19 апреля парламентарии заслушали отчёт Александра Смекалина о реализации стратегии социально-экономического развития региона. В том числе была затронута тема здравоохранения. Бывший медик, депутат ЗСО Юрий Супоня поднял проблемную тему вытеснения бесплатных услуг платными. Он задал вопрос о соблюдении распоряжения правительства Ульяновской области, подписанное в 2013 году, о “комплексе мер по недопущению подмены бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами”. По словам министра здравоохранения Сергей Панченко, ситуация держится на контроле, такие факты бывают, но крайне редко. Основная причина подобных случаев — недобросовестная конкуренция частные клиник (в том числе отсутствие проверок и зарплаты в конвертах) и недостаточные условия, созданные в госучреждениях, чтобы врачи не искали себе подработку.

Супоня. Вопрос Панченко

Министр здравоохранения Сергей Панченко:

– Проблема связана с тем, что на платные услуги выводятся лабораторные исследования и консультативные услуги. Второй момент связан с тем, что у нас дефицит кадров узких специалистов. Поэтому они, отработав на своем основном рабочем месте, идут подрабатывать в частные клиники, тем самым увеличивается раздел оказания платных услуг. В этом постановлении идет речь о недопущении оказания платных услуг именно в государственных медицинских организациях. В госбольницах некоторые тоже оказывают платные услуги. Как это контролируется:
1) Существует распоряжение внутри минздрава, которое предписывает разделять время приема врача по оказанию платных услуг и по бесплатным. Это выполняется.
2) Категорически запрещено оказывать платные услуги вне общей очереди. В большинстве лечебных учреждений это соблюдается. Однако не во всех. Поэтому мы вынуждены реагировать на обращение граждан, когда такое наблюдаем. В основном проблема в очередях. Например, есть встаете в общую очередь, то вам сделают, то или иное обследование только через месяц с, или предлагают сделать прямо сейчас, но за деньги и на том же аппарате. Это неправильно. Министерство с этим борется. Мы анализировали эту проблему: за 2018 год, несмотря на все трудности, количество обращений граждан на эту ситуацию именно в государственных учреждениях  снизилось на 5%. При этом, я хочу, чтобы все понимали — недофинансирование программы госгарантий в первую очередь ударяет по разделам, которые напрямую не связаны с лечением. Мы надеемся, что оказание платных услуг в обход бесплатных уменьшится.
Если у нас в конце прошлого года были пустые полки с реактивами в лечебных учреждениях, приходилось идти в частные клиники, которые росли как грибы.

Депутат Александр Чепухин: Вопрос запрета совмещения работы в государственных клиниках и частных когда-либо рассматривался?

Панченко:
– Насколько я знаю, он рассматривался только в советское время, когда было запрещено работать на несколько ставок. Сейчас запрета на совмещение нет. Моё личное мнение, что мы живем в свободном правовом государстве и должны действовать по закону, а врач должен иметь возможность зарабатывать. Другое дело, что министерство, государство и правительство должны наполнить финансами учреждения таким образом, чтобы он мог работать на полную ставку и не иметь необходимость где-то еще подрабатывать. Если он добровольно туда не пойдет — это правильно, запреты ничего не решат.

Депутат Александр Чепухин: То есть должна быть нормальная трудовая конкуренция. И одинаковый подход.

Панченко:
– Давайте не закрывать глаза еще на один момент. На одном из заседаний сотрудник налоговой службы прямо сказал, что в частных организациях средняя зарплата у врача не такая, как в государственной: она 6 тысяч рублей, это ли не теневая? Заведомо госучереждение ставится в неудобное положение – оно налоги платит в полном объеме, нагружает врачей дополнительными нагрузками, а частники работают и всё. Почему же медикам не пойти и не подработать, получить такую же зарплату, но за 2 часа?

Депутат Александр Чепухин: поэтому они на медосмотры выставляют такие плайс-листы, что наши госучредения не могут участвовать в этих конкурсах и их проигрывают. Такая кривая конкуренция.

Панченко: При этом минздрав не имеет право в плановом порядке проверять частные медицинские организации. Так написано в законе.