Сегодня в Ульяновске владельцы маршруток работают совместно с городской властью. Еще в 2017 году глава города Ульяновска и городские перевозчики подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве. В нем шла речь о повышении качества транспортного обслуживания местных жителей коммерческим транспортом. Свои обязанности индивидуальные предприниматели постепенно, но выполняют. На это уходят огромные финансовые средства. Траты увеличивают и федеральные законы, которые обязывают владельцев микроавтобусов устанавливать тахографы, ГЛОНАСС и онлайн-кассы. Корреспондент ultoday73.ru решил выяснить, как выживает частный транспортный бизнес и какая помощь необходима, чтобы жители Ульяновска не остались без общественного транспорта.

Раз рубль. Новые маршрутки

Одним из основных требований к частному бизнесу в соглашении было обновление подвижного состава. И оно в полной мере исполняется.

— Так, только в прошлом году на улицы города по нашим двум маршрутам было выпущено 33 новых автомобиля марки ГАЗель Next и иностранных производителей вместимостью более 18 мест. У нас средний возраст микроавтобусов 2,5 года. В целом же срок службы подобного пассажирского транспорта пять-семь лет, но мы стараемся обновлять его уже через четыре года эксплуатации. В этом году мы планируем на 10% обновить автомобильный парк, закупить порядка 10-20 новых автомобилей. Естественно вся техника покупается в лизинг, в кредит, — сообщил Александр Лебедев, индивидуальный предприниматель, который занимается пассажирскими перевозками на маршрутах №№ 43 и 52.

В общей сложности за прошлый год значительно уменьшилось число старых автобусов ГАЗель — на 372 единицы. Их заменили 295 микроавтобусов с более 18 посадочными местами. Кроме этого, омолодился парк коммерческих автобусов. На 2-4 года помолодели автобусы малой вместимости, на 4-8 лет — автобусы средней вместимости.

Два рубля. И еще раз о затратах

Владельцы маршруток постоянно должны соблюдать требования безопасности перевозки граждан, в том числе их совершенствовать. Согласно федеральному закону «О транспортной безопасности», в салонах микроавтобусах в этом году должны быть установлены видеокамеры, тахографы, система ГЛОНАСС и онлайн-кассы.

— Финансовая нагрузка в этом году для перевозчиков увеличивается в разы. А мы содержим большой автомобильный парк, автобазу, две автопарковки, у нас на 52-м и 43-м маршруте около ста машин (в день работает 40 автобусов), еще на 12-м и 91-м  — около сорока. Все это ведет к увеличению затрат, — поясняет Александр Лебедев.

В связи с этим владельцам общественного транспорта в Ульяновске просто необходимы дополнительные доходы.

Три рубль. Многофункциональный водитель

Маловолнующая пассажиров тема остро бьет по кошельку перевозчиков. С июля этого года все микроавтобусы должны быть оборудованы онлайн-кассами (54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»), что затруднит и саму работу водителей. Плюсом к финансовой нагрузке станет и обязательная установка до средины года тахографов, которые будут контролировать маршрут, работу и отдых водителя. В среднем на оборудование техникой одного автобуса уйдет 100 тысяч рублей.

— Представьте, мы сейчас обвешаем весь транспорт техникой. И что должен делать водитель? Это скажется на безопасности дорожного движения, водитель будет просто уставать, если каждому пассажиру в час пик он вынужден будет пробивать и выдавать контрольно-кассовый чек. А дополнительные затраты на оборудование могут вовсе увести микроавтобус с маршрута и сократить подвижной состав, — уточняет индивидуальный предприниматель Александр Лебедев.

Пожалуй, куда меньше уйдет денег на установку системы ГЛОНАСС. 665 микроавтобусов в Ульяновске уже оборудованы данной системой. Пассажиры смогут в специальном приложении отслеживать движение маршрутки и подгадывать по времени, когда им прийти на остановку. Комфортабельность перевозок придадут и информационные мониторы в салонах микроавтобусов.

В утиль

Еще одна из проблем. Не все городские маршруты рентабельны, уверяют перевозчики. Зачастую именно на таких используют старые ГАЗели, на которые жалуются ульяновцы. И тут владельцы бы рады обновить неприбыльный транспорт, но на это не хватает доходов. При этом подобные маршруты являются социально значимыми. К примеру, к невыгодным относятся такие маршруты, как  №12 и №91. На обновление их подвижного состава нет денег, поэтому машин становиться все меньше и меньше, что сказывается на увеличении времени ожидания транспорта.

— В основном у нас автомобили в собственности, но и есть и арендуемый транспорт, и он чаще всего работает на нерентабельных маршрутах. И соответственно, когда маленький доход получают и арендатор, и владелец, то такой бизнес становиться неинтересным обоим, и автомобиль уходит с маршрута, — рассказывает Александр Лебедев.

В 2016 году собственного транспорта у перевозчиков было пять единиц, в прошлом году это число достигло 172 микроавтобуса. Это позволяет повысить уровень управляемости перевозок в городе.

Мнение пассажиров

Главную оценку общественному транспорту, конечно же, дают пассажиры. Именно им судить о перевозках и голосовать за них рублем.

— Приятно ездить на новых автобусах, где чистота и не задувает из щелей, а с крыши не капает дождь. В городе сейчас таких стало гораздо больше, и хотелось бы, чтобы все маршрутки стали такими. Чувствуешь себя в полном комфорте и безопасности. Маршрутки — удобный вид общественного транспорта, — делится мнением жительница Ульяновска Анастасия Кузнецова.

— Не скрою, что мне часто приходится ездить на маршрутках и почему-то именно мне попадаются перекошенные, ржавые машины. Один раз даже ехал с пленкой вместо стекла на крыше, а на улице зима, но деваться некуда: на работу добраться надо вовремя. Моё пожелание, чтобы автобусы были большие и удобные, чтобы в них можно даже стоя доехать, не опасаясь за свою жизнь, — отмечает Андрей Феофанов из Засвияжья.

Делая выводы, можно сказать, что пассажирам всегда приятно ездить на новеньких микроавтобусах, с удобными сидениями и в тёплом салоне, знать движение маршрута и подойти вовремя на остановку, чтобы не ждать транспорт, а также быть уверенным в водителе, которого проверяют специальные приборы. Но и, конечно же, ульяновцы не хотят остаться без самого популярного вида транспорта в городе. Для этого всего нужны деньги, которые перевозчики постоянно вкладывают в свой бизнес, но их не хватает. При себестоимости одной поездки в маршрутке в 35 рублей жители Ульяновска платят за нее всего 20, а иногда и вовсе 18 рублей и лишь после 20 часов 24 рубля.

Стоит отметить, что в Ульяновске разрабатывается новая транспортная схема. Планируется сократить дублирующие маршруты, убрать самые нерентабельные из них, поменять схемы движений. Известно, что индивидуальные предприниматели, заключившие соглашение с городской администрацией, при разработке этой схемы будут иметь преференции.