13 марта на совместном заседании коллегии Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и регионального Совета строителей обсуждались основные направления работы текущего года. По словам председателя правительства Александра Смекалина, сейчас перед отраслью стоят серьезные задачи по разработке схемы территориального планирования региона, постановке на кадастровый учет границ населенных пунктов, актуализации генеральных планов муниципалитетов. Без этих документов не будет возможности дальнейшего развития.
Напомним, в 2014 году город заключил договор с питерской компанией ОАО «РосНИПИУрбанистики» на разработку проекта внесения изменений в существующий генплан города. Про главный градостроительный документ мы уже много раз писали, в том числе, что по Генплану возникли разногласия и он будет изменён через суд. Одна из последних публикаций юриста Алмаза Кучембаева: о «стратегическом документе уже не подлежащем применению» (с). Генплан ждут давно, на него возлагают большие надежды, в том числе обычные горожане, многие из которых по умолчанию считают, что с появлением актуального документа все в градостроительной политике одномоментно изменится в лучшую сторону. Однако, по словам бывшего главного архитектора Ульяновска Михаила Мишина, эти надежды не оправданы даже теоретически: в генплане отображается лишь схема функционального зонирования. То, что действительно определяет жизнь города, указывается в других документах, которые разрабатываются, опираясь на этот главный документ. При этом у муниципалитета нет и в ближайшей перспективе не будет и его окончательной версии. Отметим, наш разговор проходил на фоне вот такого дома. Вкупе с “Версалем”, в здании которого мы при этом находились, они образуют настоящий “ансамбль”, который хорошо характеризует ситуацию с точечной застройкой и городской архитектурой в целом. САМОГО БЛИЗКОГО И ПОНЯТНОГО ЖИТЕЛЯМ И УЧАСТНИКАМ СТРОИТЕЛЬСТВА ГЕНПЛАН НЕ КАСАЕТСЯ -Вся градостроительная деятельность строится на основном документе, который прописывает все виды, разделы и способы решения проблемных вопросов. Это градостроительный кодекс. Документ, который написан не профессионалами (урбанистами/ архитекторами или градостроителями), а юристами. Поэтому в градостроительном кодексе достаточно четко прописаны все нюансы, которые описывают формальные юридические процедуры, но очень мало говорится об организации проектирования. То есть непосредственно о том, что связано с деятельностью архитекторов/градостроителей. В документе есть регламенты, связанные с организацией строительства, а регламента, связанного с профессиональной деятельностью, – практически нет. В этом основное противоречие документа, который (по идее) должен описывать все этапы градостроительной деятельности, но самого главного он, в итоге, просто не касается. ОСНОВНОЕ: ГЕНПЛАН ОБОЗНАЧАЕТ ФУНКЦИЮ, А ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРУЮТ ТЕРРИТОРИЮ – Сначала об азах: определимся с понятиями. Генплан по своей сути – это общий стратегический документ, рассчитанный на длительный срок. Среднее время жизни генерального плана 20-25 лет. Это – документ, определяющий функциональное зонирование городских территорий. Он в своих картах и схемах лишь определяет и фиксирует зоны, на которых, по мнению разработчиков, должна развиваться та или иная функция жизнедеятельности города. Например, промышленность, жилье, дороги, какие-либо резервные или особо охраняемые территории с особыми регламентами использования. Там отражено совершенно все, но не детально, это все — схема. Потому что предполагается, что следом за генпланом идут документы, которые «приземлят» и детально проработают все детали. Например – транспортная схема. С одной стороны, она должна опираться на решения, которые есть в генеральном плане в части наличия схем скоростных магистралей, развязок, уличной городской сети (основные и второстепенные дороги). То есть генплан в силу своей масштабности не доходит до решения по внутриквартальным проездам. Все вопросы, связанные с размещением конкретных объектов как точечных, так и линейных (инженерные коммуникации, дороги и так далее) – это документы другого уровня, которые разрабатываются в соответствии с утвержденным генпланом, как документом функционального зонирования, но с совсем другим, приземленным, уровнем детализации. Это правила землепользования застройки (ПЗЗ), в составе которых описываются требования по застройке на той или иной территории, проект планировки территории (ППТ). Причем лишь в ППТ появляются конкретные объекты, габариты транспортных коридоров, решаются транспортные развязки, определяются трассы инженерных коммуникаций и т.д. То есть только в документе третьего уровня (если считать от генплана) доходим до конкретных сооружений, а в самом генплане этого нет. Существует и ряд противоречий, вытекающих из того, что я сказал. Ведь есть мнения профессионалов – архитекторов/градостроителей, которые разрабатывают схему генерального плана, они более академичные: они строятся на понимании, как должно быть в некой идеальной модели. Но есть мнение граждан, которые отстаивают свои интересы. Это, в первую очередь, вопросы по соотношению жилой застройки и зеленой зоны или транспортной инфраструктуры. Простой обыватель (в хорошем смысле слова) никогда не задумывается о том, где планируются коридоры инженерных коммуникаций или какого типа магистраль должна в перспективе пройти у него под окнами. Он, скорее всего, будет просто против того, чтобы у него под окнами была скоростная магистраль. Но у скоростной магистрали, в соответствии с теми нормативами, на которые опираются проектировщики, есть некие защитные зоны: отступы от края этой магистрали до ближайшего жилого дома. Это проектировщики учитывают, а обыватели этого не слышат и не интересуются, они просто говорят: «трасса мне тут не нужна». Следующая составляющая противоречий – интересы города как живого, постоянно развивающегося организма. Интересы муниципалитета, как структуры, довольно сильно отличаются от интересов граждан и в тоже время противоречат проектным решениям, которые делают академические проектировщики, которые, в свою очередь, опираются на нормативные требования, действующие правила и законодательную базу, разработанную юристами (а не архитекторами и градостроителями) для всех городов. В Ульяновске сейчас есть действующий генеральный план 2009 года. Он устарел и не отражает современные реалии. Генплан должен соответствовать разработанной Стратегии развития-2030. Там прописано и проиллюстрировано на схемах, графиках и диаграммах, как город и область должны развиваться в сложившихся экономических условиях. По логике Генеральный план и должен опираться на этот стратегический документ. И здесь сразу отмечу: питерские специалисты, на которых публично возложили большие надежды, сейчас разрабатывают не новый генеральный план. По формальному содержанию своего контракта – они, на основе технического задания, вносят лишь корректировку. В ТЗ, по которому они работают, прописаны всего несколько пунктов: При этом сумма договора на корректировку генерального плана — порядка 10 млн рублей. Когда два года назад я готовил предложения для профильного комитета Гордумы с анализом сколько стоят все «слои» проектной документации, включая корректировку генерального плана, разработку ПЗЗ, ППТ, инженерно-топографические изыскания, на которые «лягут» векторные линии новых границ, то примерная сумма была около 180 млн. рублей. Для городского бюджета сейчас эта сумма непосильная. Так что надежды на новый генплан, как документ, который при принятии решит все градостроительные проблемы города пока просто необоснованы. ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ – Но это ситуация характерна для многих, ведь подавляющее большинство городов РФ сегодня живут без нормального, актуализированного и правильно оформленного генплана, не говоря уже о всех документах следующего порядка. По моему мнению, сейчас возникает парадоксальная ситуация, когда лучше принять любой генеральный план, чем не иметь никакого. Это позволит хотя бы начать работу по его корректировке. Законодательство говорит, что при наличии генплана, город может его скорректировать, а сейчас такой возможности нет. Сейчас ту работу, которая была предусмотрена контрактом, петербуржцы выполнили. По условиям город должен заплатить им почти 10 млн. Сумма для муниципалитета посильная. Формально эту работу должны принять. И получить документ, который хотя бы можно корректировать с учетом интересов и граждан, и города. Сейчас