10 апреля в Заксобрании областной Минздрав представил отчет о своей деятельности в 2018 году – перед депутатами выступил министр Сергей Панченко.

Как отметил чиновник, сеть государственных учреждений здравоохранения в регионе представлена 69 медицинскими организациями, численность персонала в которых составляет почти 29 тысяч человек. В 2018 году снизилось число пациентов, которым медпомощь была оказана через дневные и круглосуточные стационары, при посещении поликлиник, прохождении инструментально-диагностических и лабораторных исследований. При этом возросли количество посещений врачами пациентов на дому (+5,5%), число проведенных операций (+1%) и вызовов «Скорой помощи» (+2,4%).

На протяжении нескольких последних лет минздрав констатирует увеличение средней продолжительности жизни в регионе, в 2018 году она достигла 72,5 лет (мужчины – 67,1 года, женщины –77,8 лет). Несмотря на это, население Ульяновской области за прошедший год уменьшилось на 6,3 тыс. человек. В структуре основных причин всех случаев смерти лидирующие места занимают болезни системы кровообращения (50,8%), новообразования (15,5%) и внешние причины смерти (8,2%).

В 2018 году из бюджетов всех уровней на льготные лекарства выделено более 1,4 млрд. руб. На обеспечение медикаментами больных редкими (орфанными) заболеваниями направлено 136,5 млн. руб. или 26% от всех средств областного бюджета, выделенных на льготное лекарственное обеспечение.

Озвучивая финансово-экономические показатели, Сергей Панченко проинформировал, что общий расход на отрасль в 2018 году составил 14,3 млрд. руб. Финансирование мероприятий региональной госпрограммы развития здравоохранения составило 99% (план – 9,0 млрд. руб., факт – 8,8 млрд. руб.). Усугубляет ситуацию сохраняющаяся значительная кредиторская задолженность. Ее размер по государственным учреждениям здравоохранения на 1 января 2019 года составил 2,3 млрд. рублей, в том числе сумма задолженности по исполнительным листам в подведомственных учреждениях минздрава – более 800 млн. рублей.

В числе наиболее проблемных вопросов министр назвал дефицит территориальной программы госгарантий в части средств областного бюджета, кредиторскую задолженность медучреждений, нехватку и недостаточную квалификацию кадров, льготное лекарственное обеспечение. Кроме того имеются проблемы в содержании и эффективном использовании зданий, инженерной инфраструктуры и транспорта, недостижение ряда целевых показателей. Все вместе приводит к низкой удовлетворенности населения качеством оказания медпомощи.

Среди основных задач региональной системы здравоохранения Сергей Панченко отметил снижение дефицита финансирования, прекращение роста кредиторской задолженности медучреждений, эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства, развитие паллиативной помощи, снижение смертности населения, рост числа граждан, прошедших профилактические осмотры, не менее чем до 543 тыс. человек.

Указали депутаты на необходимость максимальной прозрачности при проведении закупок медпрепаратов. При обсуждении этой проблемы Александр Смекалин согласился, что в прошлом году на территории региона в системе закупок лекарств было выявлено много нарушений.

– Мы разработали первую тестовую версию программного продукта, позволяющего значительно оптимизировать процесс формирования закупочных документов, минимизировать влияние «человеческого фактора» и снизить количество нарушений, – проинформировал депутатов Председатель Правительства. – Планируем, что к началу июня данный программный продукт будет готов к полноценному запуску.

Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Василий Гвоздев выразил мнение фракции «Единая Россия»: учитывая массу недостатков и недовольство людей нельзя признать удовлетворительной работу министерства здравоохранения области за 2018 год.

– В первой половине прошлого года министерство допустило очевидные неправильные управленческие, финансовые решения, плохо работала система контроля, – отметил вице-спикер. – В результате теперь новый министр с обновленной командой вынуждены отвечать за недостаток лекарств, сокращение аптечной сети, заблокированные счета больниц и многие другие проблемы. Население справедливо требует улучшения качества услуг, их доступность и полный объём. В связи с этим предлагаю принять информацию о работе «к сведению» и далее ежемесячно проводить совместные выезды в лечебные учреждения и добиваться улучшения качества работы минздрава.

В то же время члены комитета отметили, что министерство здравоохранения стало самостоятельной структурой чуть более полугода назад (ранее оно входило в состав министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия). И давать оценку работе министра и ведомства за столь короткий промежуток времени некорректно. Председатель комитета Сергей Шерстнёв предложил осенью в рамках правительственного часа еще раз заслушать Сергея Панченко с итогами работы за 9 месяцев 2019 года. Данное предложение депутаты поддержали большинством голосов.