в госпиталь и его жизнь спасена. Так лейтенант Куклев получил первую награду – орден «Красной звезды». Ветеран вспоминает, что не всегда так хорошо заканчивалось. Несколько раз, когда душманы вели сильный огонь по вертолету из стрелкового оружия и пулемета ДШК, были опасные попадания, и только чудом удавалось дотянуть до нашей территории. Не зря говорят, бывает везение. Был случай, когда боевики по машине сделали два пуска американских ракет «Стингер», спасла высота, ракеты прошли ниже. Затри года было много таких случаев, когда смерть смотрела прямо в глаза. За период боевых действий на территории республики Афганистан и на таджикско-афганской границе командир МИ-8 совершил 1607 боевых вылетов. Его мужество и мастерство отмечены ещё двумя орденами: «За военные заслуги», и «За службу Родине». По словам ветерана, самой большой наградой для него была благодарность тех, кого он спас поддержкой огня с воздуха и, эвакуируя раненых в госпитали, и они остались живы. После окончания военной службы Николай Иванович вернулся в родные места, проживает в райцентре Новоспасское и продолжает трудиться на одном из районных предприятий, а также занимается общественной деятельностью и военно-патриотической работой с подрастающим поколением. С 2013 года является руководителем районной организации ветеранов «Боевое братство». 22 августа 2017 года за большой личный вклад по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Куклев Н.И. был занесён в Региональную книгу почёта «Герои малой Родины».
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
рашка
полковники и майоры,взрослые умные и смелые мужики.
сейчас у шойгунавтов в генералах ходят девки 28 лет от роду,двух слов связать не могут.
С.Воронин
!!!
Полковнику Валерию Федотову от К.
Спасибо, что упомянули сегодня об этом мужественном человеке, настоящем командире авиаполка. Которого помимо его подчинённых, уважали и командиры взаимодействующих частей, и личный состав десантно – штурмовых подразделений. Когда на вопрос, с кем вылетаем?Звучало в ответ – с марыйцами! (17-й отдельный авиаполк г.Мары). Значит все нормально! Свои “пустынники”… из Туркмении, и бывали в разных переделках. О мужестве полковника Валерия Федотова могу утверждать лично, и подтверждение тому, тот самый эпизод, с взятием базы душманов в районе Калай-и-Нау. В то время я был офицером оперативного отдела округа, и находился в командировке в Тахта-Базарском пограничном отряде. Задача по ликвидации бандформирования усложнялась ещё и тем, что недавно сформированная ДШГМ кроме учений и выходов в Каракумы, не имела опыта боестолкновений с реальным противником. Моя задача офицера округа, кардинально поменялась в ночь перед десантированием. У тебя более чем двухлетний опыт командования штурмовым подразделением, сказал мой начальник и командир части, а ребята в бою ещё небыли,
и это очень большой риск.Завтра вылетаешь в группе захвата площадки, вместе с командиром штурмового подразделения, ну а как дальше сложится,тебе там виднее будет на месте.
Подлётное время от Тахта-Базара до провинции Кала-и-Нау менее получаса. И вот первой пошла шестерка марыйских бортов МИ-8ТВ с десантом пограничников. В ведущем борту на месте командира экипажа, сам полковник Федотов. В нем же, командир десантников подполковник Мищенко ,с ним боевая группа, и я, стою у раскрытой двери в кабину экипажа, рядом с Федотовым. На подлете к опорному пункту,Федотов оборачиваясь ко мне, кричит через шум двигателей – куда будем садиться, сейчас уже входим в зону работы их ПВО, секунды уходят на принятие решения в воздухе. Сядешь вниз, сверху пожгут борты, и штурмовать опорник на сопках, дело затяжное. Садимся на верх! Кричу ему, то есть на головы, тех кто в окопах. Федотов по радио отдает команду остальным вертолетам. По позиции зенитки бьём подвешенным “Штурмом”, из всех четырех нурсоблоков с воем выходят НУРсы, и работают курсовые пулемёты. Тоже самое делают остальные борты. В сплошной пыли зависаем на площадке, она не такая уж и большая , только для 3-х бортов. Остальные десантируют ребят подразделения ст.л-та Куклина все таки ниже позиций. Там тяжеловато, краем глаза вижу сверху, что их уже прижали, передвигаются вверх ползком и перебежками.Пустые вертолёты отваливают, от сопок и идут на аэродром подскока, за новой партией десантников. На высоте выше “восьмёрок”, баражируют над районом, вставшие в “карусель” 4 “крокодила” вертолёты огневой поддержки МИ-24. Выслеживают убегающие из района боестолкновения душманов. Вмешиваться они пока не могут, в районе огневого поражения находятся и свои и противник. Но что делает вертолёт полковника Федотова!? Он не уходит обратно на базу, а делает посадку на опорник уже без десанта. Вместо десантников, из вертолёта выскакивают с автоматами наперевес штурман и радист, и бегут к стоящему на позиции задравшему в небо ствол крупнокалиберному пулемёту ДШК, с заправленной в него лентой. Федотов в кабине еле удерживает машину с крутящимися винтами, чуть ли не на одном переднем колесе, а в задние распахнутые задние створки вертолетчики уже грузят это трофей, добытой только что, во время боя! Ну и отчаюги же в полку у Федотова, в каких переделках только не бывали! Нигде не теряются вместе с командиром! Марыйцы!Вот такой эпизод из боевой службы полковника Валерия Федотова, командира Марыйского авиаполка, имеющего свою историю ещё с начала тридцатых годов и борьбы с басмачеством, я хотел бы довести до уважаемых читателей Улпрессы.
К.
Прошу простить меня читателей, за мою ошибку в названии провинции. Не Кала-и -Нау, а Кайсар. Уже 30 с лишним лет прошло … детали помнятся всю жизнь, а названия конечно не мудрено и запамятовать.Хотя и в Кала и Нау тоже было жарко, только 1985-м.
Читатель
Спасибо за память о таких земляках. Прочёл и статью и комментарии. Только вопрос по последней, или как говорят вертолётчики, по крайней строчке в статье А.Лихарева. После увольнения в запас, долгое время являлся активным членом Совета ветеранов УФСБ по Ульяновской области. Почему являлся?
Мары не Выры
Да, “повезло” земляку, и расхожую ироничную ульяновскую поговорку “В области есть три дыры – Вешкайма, Майна и Выры” видимо не раз пришлось слышать ему и в Туркмении, сложенную остряками уже на местный лад “… Серахс, Кушка и Мары”. Жизнь и в самих Марах, в том климатическом пекле, где весна, лето, осень, и каждый день под сорок – была не рай.