Для начала  кратко поведаю о том, как лет двадцать тому назад  пытался я отыскать  городок Спасск, в котором  судьба определила мне родиться.

Итак…

Июль,жара, безлюдные проселки  недалеко от Старой Майны.  Зачем я тащусь по следам моего детства, зачем травлю душу? Дался мне этот Спасск – городок, которого  нет!  Он  давно исчез под водами  так называемого Куйбышевского водохранилища.Конечно, мне хотелось бы неким чудесным образом воскресить хоть часть того, что некогда окружало моих предков: здания, дороги, улицы, мосты, ручейки, леса, луга, кладбища, деревни, города.

Ночлег у костра.. Теплой летней ночью эти мечтания обретали черты реальности. Мне мерещились обсаженные деревьями дороги, ухоженные городки среди зелени, уютные деревни, аккуратные домики, прибранные улицы, спокойно текущие в своих берегах реки… Я видел встающие над холмами колокольни и минареты. Совершенно реальными представлялись мне и добротные сельские школы, деревенские музеи, хранящие биографии местных земель и людей… Уставясь в малиновое пятно затухающего костра я видел прибранную, ухоженную землю, на которой основательно живут спокойные, памятливые и деловитые люди… И темнота вокруг, тревожащий душу ветерок с полей, мерцающие по горизонту огни сильно способствовали моему самообману, моему самообольщению, с которым я и впал в полудрему под уже светлеющем на востоке небом…
Реальность возвратилась ко мне от шибкой тряски за плечо. Я увидел слегка подопухшее лицо . Услышал:
— Плесни полечиться … Я  потопаю… А ты езжай на Никольское, там и Спасск рядом…
Булькнуло, звякнуло, поехал… И вновь разворачивалась передо мной моя раскатанная, объелозенная, нелепо застроенная  и плохо обжитая земля. Снова тяготили сердце полуразрушенные церкви и обмызганные «сельмаги», возле которых толкался небритый, плохо одетый и угрюмо –недружелюбный  народ

…И добрел-добрался я в конце-концов до симпатичной речки Бездны впадающей в Каму. На берегах ее пастухи стерегли стада местного кооператива с потрясающим имением «КИМ» (Коммунистический интернационал молодежи).
«КРС» (крупного рогатого скота) было немало; он бродил-лазал по обширной речной пойме, опустошая, превращая в выгон, естественный родильный дом природы, ее жемчужину… Но кого это волновало?
И тут сквозь туман забвения, сквозь шелуху прожитых лет до меня дошло, пробилось что это, верно, и есть те знаменитые Кураловские луга, о несказанной красоте которых когда-то мне рассказала мать… Бедные  исчезнувшие луга!

За рекой бродили все те же вездесущие «КРС». На низкой луговине, среди бесчисленных мелких озер раздавался густой пастушечий мат…
Где-то тут стоял мой Спасск?..
Там, где речка Бездна подбегала к широкому камскому простору, горбились печалистые холмы. Несколько старых могучих тополей уже изрядно побитых временем, шелестели на взгорках. Вылезал кое-где среди полыни и прочей травки битый кирпич, камень. Обросшие дерном пологие ямы навели на мысль, что брожу я по месту, некогда обжитому людьми…
— А верно, тут город стоял! — подтвердил мои догадки пастух.
— Спасск?!
— А кто его знает! Уж ничего от него не осталось. Во-он тополя, кирпич битый, камни, да старый мост возле кладбища. — Где кладбище?
— А вот коровы топчутся…
Побитые надгробья, ободранные кусты, коровьи лепешки… выбитый копытами толчок; осколки разбитых бутылок…
Таким было место успокоения тех, кто когда-то ставил городок среди ошеломляющей красоты ввиду двух рек, бескрайних лугов и пойменных перелесков. Тех, кто возводил дома, ставил храм; тянул улицы, строил мосточки , нянчил детей, открывал школу… Тех, кто и предполагать не мог, что над их гробами будет топтаться скотина, означенная сельскозчиновниками таинственной аббревиатурой «КРС»…
тут место упокоения и той акушерки-повитухи, которая подняв на руках, впервые показала меня моей матери?
Исчезнувший город. Неужели я никода не увижу,не пойму,не почувствую тебя?

Я навсегда потерял тебя,Спасск?

Вот такой был сюжет.такими были мои горестные  чувствования…

Но бывают   иногда  на свете мистические неожиданности! Вот одна из них.

На минувшей неделе  в  ульяновском Дворце книги  состоялась  презентация книги  доктора  историческмх наук,профессора  Е.А.бурдина «Спасск(Куйбышев) Были и легенды старого города).  Ну, такого рода «мероприятий» в областной библиотеке бывает немало,  книги  здесь чтут ,авторов  по мере возмождности поддерживают… Событие  в общем-то  ординарное – но для меня  оно явилось неким озарением .Ибо?

Ибо   книга  Евгения Анатольевича-  это и есть  то самое чудодейственное возрождение  города Спасска! Явление  не совсем обычное, можно сказать  исключительное.

Этот  том  в триста с лишним страниц .щедро снабженный  иллюстрациями,  статистикой, воспоминаниями очевидцев, открытиями   и умозаключениями автора   не только чудесным образом возрождает городок и все  то .что с ним связано.  Он  обнажает нам в кажущейся  локальности  всю грандиозную  и трагическую судьбу Волги и волгарей  в связи с  созданием каскада гидростанций на  великой реке. Обнажает   судьбу одного  небольшого городка  и его жителей;  всей той «малой родины»   на которой – как совершенно правильно  подчеркивает автор-  держится вся «коренная ,настоящая Россия» —  а видим мы как бы всю проблему  сооружения плотин на равнинных реках яроссии….

