Эксперты АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» провели мониторинг востребованности новых профессий с учётом потребностей в специальностях и рабочих кадрах для реального сектора экономики региона. Самое важное решение, которое принимает человек в жизни, это выбор профессии и карьерного пути, который в дальнейшем определяет качество всей дальнейшей жизни. Но к сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений или по желанию родителе.

 

Развитие новых технологий, рынка электронных устройств, растущая потребность в знаниях в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики, появление новых объектов для исследования, например, виртуальные миры, появление новых языков программирования означает, что медиапространство постепенно заполняет реальность и редко кто остается в стороне от развития информационных технологий, которые приводят к появлению новых профессий в разных отраслях.

В связи с развитием новых технологий, которые появляются в следствии глобальных технологических и экономических процессов (автоматизация и роботизация, глобализация, рост конкуренции в экономике) формируются потребности в новых кадрах для работодателей, которые в свою очередь влияют на систему образования. Это влияние положительно сказывается на решении такой проблемы, как дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Единым информационным пространством, дающим системное и целостное представление о тенденциях, складывающихся на рынке труда, может стать Атлас новых профессий – 2030, который создали Московская школа управления «Сколково» и АНО «Агентство стратегических инициатив».

Атлас новых профессий – альманах перспективных отраслей и профессий, которые будут востребованы через 15-20 лет. Это результат масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из реального сектора экономики, научного и образовательного сообществ, федеральных органов исполнительной власти, экспертов в области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда.

Прежде всего Атлас рассчитан на родителей детей и подростков, педагогов и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования. Для выпускников школ Атлас профессий будущего должен стать своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда.

Региональный Атлас — это тот самый образ будущего региона, который можно предложить молодому человеку, чтобы он понимал, ради чего он учится, понимал, какой мир его может ожидать.

Атлас новых профессий включает:

  • профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
  • универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде;
  • рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
  • перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
  • перечень «профессий-пенсионеров», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующих потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.

До 2030 года исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых. «Старые» профессии, в частности, лектор, швея, лифтер, исчезнут, но появятся «новые», часто очень непредсказуемые и оригинальные.

Можно предположить, что вместо профессии в современном состоянии человек будет владеть набором различных компетенций и навыков, таких как:

— Hard skills – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.

— Soft skills – это умственные и межличностные компетенции: социальные, интеллектуальные и волевые: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

По данным различных экспертов до 2020 года в Ульяновской области на рынке труда будут востребованными профессии в разрезе следующих отраслей:

  1. Медицина (архитектор медоборудования, генетический консультант, сетевой врач, клинический биоинформатик, медицинский маркетолог).
  2. It-сектор (куратор информационной безопасности, консультант по безопасности личного профиля, ИТ-аудитор, цифровой лингвист, сетевой юрист, дизайнер интерфейсов).
  3. Финансовый сектор (разработчик персональных пенсионных планов, оценщик интеллектуальной собственности, менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ).
  4. Строительство (специалист по перестройке/усилению старых строительных конструкций, экоаналитик в строительстве, проектировщик доступной среды, специалист по модернизации строительных технологий).
  5. Сельское хозяйство (агроном-экономист, оператор автоматизированной сельхозтехники, сити-фермер, агроинформатик/ агрокибернетик).
  6. Авиация (аналитик эксплуатационных данных, инженер производства малой авиации).
  7. Энергогенерация и накопление энергии (проектант систем рекуперации, разработчик систем микрогенерации, менеджер по модернизации систем энергогенерации).
  8. Культура и искусство (арт-оценщик, Science-художник, личный тьютор по эстетическому развитию, куратор коллективного творчества).


Рисунок 1. Профессии по отраслям, которые будут востребованными до и после 2020 г.

