Из автобиографии В.В.Кашкадамовой: «Я рождения 6 февраля* 1858 г. в бывшем городе Сенгилее, где отец мой служил городским врачом. По окончании Симбирской Мариинской гимназии поступила на высшие Казанские женские курсы, которые окончила в 1879 году. Педагогическую работу начала еще до окончания курсов, проживая лето 1876 года в деревне**, от которой ближайшая школа находилась в 5 верстах. Я собрала 30 человек ребятишек и в свободной избе стала учить их грамоте…»
(*) 18 февраля по новому стилю
(**) Деревня Бутырки
***
В октябре 1880 г. В.В.Кашкадамова начала свою педагогическую работу в Симбирске, в должности учительницы 5-го женского училища. В 1889 г. она добилась преобразования училища в двухклассное; в 1890-м открыла вечерние педагогические курсы, дававшие профессию сельской учительницы и готовившие к поступлению в гимназию. В 1896 г. при 5-м училище была открыта вторая в России воскресная женская школа.
Долгое время Вера Васильевна ходатайствовала об открытии в Симбирске женской гимназии. Наконец, при содействии директора народных училищ И.В.Ишерского, получен ответ попечителя Казанского учебного округа: «…разрешаю учительнице Симбирского 5-го женского училища В.Кашкадамовой открыть в г. Симбирске частное заведение 1-го разряда…». В 1911 году вечерние курсы преобразованы во 2-ую женскую гимназию министерского типа.
Гимназия стала поистине народной. При небольшой плате за обучение беднейшим ученицам назначались стипендии, оказывалась помощь в приобретении учебных пособий. Вскоре открылся 8-ой – педагогический – класс, для подготовки к сдаче экзамена на аттестат зрелости. В.В.Кашкадамова открыла 2-годичные педагогические курсы, выпускницы которых могли получить звание учительницы высших начальных училищ. Эти курсы под ее руководством существовали до 1922 года, как 16-ая советская школа.
В 1918 году 2-ая женская гимназия стала 9-ой советской школой I и II ступеней. С 1919 г. при школе работал пункт ликбеза, через год преобразованный в Центральные губернские курсы для взрослых. С 1923-го школа называлась 1-ой школой-семилеткой. В 1925 году широко отмечалось 45-летие педагогической деятельности В.В.Кашкадамовой, и школе присвоено ее имя. В 1928 г. ей присвоено звание Герой Труда.
Школа сменила еще много названий и номеров, но всегда оставалась Кашкадамовской, как и нынешняя наследница открытой Верой Васильевной гимназии – средняя школа № 7 имени В.В.Кашкадамовой.
***
В.В.Кашкадамова: «На свою работу смотрю, как на самое обычное дело. Разница только в том, что работаю дольше других. В работе нахожу радость и удовлетворение. Буду работать, пока хватит сил»
(«Пролетарский путь» от 28 октября 1925 г., к 45-летию ее учительской деятельности)
***
Год назад в группе публиковались отрывки из книги Н.В.Пономаревой «Я помню Кашкадамовскую школу». В продолжение темы хотелось бы привести фрагменты воспоминаний «кашкадамовки» 1920-х годов К.Д.Сапожниковой:
***
Я пишу о ней потому, что люблю ее и чту память о ней. Большой русский писатель М.М.Пришвин так сказал о своем творчестве: «Пишу – значит люблю». Я – не писатель. Но я люблю Веру Васильевну Кашкадамову. И не писать о ней не могу. Ей я обязана всем лучшим, что сумела пронести в душе со времени моей первой школы – школы В.В.Кашкадамовой, где я училась шесть лет…
В эту школу, носившую тогда название «9-я советская трудовая», привела меня мама 1 сентября 1920 года. Вера Васильевна заведовала самой большой школой города и руководила 2-годичными педагогическими курсами. Школа и курсы помещались на втором и третьем этажах одного из самых красивых зданий старого Симбирска – в доме И.А.Гончарова. На втором этаже в те годы находилась и квартира Веры Васильевны…
***
1 сентября 1920 года. Мне девятый год. На третьем этаже в светлой проходной комнате мы стоим и кого-то ожидаем. Из комнаты виден коридор, где кружится толпа шумных мальчиков и девочек. По коридору идут две женщины. Несколько впереди – высокая, плотная, с седеющими, коротко подстриженными волосами. Потом я узнаю, что это В.А.Лезина – первый помощник Веры Васильевны в школьных делах. За ней не спеша идет женщина среднего роста. Голова ее почти совсем бела. Скромная прическа «пучком». Аккуратный темный жакет слегка в талию. Длинная, довольно широкая юбка почти закрывает носки черных ботинок на низком каблуке. Розоватое доброе старческое лицо с родинками, голубые глаза, весело смотрящие сквозь пенсне. При ее приближении детский круговорот в коридоре затихает. Многие дети кричат: «Здравствуйте, Вера Васильевна!». Она очень вежливо отвечает на приветствия.