по этому договору идет суд. Генеральный план города согласовывается в министерстве экономического развития. Дело в том, что в функциональной схеме кровно заинтересован не только город и жители, а и государственные ведомства и министерства. Они все должны согласовать. Еще в период моей бытности главным архитектором города (два года назад), откорректированный генплан минэкономразвития согласовал, то есть он устраивал все министерства и ведомства. Теперь получается, что по регламенту должны были пройти публичные слушания и граждане должны высказать свои замечания. Однако еще 2 года назад специальная комиссия приняла порядка 1,500 замечаний. Вероятнее всего, сейчас эта цифра значительно больше. Каждое такое замечание – это интересы конкретных граждан, организаций, города. Все это можно обсуждать и конструктивно отрабатывать, лишь приняв разработанную на сегодняшний день корректировку Генерального плана и вплотную заняться разработкой градостроительных документов следующего уровня, постоянно возвращаясь к Генеральному плану. ПАРАДОКСЫ ГЕНПЛАНА В итоге получается юридическая коллизия. Контракт был заключен на выполнение корректировки генплана, где в Техническом задании прописано всего несколько конкретных пунктов. Если работы будут приняты по суду, то горадминистрации придется принять и оплатить работы. В итоге «провиснет» процедура публичных слушаний. При этом Мишин рекомендует обратить внимание на документы, где будут прописаны элементы территориального планирования. Только через них можно уйти от проблемы точечной застройки – обозначить ее несоответствие параметрам, определенных в ПЗЗ, прописать другие градостроительные противоречия, и так перейти от точечной к комплексной застройке с учетом соблюдения всех нормативных параметров. И только так – снизить ощущение социальной несправедливости, так часто возникающее у жителей при известии о новой строительной площадке у них под окнами. Городу надо разрабатывать правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, где четко определяются параметры, стилистические особенности, этажность. Это он может прописать только в ПЗЗ и ППТ, но не в генплане. Именно к этому документу сегодня надо подойти крайне серьезно. Сейчас отсутствие или несоответствие основных градостроительных документов друг с другом, отсутствие чётких регламентов, влечет за собой попытки их обойти или игнорировать. Отметим, что сейчас у города нет ни главного архитектора, ни своего архитектурного бюро, имеется только управление архитектура и градостроительства. Эта структура и выдает разрешение на строительство, опираясь на Генеральный план образца 2009 года, как основной документ в градостроительном регулировании. При этом в условиях, которые описал нам Мишин, вполне реальна перспектива полной остановки строительного процесса. По словам бывшего главного архитектора города, если в процесс не включиться – совсем скоро в Ульяновске не останется ни одной площадки, где можно вести строительство, благоустройство, реконструкцию и реновацию не нарушая закон, так как ни одной формально правильной бумаги получить будет нельзя. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Олег
Все уже украдено
Осталось украсть за что могут посадить
Например Суворовское.
мимокрокодил
А то, что не украдено, надо вернуть и снова украсть.
горожанин
Ага,оказывается, генплана нет, а если и есть – он не описывает конкретику, но это не мешает сборищу архитекторов, общественников и активистов ссылаться на какие-то картинки и называть их генпланом! Я вполне понимаю, что несведущие читатели и комментаторы вроде меня могут проглотить предложенные тезисы, но сами-то уважаемые и заслуженные, выходит, тоже ни черта не смыслят в градостроительном законодательстве!
Кучембаев
Генплан от 2007 года, и, думаю, юридическая работа в нем такого же низкого качества как и архитекторская. А теперь со слов бывшего главного архитектора в городе стоит несколько десятков строек потому что мэр не смог перешагнуть через контракт в 10 млн, признав свою ошибку как заказчика, и судиться еле-еле.
ЖИТЕЛЬ
Мишин и не оправдал надежд!!! Он на всех фронах кричал что все отлично и если бы его не уволили то в конце 2017 года Генплан был бы принят!!!! А сейчас нам расказывает что все хрень-Как это понимать???