По предварительным прогнозам, после 2020 года в Ульяновской области на рынке труда будут востребованными следующие профессии:

  1. Медицина (биоэтик, эксперт персонифицированной медицины, тканевый инженер, разработчик киберпротезов и имплантатов, ИТ-генетик, оператор медицинских роботов).
  2. It-сектор (кибертехник умных сред, проектировщик нейроинтерфейсов).
  3. Финансовый сектор (менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, мультивалютный переводчик).
  4. Строительство (архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик 3D-печати в строительстве, проектировщик инфраструктуры «умного дома»).
  5. Сельское хозяйство (сельскохозяйственный эколог, ГМО-агроном).
  6. Авиация (разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией, проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания, технолог рециклинга летательных аппаратов, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации).
  7. Энергогенерация и накопление энергии (дизайнер носимых энергоустройств, метеоэнергетик, проектировщик энергонакопителей, специалист по локальным системам энергосбережения).

Ежегодно Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области составляется Проект перечня перспективных профессий (специальностей) на рынке труда Ульяновской области. Данный Проект включает в себя наименование профессии (специальности) и уровень профессионального образования, который необходим: IT-медик, архитектор информационных систем, биоинформатик, биохимик, генетик, мехатроник, сетевой врач, техник по защите информации, оператор проектного обучения, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, воздухоплавания и др.

В самых прогрессивных отраслях через полтора-два года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания. Если не обновлять знания, то их хватит на 3-5 лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда, независимо от того, какой вы окончили вуз.

Выбор будущей профессии зависит в первую очередь от профориентации молодёжи. Выбор путей развития сегодня практически безграничен. Можно, ориентируясь на будущую востребованность профессий, решить, какое получить образование, попробовать себя в различных сферах деятельности или создать оригинальный проект. Именно такую активность, заинтересованность в будущем своего региона и страны, нацеленность на результат предполагает стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов».

Инициатива «Кадры будущего для регионов», разработанная АНО «Агентство стратегических инициатив», направлена на создание в регионах системы комплексной поддержки талантливых детей и представителей молодежи.

Инициатива была запущена в апреле 2018 года в шести пилотных регионах — в Ульяновской, Московской, Тульской, Тюменской областях, Пермском крае и Татарстане. Позднее присоединилась Новгородская область. Она направлена на создание условий и мер поддержки для формирования у школьников от 14 до 17 лет устойчивой мотивации, нацеленной на развитие своих регионов. Апробация проекта будет проходить по июль 2019 года. Ожидается, что одним из результатов станет формирование региональных лидерских команд из талантливой молодежи и их наставников, а также создание системы стажировок и профнавигации.

С нового учебного года (2018 г.) во всех школах страны стартует реализация проекта «Билет в будущее». Пройти профориентационные тесты в рамках проекта смогут школьники, начиная с 6-го класса. При подготовке данных тестов будут использоваться современные методики, в разработке которых примут участие профессионалы реального сектора экономики.

С помощью профориентационного теста будут выявляться таланты и склонности учащихся. При этом около 50 тыс. детей Ульяновской области в новом учебном году получат возможность сдать тесты на профориентацию и попробовать себя в разных профессиях под наставничеством опытных профессионалов.

Проект предполагает разделение профессий на цифровые и аналоговые. Первые предусматривают проведение онлайн-курсов продолжительностью до 1 месяца под наставничеством педагога-тьютора. Аналоговые профессии требуют практических занятий на площадке. На данный момент проект уже включает свыше 30 профессий. Это специальности, которые апробированы в рамках чемпионатов DigitalSkills и WorldSkills Junior.

Основную ставку при организации проекта необходимо делать именно на новые отрасли и профессии, цифровые технологии и модернизацию нынешней экономики.

Одним из направлений работы специалистов ЦСИ Ульяновской области является курирование федерального проекта «Магазин верных решений». За последний год на территории региона по данному направлению было реализовано несколько профориентационных проектов, таких как:

  • Бизнес-Школа для детей и подростков «ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР»;
  • проект по профессиональной ориентации и профессиональной адаптации «Мой выбор»;
  • проект «Студент! Кадет! Профессионал!».

Широкое развитие в регионе подучили детские технопарки и центры молодежного инновационного творчества, совершенствуется система профориентационной работы, реализуются различные проекты, направленные на подготовку и развитие высокопрофессиональных кадров.

Проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии Правительства Ульяновской области, общеобразовательных организаций, бизнеса общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям.