Часть I.

Часть II.

Часть 3. СУДЕБ СПЛЕТЕНЬЕ (окончание)
Д.И.Архангельский
Из статьи «О художниках и художественной жизни Ульяновска» («Наш город», 1927):
…Совершенно особо стоит художник А.А.Пластов, посвятивший свое крупное дарование родной ему деревне. После окончания Московской школы живописи в 1917 году он безвыездно живет и работает среди крестьянства. Знает, как никто другой, среду и дух деревни, т.к. с детства работает бок о бок с мужиками. В его бесчисленных рисунках и эскизах встают перед нами настоящие и полные образы обитателей современной деревни. Он суров и требователен к себе. Его девиз: «Иди вперед и будь беспощаден к себе»
***
Д.И.Архангельский:
…В 1926 году он уехал в Москву, но долго жить вдали от своей Прислонихи не мог. Всеми своими корнями был Пластов всю жизнь связан с родным краем и только дома чувствовал себя легко и привольно. И, уезжая из Прислонихи, постоянно стремился обратно. Эту любовь к родному краю он пронес через всю свою большую и далеко не легкую жизнь. Она питала живыми соками его творчество, без нее он не смог бы стать тем Пластовым, которым стал…
***
А.А.Пластов – Д.И.Архангельскому из Москвы:
22 мая 1927 г.
Как ни интересна Москва, как ни богата, все же меня неудержимо, властно потянуло после Вашего письма к себе, под небеса родные, к немудреным пейзажам, к вольному ветру полей, в грязь и убожество деревень, к плетням, полыни, межам в бесконечных полях, к свисту иволги, к скрипу дергача в молодых овсах… Недавно на окраине я услыхал петушиный крик и готов был разрыдаться, как девчонка. Вижу, как все шире раскрываются почки, и деревья стоят, как невесты непорочные, целомудренные, невещественные, и томленье мое достигает апогея. Да, тяжело сейчас здесь для нашего брата – дикой птицы…
Совершенно не способен я летом жить в городе, скованный чужой волей, запряженный в ярмо строго размеренной суеты…
29 марта 1928 г.
Кругом, всюду, в небесах более всего – весна, весна. Душа бьется как птица, зажатая в кулак. Как-то вдруг чую – пахнет землей. Потянуло, не могу ни о чем больше думать. Скорее вон – одна мысль. Не могу представить себе, как люди работают в канцеляриях, в этих позорищах человечества.
Здесь почти можно – без галош, местами даже пыль есть. Дворники с непонятным ожесточением долбят грязные блины льда. Отупляюще грохочут колеса, даже каплет с крыш. Но все это производит отвратительное подобие весны, такое же, как куклы в окнах парикмахерских о живых красавицах. И вот сухо, нет саней, можно без перчаток, а где весна?
Как только представлю наши поля, поляны, овражки, где булькают ручьи, посвист птиц, да разве перечтешь, так даже напугаешься, не с ума ли схожу, когда такие видения посещают наяву…
***
Вскоре Пластов вернулся на родину. А Дмитрий Иванович с 1934 года работал в школе-колонии имени С.Т.Шацкого в Калужской области; в 1941-м поселился в подмосковном поселке Овражки-Вялки, позже переименованном в Родники. Судьба каждого вела своей дорогой. Но были письма, были встречи, учитель и ученик внимательно следили за жизнью и творчеством друг друга…
А.А.Пластов – Д.И.Архангельскому, 1955 год:
Милый дядя Митя, здравствуй. Ждали тебя в Прислониху, очень ждали, но видно нельзя тебе было заглянуть к нам, и так жалко, что вот и осенью, когда здесь все невыразимо красиво, когда просто не хватает сил и времени побывать во всех бесчисленных наших уголках, ты будешь сидеть у себя, где, конечно, и тысячной доли нет того, что плещется здесь необозримым морем такого очарования, выразить которое у меня нет ни умения, ни сил. Если сможешь, приезжай, дорогу мы тебе оплатим. Если захватишь здесь неделю более или менее подходящую, чтобы побродить и сделать десяток этюдов, то не будешь каяться. Сколько лет я вижу это, сколько пытался как-то передать, и каждый раз все вижу будто вновь – неописуемое, как прекрасное сновидение, такое русское, душевное, сердечное, что, посмотрев на это, уже ничего в свете больше не хочется любить, ничему больше верить и поклоняться…
***
Д.И.Архангельский – Б.Жутовскому, 1956 год:
…Я не жалею, что всю лучшую часть своего времени и сил отдал работе с ребятами и не поддался уговорам, скажем, того же Пластова, который всегда удивлялся моему «терпению» и увлечению преподаванием и звал работать в живописи. И я считаю, что я прав: что-то сделал для ребят, а живопись моя осталась у меня в руках.
Шлю тебе рисунки Пластова. Ими особо не хвались, не бросай бисер…
***
А.А.Пластов – Д.И.Архангельскому
Февраль 1963 года:
Дорогой мой, милый дядя Митя, здравствуй! Спасибо тебе за память, за поздравление и добрые пожелания. Ума не приложу, почему уж очень так подвалило. Никак не думал, что этот печальный день 70-летия… будет столь шумно отмечаться, а тем более не ожидал, что вслед за эти воспоследствует возведение меня в сан кавалера ордена Ленина… Не шутка такой орден, а тем более после стольких лет щипков, оплеух, пинков и т.п. Что греха таить, всяко было, и все с совершенно обескураживающим ожесточением и постоянством, с таким наглым наскоком, с таким на виду у всех цинизмом и безнаказанностью, точно за это шла большая плата, или на это толкало прирожденное бесстыдство…
И хотя сейчас около меня воскуряются всякие фимиамы, я, читая лестные строчки, бормочу про себя: «На фиг ты нужен. Подумаешь, нашли алмаз»… Но все-таки, как сказал вчера Виктор [В.В.Киселев], заехавший ко мне гости, «наша берет. Дожали мы все-таки». Может, действительно, «наша берет»? Я думаю, что наплевать разрешать эти вопросы. Я уже опять, после нескольких ералашных дней, как говорится, в своей тарелке, т.е. в том естественном состоянии духа, когда тянет что-то мазать, колупаться в эскизах, налаживать обычный рабочий ход жизни…
1964 год:
…Сейчас идет 12-й час ночи 29 декабря. Все у нас уже легли спать, лишь я сижу за всяким чтивом. Ната давеча говорит мне: «Что бы ты написал что-нибудь дяде Мите». И я подумал тоже: «А отчего бы и не написать ему немножко, поздравить с Новым годом, запросить, почему давно не пишет», и я решительно сел за эти строчечки.
После того, как мы побывали у тебя, я при всяком упоминании тебя ясно вижу твой крохотный садик, невообразимую тесноту твоих комнат, кипы рисунков, рукописей, тогда как до этого при мысли о тебе до мелочей вставали комнатки на Шатальной, сад и терраска в него и все, кто тогда населяли его, были у меня перед глазами, молодые, с улыбками, шутками, с быстрыми ногами и проворными руками, и себя тоже видел таким же. И впереди стремительно расстилалась в неведомую, бескрайнюю даль какая-то лучезарная то ли река, то ли богатырская путь-дорога, и очей не хватало окинуть ее разлив во все стороны света белого. Удивительно хорошо было, и хватало дыхания во всю силу нестись по ней, не зная отдыха, не думая о передышке…
1966 год:
…Акварелька твоя очень ласковая и умелая, и очень всем понравилась, и живи ты не в такой дыре, а в более бойком месте, вроде парижского Монмартра…, ты был бы нарасхват и хотя бы в грошах для жизни не имел недостатка. Я вот тоже ведь живу в овраге, но у меня ход в Москву был всегда, а теперь и вовсе, а то тоже бы, конечно, мигал на манер тебя, как лампадка на ветру.
Очень это печально, что живем мы так далеко друг от друга, и даже когда в Москве треплешься, невозможно выкроить то малое время, что треба на поездку к тебе… Для разговору много накопилось, и бесконечно много уходит по-настоящему не оговорено и не взвешено. Далеко мы живем друг от друга, далеко. Ну, храни вас Бог (посылаем немного грошиков)…
***
В 1955 году в Москве проходила выставка акварелей Д.И.Архангельского, посвященная его 70-летию и 50-летию творческой деятельности. К торжественному вечеру, состоявшемуся 8 февраля, А.А.Пластов написал письмо:
«Выставка Д.И.Архангельского… для меня, да думаю, что и для вас, кажется какой-то особенной выставкой. Ее особенность… в той удивительной свежести, трудно выразимой словами, какая вас охватывает с первого шага… и долго, долго не отпускает, когда вы снова погрузитесь с головой в кипящую сутолоку московских улиц…
Вот эти домики, сады, улочки, переулки, пригорки, утлые челны бедных рыбаков, «купецкие» расшивы и беляны, поля и перелески… Как все это непринужденно подано, с какой любовью, искренностью, сердечной чистотой и взволнованностью необыкновенной. И становится тебе неловко перед многим в твоей жизни, смотря на эти простые-простые акварели, свежие и благоуханные, как букет полевых цветов…»
***
2 февраля 1962 года умерла жена Дмитрия Ивановича Надежда Павловна. А.А.Пластов пишет 15 февраля в Родники:
«Дорогой, милый дядя Митя! Только вчера Ната сообщила нам с Колей горестную весть о смерти бедной Надежды Павловны. Никак она не набиралась духа сообщить нам эту страшную весть… Что тебе сказать сейчас? Ничего не знаю. Я только заплакал, узнав про такое жуткое несчастье ваше, про удар беспощадного, жестокого рока. Бедные вы, бедные. Дай вам всем Бог хоть немного свыкнуться с непоправимой бедой. Мы здесь все скорбим вместе с вами, с тобой, потерявшим та много, что не выразить никакими словами…»
***
Пластовы звали Дмитрия Ивановича в гости. И летом 1962 года он последний раз побывал в Прислонихе.
Г.Д.Невзорова, дочь Д.И.Архангельского:
…Аркадий Пластов был очень обрадован, много и увлеченно говорил, показывал. Ходили в лес, и А.Пластов обращал внимание на все «диковины», которые он там обнаруживал и всячески оберегал. Это какие-то пни, коряги, в которых он видел что-то скульптурное… Дмитрий Иванович сделал большое количество этюдов акварельных, изображая окрестности деревни…
Вечером любили посидеть на «бревнышках». Перед домом на улице, сложенные для ремонта, бревна служили удобным сиденьем. Обычно здесь сам Пластов вел беседу, рассказывал о жителях деревни.
Дмитрий Иванович поездкой остался доволен, прием был самый радушный, все члены семьи старались показать самые искренние и лучшие чувства к нему. Оставляли еще погостить, но Дмитрий Иванович уже захотел домой.
***
Из письма Д.И.Архангельского по возвращении из Прислонихи:
Дорогие мои, милые и родные Наташа, Аркадий, Леночка, Коля и Коленька! Я у вас отдохнул замечательно, подышал воздухом своей родины. Как наяву передо мной стоят картины ваших лесов, полей и родников. Вспоминаю мастерские и все, чем они полны, а главное, всех вас. Спасибо, спасибо…
***
Аркадий Александрович Пластов скончался 12 мая 1972 года. Учитель пережил его на 8 лет. Дмитрия Ивановича Архангельского не стало 13 января 1980 года…
Н.А.Пластова:
Вчера получила от Коли телеграмму о смерти дорогого, незабвенного нашего Дмитрия Ивановича. Сразу как-то упало сердце, не стало больше светлого человека, не стало дорогого нашего друга, которого мы с Аркадием глубоко уважали и любили. Утром достала письма и акварели дяди Мити, читали письма и плакали. Спасибо, что оставил нам такую память о себе…
***
ЭПИЛОГ
Из очерка М.Ногтевой «УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ» (1974)
… – Я теперь пишу только облака, – суетился старик, рассаживая нас так, чтобы удобно было рассматривать его новые акварели. – Глядите, одни облака. А еще люблю одуванчики. В них есть что-то общее с облаками: дунешь, и нет его, испарился, словно и не существовал никогда. У меня правило: если что-нибудь хочется нарисовать, делать это немедленно, никогда не откладывать. Однажды в лесу увидел опенки, и сразу они мне приглянулись. Стал рисовать. Спутники меня засмеяли: ну и пень, ну и грибы! И ушли дальше в лес. Часа через три вернулись злые и усталые: грибов не нашли. А у меня грибы! Вот какой я хитрый!
Старик, действительно, хитрый. Он понимает язык птиц и зверей, и они доверчиво льнут к нему, словно завороженный заяц, что встал, как вкопанный, увидев на картине знакомую поляну; или синица, что повадилась к нему прополаскивать себе горлышко из жестянки, куда он обмакивал кисточку…
Волга – его колыбель. Он показывает свои старые акварели, Волгу начала века, с медлительными барками, огибающими пустынные песчаные отмели…
– А ведь и тогда я умел рисовать облака, – художник слово удивлен самому себе…
Лет 10 назад Архангельский гостил у Пластова в Прислонихе. Было лето, на задворках цвела глухая крапива – нестерпимый соблазн для акварелиста. Был пасмурный серебрящийся день, когда Архангельский задумал создать серию рисунков под названием «Прислониха». В этой серии незримо присутствует сам Пластов…
А в избе мыли полы, во дворе кудахтали куры и теленок жевал теплыми губами воротник рабочей блузы художника. Прислониха признала его родным. В то же лето Пластов написал портрет учителя. Он усадил его на фоне бревенчатой стены. Щеки чуть розовеют, словно от робкого первого морозца. Глаза полны колодезной чистоты. Старик нахохлился, и было в его облике нечто голубиное…
Его нежно любила внучка – сноровистая, неугомонная, длинноногая спортсменка. Так и жили вдвоем – дед и внучка. Была еще мохнатая синтетическая собачонка, которая весело трясла ушами, когда приходили гости…
«Жизнь без труда – воровство, а без искусства – варварство» – таков был неписанный закон этого дома…
***
Источники:
1. Автобиография Д.И.Архангельского, 1921 г. (ГАУО)
2. «Живу и дышу родным городом» (по материалам архива Д.И.Архангельского), сост. В.М.Костягина, Ульяновск, 2009 (из автобиографии Д.И.Архангельского, воспоминания Г.Д.Невзоровой, письма и др.);
3. Автобиография А.А.Пластова («Художник», 1972, № 11);
4. Н.А.Ургалкина «Наши судьбы были рядом» (там же);
5. Н.И.Яценко «Озаренные радугой», Ульяновск, 1993;
6. Т.Ю.Пластова «Художник Д.И.Архангельский» («Д.И.Архангельский», альбом, сост. В.А.Перфилов, Н.Н.Пластов, Ульяновск, 2007);
7. Т.Ю.Пластова «Час ученичества» («Д.И.Архангельский – человек, художник, учитель, подвижник», материалы конференции, Ульяновск, 2010);
8. В.М.Костягина «Я счастлив, что его и моя судьбы были рядом» (там же);
09. «Дорогой мой Борька…» (письма Д.И. и Н.П.Архангельских), сост. Б.Жутовский, М., 2006;
10. М.Ногтева «Учитель рисования» («Юность», 1974, № 3);
11. Материалы газет «Пролетарский путь» и «Ульяновская правда» (статьи А.В.Швера, А.Н.Блохинцева, М.Х.Валкина, Н.И.Яценко, Н.А.Агафоновой и др.) …
__________
Д.И.Архангельский, А.А.Пластов и ученики изостудии школы-колонии «Бодрый путь». Конец 1930-х гг.
Музей истории г.Обнинска