Меня записывают в 1-й «Б» класс…
***
Вот она, наша школа, зимой 1920 года. Завьюженный, голодный Симбирск. Свирепствует сыпной тиф. Трудно живется людям. Особенно детям. Хмуро смотрит день в окна класса. Холодно… Кажется холоднее, чем на улице. Озябли ноги в стареньких валенках. Замерзли чернила в «непроливайках». Постоянно мучит голод. Закоченевшие руки едва держат огрызок карандаша. Когда еще выдадут новый… Один – на двоих. Я смотрю в окно. Вспоминаю деревню. Теплую печку… Однако надо слушать учительницу Елизавету Семеновну. А она, закончив решать на доске задачку, начала рассказывать интересную историю нашей 9-й трудовой школы…
***
Из рук Ильи Николаевича Ульянова Вера Васильевна получила назначение и в 1880 году стала учительницей 5-го женского училища на окраине Симбирска. С этого времени Илья Николаевич становится ее руководителем и наставником. Под его влиянием она формируется как педагог…
Далеко не сразу В.Кашкадамовой удалось осуществить свою мечту – открыть для девочек из народа школу с гимназическим курсом обучения и минимальной за него платой. В 1911 году такая школа в Симбирске была создана. Последний класс – педагогический, значит, девушки могли получить не только образование, но и специальность учителя.
Вера Васильевна встретила Октябрьскую революцию восторженно, сразу была захвачена размахом работ по народному образованию. Она – член педагогической секции отдела народного образования, организатор всевозможных педагогических курсов и методических объединений, известной в Симбирске школы ликбеза. Ее гимназия была преобразована в 9-ю советскую трудовую школу…
***
Пионерские, трудовые, военно-спортивные лагеря – теперь традиция. Но одним из зачинателей важной задачи трудового воспитания была В.В.Кашкадамова. В годы Первой мировой войны Вера Васильевна в период летних каникул с помощью педагогов-энтузиастов создала в селе Буйковке Симбирской губернии Трудовой санаторий, чтобы помочь деревенским женщинам, чьи мужья были на фронте*. Помощь заключалась не только в полевых работах, но и в организации ухода за малолетними детьми солдаток. На общественных началах было создано первое дошкольное учреждение Поволжья для детей крестьянской бедноты. Заведование им взяла на себя В.В.Кашкадамова…
(*) В журнале «Мономах» № 1 за 2014 год Л.Н.Нецветаев опубликовал воспоминания своей матери, Екатерины Хрисанфовны Нецветаевой о д.Буйковке, встречах с В.В.Кашкадамовой, открытых ей в Буйковке совместно с М.Д.Веховой «Трудовом школьном санатории» и яслях при школе.
***
В класс заглянула помощница Веры Васильевны – Варвара Андреевна.
– Елизавета Семеновна, вы совсем заморозите детей! Дайте им немного погреться – побегать в классе.