эх-хе-хе
“…Генплан ждут давно, на него возлагают большие надежды, в том числе обычные горожане, многие из которых по умолчанию считают, что с появлением актуального документа все в градостроительной политике одномоментно изменится в лучшую сторону.” -Все ждем!!!Вы себя слышите ,чего несете!?Столица всего,чего только можно, а картинку нарисовать в Питер или Москву заказывают! Пора признать,что нет у вас ничего и управленцы из вас как пуля из дерьма!Испоганили весь город.Единственное занятие конкурсы девок проводить!
морозоиды
План один! И он генерален и генеален–застраивай и продавай лахам где только можно,а там трава хоть не расти!
Axinski
Как раз на фото мы и видим, как я полагаю, результат градостроительной политике при главном архитекторе Мишине. Если он был главным архитектором 2 года назад, получается, при нем и начиналась точечная застройка?
Смотрим на фото. Пройти между домами невозможно. Если упадет снежная глыба, вмиг тебя похоронит. Раньше там детские площадки были, самые красивые частные дома в городе, с мезонинами и палисадниками, где сирени цвели, лавочки перед домами стояли… а сейчас? Сейчас там две машины не разъедутся, заставлено кругом автомашинами, т.к. места нет для стоянки, зато стоят высотные дома! Расстояния между ними чуть ли не три метра! Нарушены все градостроительные нормы! Рядом же, стоит гостиница Хилтон. Памятник мздоимству и коррупции! В советское время, советские инженера, конструкторы, архитекторы разрабатывали всю схему транспортного потока, специально оставили площадку для разворота и стоянки автобусов в центре города, откуда они направлялись и на Север, и за Волгу, а теперь что? Бедлам? Кто давал разрешение на его строительство? Кто сколько на лапу положил? Кто давал разрешение на строительство магазина МАГНИТ напротив автозавода? Раньше работники автозавода могли там свой транспорт оставить, а теперь? Парковки нет, заставлены теперь транспортом все близлежащие улицы! Что сейчас разглагольствовать? Если так уж, давай, расскажи лучше про всю эту «кухню», чьих рук все это дело?
Wladimir Voronin
Здесь должен был быть транспортный узел для пересадки с городского магистрального скоростного транспорта на обычный межрайонный и внутрирайонный.
Wladimir Voronin
“Среднее время жизни генерального плана 20-25 лет”
Наглый п**ж. Срок действия генплана – не менее 20 лет. Новый генплан разрабатывается на основании анализа исполнения предыдущего. Должен чётко соблюдаться принцип преемстственности.
С исполнением Генплана-1985 нах***вертили и теперь, пытаясь уйти от персональной ответственности за его неисполнение, продолжают х***вертить ещё масштабнее.
Но откатываться к советскому генплану всё равно придётся, чтобы выползти из градостроительного болота.
Начинать наводить в городе градостроительный порядок нужно со смены губера и его муниципальных марионеток, иначе бултыхание в градостроительном г***е будет продолжаться бесконечно.
Придворный скот
Совершенно правильно, начинать надо с губернатора и срочно прекратить строить Губернаторские высотки (24 этажа!)
Ветеран
На фотографии – пример, как не надо строить: ни зелёной зоны, ни благоустройства, ни места для парковок!И окна в стену!
Злюка
Самое смешное, что эти вот квартиры их жильцы считают “элитными”. Пока народ при покупке будет смотреть только на планировку квартиры и не обращать внимание на то, где и как стоит дом, – так и будут строить таких вот уродцев. Сами же потом маетесь, господа покупатели…
Нуачо
А что конкретно с домом на фото не так?
В отличии от каменных джунглей на Мира, он вполне себе стоит хорошо. Инфраструктура рядом есть.
Этажность не адовая, по архитектуре конечно не Растрелли, но опять же и не “Запад”. Кому-то поди и Волгу видно. Шумные улицы в стороне.
Инфраструктура рядом есть. Парки, гимназия, театр.
Ну парковок может не хватает, так их никогда в центре хватать не будет, для того люди в центре квартиру и берут, чтобы все было рядом. Ну еще звенелку со свечным магазином отстроят сейчас, будет веселье по воскресениям.
