Жители Ульяновска уже не первый день обсуждают повышение стоимости проезда в городских трамваях с 1 апреля. Отметим, что документ без подписи глава города Сергея Панчина был опубликован на официальном сайте городской администрации. В текст было сказано, что тариф поднимется с 17 до 20 рублей, а при оплате картой стоимость проезда будет составлять не 16, а 18 рублей. Справедливо ли это и обосновано? Попробуем разобраться.

«Послепенсионная» эпоха

Сейчас «Ульяновскэлектротранс» переживает можно так сказать «послепенсионную» эпоху. В этом году предприятие отметило 65-летний юбилей. Эту же дату отметили и здания в депо, и станки в мастерских, чуть меньше годов вагонам и рельсам. Но они тоже уже не молоды. В распоряжение «Ульяновскэлектротранс» находится 2 трамвайных депо и одно троллейбусное. Около 200 трамвайных вагонов, 70 троллейбусов, 130 км трамвайных путей. Крупное и «возрастное» предприятие требует изменений.

— Мы считаем, что система, созданная давно, должна существовать. На безопасности пассажиров экономить нельзя. У нас проходят ежедневное техническое обслуживание и санитарная уборка подвижного состава в ночное время, чтобы обезопасить граждан во время поездок на трамваях и троллейбусах. Кроме этого, каждую неделю вагоны проходят более углубленный осмотр, регулировочные мероприятия, смазочно-наладочные мероприятия. Раз в месяц вагон проходит технический осмотр в течение всей смены. Трамвай осматривается более детально, происходит замена деталей. При этом через 70-100 тысяч километров каждый вагон попадает в вагоноремонтные мастерские, где проходит текущий ремонт. Осматриваются и ремонтируются колесные пары, заменяются элементы, которые пришли в негодность, кузов, освещение, отопление, — рассказывает первый заместитель директора МУП «Ульяновскэлектротранс»-главный инженер Сергей Лебедев.

Отметим, что подобные процедуры очень затратные. Однако они в обязательном порядке выполняются. К примеру, стоимость трамвайного бандажа (колеса) составляет 25-30 тысяч рублей. На одном вагоне их 8 штук, меняют при каждом текущем ремонте. Таким образом, на один вагон уходит от 200 тысяч рублей. В месяц по плану на подобный ремонт встают 3-4 вагона.

Второй пример, замена подшипников на новых вагонах. Одна деталь стоит 30 тысяч рублей, а если покупать оригинальную вещь, то заплатить придется 80 тысяч рублей. Подшипников по два на каждой колесной паре. Стоимость текущего ремонта выходит немаленькая. При этом от этого зависит безопасность пассажиров, на которой предприятие экономить не собирается.

В январе мы вам уже рассказывали о Владимире Андрееве. Токарь ремонтирует трамваи с 1957 года. За свои 62 года карьеры он повидал немало вагонов различного вида. Но вот станок всегда был один и тот же.

— В 17 лет я пришел работать токарем, потом трудился слесарем, и сейчас опять токарь. Для меня предприятие стало родным домом, и я хочу, чтобы оно процветало и развивалось, а не стояло на месте, — делится впечатлениями Владимир Андреев.

Большие траты

Основные расходы предприятия уходят на оплату электроэнергии – четверть от общего бюджета. При этом за 2,5 года стоимость электроэнергии возросла на 26% и составляет для предприятия 6,87 рублей за киловатт в час. Стоимость материалов и запчастей выросла на 28%, настолько же выросла и стоимость ГСМ. И предприятие вынуждено повышать стоимость проезда, чтобы обеспечить безопасность перевозок.

— Это затраты как для коммерческих предприятий, которые приносят прибыль, зарабатывают деньги. «Ульяновскэлектротранс» социально значимое предприятие, но тем не менее затраты примерно такие же. К повышению стоимости проезда мы всегда относимся очень внимательно. Мы понимаем весь негатив, когда речь заходит о повышения тарифов. Но прежде чем выйти с этим предложением, мы проводим обязательный экономический мониторинг, изучаем цены, стоимость, тарифы в соседних регионах, — уточнил Сергей Лебедев.

Сейчас стоимость проезда в трамваях в соседних регионах значительно выше, чем в Ульяновске. Так, в Казани одна поездка стоит 27 рублей, в Саратове в прошлом году повысили с 17 до 23 рублей. С начала этого года вырос тариф и в Самаре — до 28 рублей. Такую же сумму платят в Нижнем Новгороде, а вот в Чебоксарах, Уфе, Оренбурге, Перми и Ижевске уже давно отдают за проезд по 20 рублей.

По рельсам

Порядка 15 километров трамвайных путей находится в неудовлетворительном состоянии, и требуют ремонта в ближайшие несколько лет. По нормативу срок службы трамвайной рельсы 10-12 лет. Самыми проблемными участками в городе остаются улицы Верхнеполевая и Тимирязева. Протяженность трамвайных рельсов там составляет по 2 километра. На улице Тимирязева рельсы лежат уже 30 лет. Заменить их планируют в этом году. Капитально отремонтировать километр трамвайных путей стоит 25 млн рублей. Четверть крестовин и стрелочных переводов тоже необходимо уже менять. Замена стрелочного перевода стоит 500 тысяч рублей.

— Конечно, путевое хозяйство — это очень затратная вещь, но единовременные большие затраты дадут долгий результат. И новые рельсы прослужат долгие годы. Деньги, которые мы вкладываем, благоприятно отразятся на безопасности перевозок, — резюмировал первый заместитель директора МУП «Ульяновскэлектротранс».

Повышение стоимости проезда, безусловно, поможет предприятию обновить часть оборудования, подвижной состав, рельсы, урегулировать разницу между ростом цен и затратами. В свою очередь все это гарантирует безопасность пассажирам, а также комфортное передвижение.