С трудом вылезаем из-за парт – сидим в пальто, в шапках и платках. В классе тесно. Топчемся и прыгаем с ноги на ногу. Конечно, лучший способ согреться – слегка разбежавшись, толкнуть товарища плечом. Но это возможно только на переменах. Можете себе представить, что творилось в коридорах школы. Бедные учителя… Но, понимая, что детям необходимо согреться, замечаний не делали…
***
Вера Васильевна находила время и для обучения взрослых. Одной из первых откликнулась она на призыв губернской чрезвычайной комиссии ликбеза и организовала при своей школе пункт ликвидации неграмотности, взяв три группы взрослых учеников. В 1920 г. ликпункт при 9-й советской школе по числу учащихся и постановке дела занял ведущее место в Симбирске и был преобразован в Губернские центральные курсы. «Центральную школу взрослых», как стали называть курсы, посещали не только рабочие города, но и крестьяне окрестных сел. Вера Васильевна готовила наиболее способных молодых людей к поступлению на рабфак…
***
В то время в нашей школе было много учеников. Мы учились в две смены. А к концу второй появлялись взрослые – ученики педагогических курсов и ликбезовцы. В коридорах мы часто слышали обрывки разговоров: «Вера Васильевна сказала…», «Об этом надо обязательно сообщить Вере Васильевне…», «Вера Васильевна нам помогла». Говорили о ней все: ученики старших классов и учителя, учащиеся педагогических курсов, ликбезовцы и родители школьников. Вера Васильевна была центром нашей жизни. И все в этой жизни, мы понимали, было сложно. Школа почти не отапливалась. Ученики и учителя голодали. Карандашей не хватало. Тетради сшивались из старых газетных листов.
Педагоги пытались организовать бесплатные завтраки для учеников: горстка каши из крупы саго или кусочек черного хлеба, намазанного повидлом. Больше голодное Поволжье не могло дать детям. Зимой 1921-1922 года выделили какое-то количество мест в детских столовых города. Вера Васильевна собрала всех учеников и сказала просто: «В школу прислали талоны на питание. На всех не хватит. Дети, посоветуйтесь с родителями и, кто найдет возможным, откажитесь в пользу товарищей».
Но мы видели ее на переменах и на собраниях всегда бодрой. Небольшого роста, в своем неизменном черном костюме и светлой блузке, заколотой у воротника брошью, она смотрела на нас сквозь узенькие стекла пенсне весело и проницательно. Все в ее поведении внушало нам чувство уверенности – трудности эти преодолимы. На школьных собраниях она говорила: «Для вас сейчас главное – учиться и помогать друг другу во всем». И мы делились с товарищами знаниями, учебниками, книгами и таким драгоценным тогда куском черного колючего хлеба с мякиной и лебедой, положенного в сумку мамой на завтрак…
***
В трудных условиях 1920-1922 гг. она сумела сплотить коллектив школы. В школе преподавали 16 учителей, которые организовали «коммуну педагогов», живших в одном доме. Учителя вместе отдыхали, обсуждали школьные и городские дела. Н.К.Крупская и А.И.Ульянова высоко ставили деятельность учительской коммуны. Коммуна помогала не только учителям переносить трудные условия того периода, но и нам – ученикам ее школы. Мы усвоили основной принцип коммуны: все хорошее и плохое считать общим и за все отвечать сообща!..
***
Традиционный праздник зимних каникул – елка. Мы заранее начинали готовить елочные игрушки и украшения. Учителя не без помощи Веры Васильевны где-то добывали цветную бумагу, иногда мы газеты окрашивали в разные яркие цвета. Потом начиналась подготовка к концерту. Учитель пения репетировал с хором и солистами. Учительница гимнастики проводила репетиции с танцорами и гимнастами. Генеральная репетиция – всегда в присутствии Веры Васильевны.