А.А.Пластов и Д.И.Архангельский. 1954 год.

1) А.А.Пластов. Портрет Д.И.Архангельского. 1964.
2) А.Е.Егуткин. Потрет Д.И.Архангельского. 1962.
Фоторепродукция из коллекции А.И.Маркелычева, опубликована Н.И.Яценко.
Аркадий Ефимович Егуткин: «Летом 1962 года Дмитрий Иванович был в Ульяновске проездом в Прислониху к А.А.Пластову. И это была первая моя встреча с этим необыкновенно интеллигентным человеком… Разговаривал он со мной на равных: ни одного поучительного слова, несмотря на большую разницу в возрасте. Это меня восхитило. Я выполнил рисованный карандашом его портрет. Подписал и подарил Дмитрию Ивановичу, который радовался этому вниманию как ребенок»

Д.И.Архангельский. Прислониха. 1963.

Д.И.Архангельский. В саду А.А.Пластова. 1965.

А.А.Пластов. Ливень находит. 1958.

Д.И.Архангельский и А.А.Пластов. Прислониха, 1962 год.

В гостях у Пластовых в Прислонихе. 1962 год.
1) С Аркадием Александровичем и его внуком Колей.
2) С семьей Пластовых.

Дмитрий Иванович Архангельский

Аркадий Александрович Пластов