Вообщем я бы от квартирки там не отказался.
Я отлично понимаю жителей, в уютную жизнь который врывается такое. Хотелось бы огородить центр забором и не разрешать въезд транспорта (а через проезд через мост брать плату), но это же бред.
Создавайте условия для нормальной жизни в спальних районах и никто не попрется в этот центр.
Злюка
Как минимум вид из окон “не то”. У кого-то окна в стену соседнего здания, у кого-то вид на зады Версаля. Вокруг дома ни зелени, ни места под неё не осталось. Дом стоит вплотную к узкой улочке и выглядит рядом с ней несуразно. Его бы этажей на 5 обрезать и сделать поскромнее по площади в пользу охраняемой придомовой территории, тогда реально было бы элитное жильё, но не так.
Нуачо
Ну у вас притязательные запросы, сударь. Одиноко стоящий дом в районе с устоявшейся инфраструктурой (sic), охраняемым двором с личной парковкой и видом из всех окон на парки, реки итп. Про улучшенную планировку даже и не говорю.
На Кузнецова были такие. Раза в полтора-то дороже наверное будут.
Мне – не родовому аристократу и зад версаля будет получше перекрестка или двора с алкашами и парковкой. С верхних этажей кстати – нормальный вид, я фотки видел. Парковаться можно и в другом месте, а широкие улиц в ц ентре это гарантия шума.
Другая горожанка
Чего все к этому дому прицепились! А как вам собор, “затёртый” между ДК “Губернаторским” и “Версалем”? Мог бы стать украшением города. Вот как можно было додуматься его туда воткнуть!
Алексей
Это не собор, а Спасский женский монастырь. И был он там еще с царских времен. И Слава Господу нашему, он восстанавливается
Нуачо
Ну тогда сносите свои свечные супермаркеты из тех мест, где в царские времена их не было.
В деревнях полно заброшенных храмов, обустраивайте свои монастыри там. И монашек от служения отвлекать не будет, и звоном народ будить не будет.
Знающий
Набор фраз не чем не подкрепленный, ни сылок на законодательство и нормы, отсутсвие правовой оценки а примере других городов, пустозвоние и только!!! Вот готовить он умеет хорошо пускай этим и занимается!!!!
хочу спросить
А где же наши доблестные архитекторы и “обчественный” совет, который так яростно ратовал за открытие Краснознамённого переулка, смело выступал против как будто незаконного строительства в центре города Суворовского училища. Архитекторы, ау!!!!!Вот , пожалуйста, работайте, господа.
Гостья
А Вам не нужна пешеходная улица в центре вместо казарм за забором?
Елена
Нет, не нужна.Там 100 лет было военное училище.А пешеходных зон по городу достаточно.Гуляйте на здоровье.Лучше за городом, там воздух чище, а в центре города уже дышать нечем.
Автодром
Участник большенства махинаций с землей , а так же рейдорский захватов фермерских земель в Тереньгульском районе, решил поумничать в прессе . Главное , что бы его не забыли при смене власти , и отдали под суд вместе с сенатором Харловым !
!!!!!!!!!!!!
“Следующая составляющая противоречий – интересы города как живого, постоянно развивающегося организма. Интересы муниципалитета, как структуры, довольно сильно отличаются от интересов граждан и в тоже время противоречат проектным решениям, которые делают академические проектировщики, которые, в свою очередь, опираются на нормативные требования, действующие правила и законодательную базу, разработанную юристами (а не архитекторами и градостроителями) для всех городов.”
Академические проектировщики, опираясь на законодательную базу нарисовали промзону под окнами у Роддома, которая будет дымить и развиваться после принятия нового Генплана теперь на законном уровне и в полную силу, будет разрастаться и строиться масштабно. А дышать уже сейчас нечем ни в роддоме на Сурова, ни в детской больнице тамже. Это так по закону можно делать промзону внутри города и около роддома особенно?