Помню хорошо первую свою елку в школе. Когда нас, первоклашек, впустили в большой темный класс, где посредине стояла громадная, до потолка, елка, вся блестевшая украшениями и огнями, я остолбенела от восторга. Вслед за нами вошли ребята старших классов, учителя, гости и родители. Детям раздали склеенные из бумаги колпачки и шляпы, маски и пышные воротники…
Когда свечи догорели, дети перестали кружиться вокруг елки, и начался концерт. Потом стали раздавать подарки. В моем «фунтике» из цветной бумаги оказались три леденца и пряник. Каменночерствый, но – пряник…
***
Однажды Вера Васильевна обратилась к своим ученикам, как всегда, серьезно и убежденно: «Каждый из вас – грамотный и должен обучить одного неграмотного». Нам, тогда учащимся 4-5-х классов, она объяснила, что задачей каждого из нас является обучение неграмотного, которого мы сами должны выбрать…
Многие из моих товарищей уже нашли себе учеников и начали занятия с ними. Советовались с учителями, получали буквари и тетрадки, а я все еще не могла решить, кого буду обучать. И вдруг придумала – а нянечка? Она же неграмотная. Вот нянечку и буду учить!
Надо признаться, не справилась я с этой ролью. Так и не сбылась моя мечта увидеть няню с книжкой в руках. Только одного мы с ней добились: теперь вместо крестов она стала ставить свою фамилию, написанную криво печатными буквами, – Власова…
***
Ранние осенние сумерки. Я иду к Вере Васильевне. Настроение приподнятое – вот сейчас я ее увижу и спрошу обо всем. На втором этаже уверенность меня покидает. Я долго стою, прежде чем постучать в дверь. А может, она недовольна мной? Я староста класса, а мальчишки меня не слушаются. Неуверенно скребусь в дверь…
Мы сидим у стола, и Вера Васильевна задает мне вопросы, а я рассказываю, что теперь увлечена балетом. «А стихи? Ведь раньше ты любила стихи?». «Да, Лермонтова. Больше всего люблю «Парус». Мне вдруг так захотелось прочесть вслух мое любимое стихотворение. И Вера Васильевна, будто почувствовав это, предложила: «Прочти»…
Обычная встреча… И не я одна, конечно, приходила повидаться, поговорить с Верой Васильевной. И все же не очень обычная: заведующая школой и ученица. И обсуждали совсем не школьные дела. Наверное, так и укреплялось духовное влияние учителя на ученика…
(Из статей К.Д.Сапожниковой: «Героиня просвещения» («Учительская газета», 13.07.1974); «Друг семьи Ульяновых» («Семья и школа», 1975, № 1); «Урок нравственной силы» («Советская педагогика», 1989. № 4)
***
«Пролетарский путь» от 21 апреля 1931 года:
«18 апреля, в 1 час дня, от гриппа, осложненного воспалением легких, умерла старейшая работница просвещения, близкий друг семьи Владимира Ильича, герой труда Вера Васильевна Кашкадамова…
Дожив до возраста в 75 лет, Вера Васильевна сохранила прекрасные качества педагога, воспитанные еще в 80-х гг. прошлого века И.Н.Ульяновым. Живой интерес к социально-политическим вопросам, редкая любовь к педагогическому делу, внимательность, заботливость и отзывчивость – все это сохранялось у Веры Васильевны и за пределами созданной ею школы, и в дни ее ухода на покой…»
________________
Вера Васильевна Кашкадамова
Гимназия В.В.Кашкадамовой, открытая в 1911 году.
«Школа-семилетка». Почтовая карточка, М., ГИЗ.
С учителями…
С учениками…
Пионерский отряд имени 8 Марта школы В.В.Кашкадамовой
А.И.Ульянова и В.В.Кашкадамова. 1929 год.
А.И.Ульянова и В.В.Кашкадамова в числе членов реставрационной комиссии дома Ульяновых. 1929 год.
ПоделитьсяПоказать список поделившихся
Здание школы № 7 на улице Советской.
Вера Васильевна Кашкадамова