Сегодня мы начинаем публикацию некоторых   страниц  исследования  Евгения Бурдина – они не просто интересны; ОНИ КАК БЫ НАПОМИНАЮТ НАМ .КАК ВАЖНО БЕРЕЧЬ ,ХРАНИТЬ И ПОЧИТАТЬ  ТО.ЧТО БЫЛО ДО НАС…

Итак, говорит  историк  Евгений Бурдин. Я позволю себе лишь некоторые  сокращения (учитывая формат публикации).  Добавлю еще:  я считаю   данное исследование  не просто заметным- но и выдающимся достижением  региональной истории  нашего Средневолжья..

Жан Миндубаев.

***

Евгений Бурдин.

Пролог, или мысли о terra incognita.

Спасск, в советское время Спасск-Татарский и затем Куйбышев – небольшой город, уездный и позже районный центр, которому было отмерено всего лишь 174 года – с 1781 по 1955 (начало будущему городу положила основанная в первой половине XVII века деревня Чертыковская, находившаяся сравнительно недалеко)

В народе его до сих пор называют «Старый» город или Старый Куйбышев. Спасск, в 1781 году превратившийся из села в уездный  город  ,стоял на реке Бездна, в 12 км от её впадения в Волгу, на второй надпойменной террасе, то есть, рядом с привольно раскинувшейся и самой большой в Европе Волжско-Камской поймой, заливаемой только в весеннее половодье . На всём протяжении своей короткой истории он являлся центром одной из основных сельскохозяйственных житниц Среднего Поволжья – Западного Закамья, тихим и небольшим провинциальным городком, в котором жизнь текла размеренно и неторопливо.

Спасск стоял  рядом с чистой рекой, лесами и заливными лугами, на чернозёме, отчего порой в городе была непролазная грязь.  Спасск-Куйбышев, как и некоторые другие поволжские города – Молога и Корчева на Верхней Волге, Ставрополь на Средней Волге, оказался в зоне затопления крупнейшего на Волге Куйбышевского  гидроузла. Но так и не был полностью залит, и сейчас под водой находится примерно треть города. Большая же его часть сохранилась и сейчас представляет собой довольно значительную территорию с западинами и холмами от строений, местами заболоченную и окружённую со всех сторон водой… Это самый большой остров  входящий в состоящий более чем из 60 островов Спасский государственный природный комплексный заказник (всё, что осталось здесь от поймы).

Спасск- Куйбышев до сих пор остаётся в тени и незаслуженно почти забыт (за исключением редких публикаций и воспоминаний немногих оставшихся в живых старожилов).

Немного отвлекусь. Во время пребывания в апреле 2011 года в Рыбинске я самолично убедился, как трепетно и с огромным уважением там относятся к памяти города Молога: с 1997 года официально существует землячество мологжан, там уже не только дети, но и внуки и правнуки старожилов, причём это реально и активно действующее общество, имеющее свой сайт , издающее краеведческие книги и регулярно проводящее различные встречи, презентации —  и многое другое

Довелось мне по приглашению данного землячества посетить и День памяти Мологи, который ежегодно с размахом проводится в Рыбинске и неизменно привлекает огромное количество местных жителей, а также иногородних.

Но вернемся в Спасск. Если информация о Мологе вышла на всероссийский и даже мировой уровень, то Спасск-Куйбышев до сих пор в известной мере является белым пятном. Правда, в 1990–2000-е годы вышло несколько десятков публикаций в местной и казанской прессе (в том числе автора этой книги ) — и даже издана монография «Волжская Атлантида: трагедия великой реки», в которой немало места занимала информация о Спасске-Куйбышеве (Ульяновск, 2005). Но этого явно недостаточно, особенно по сравнению с деятельностью ярославских историков и краеведов, а также мологжан и их потомков..

. А ведь русский город Спасск по сути дела стал преемником (по крайней мере, административным) средневекового Болгара и родителем современного районного центра! Почти 200 лет интереснейшей и важнейшей истории пока выпадают из цепочки времён…

Уроки истории напоминают нам о том, что нельзя изучать историю одной эпохи в ущерб другой. Иначе у людей создается искажённое представление об исторических и культурных процессах, которые шли в данном случае на Спасской земле, бывшей территории Волжской Болгарии.

Кстати сказать, сейчас на территории Болгарского музея-заповедника заканчивается создание музея истории города, который, надеюсь, в значительной степени заполнит образовавшийся вакуум.        До настоящего времени не выходила в свет ни одна книга, посвящённая именно Спасску-Куйбышеву. Я уже не говорю о серьёзных документальных и тем более художественных фильмах. Создано Спасское землячество, но у него нет пока своего сайта, да и действует оно не так активно, как хотелось бы. В общем, много чего нет.

Но не всё так уж плохо. Ради справедливости надо сказать, что первый, естественно, любительский фильм о Старом городе, я снял 10 сентября 2010 года, в основном в виде рассказа о нём и его окрестностях старожила Александра Александровича Корчагина, проживавшего в селе Куралово (к сожалению, через год он скончался). Второй сюжет был отснят третьего июня 2013 года съёмочной группой канала «ТНВ» во главе с Михаилом Любимовым с помощью автора этой книги и Николая Марянина.

К счастью, Спасск-Куйбышев, несмотря ни на что, остался в памяти немногих уцелевших старожилов, а также в архивных документах и фотографиях… Он смотрит на нас из окон перенесённых из зоны затопления деревянных общественных и жилых домов, многие из которых украшены резьбой. Их всё меньше и меньше, поэтому в октябре 2015 и июне 2017 года по моей инициативе была проведена фотосъёмка старинных зданий Спасска (некоторые из них представлены в книге).

В своей книге я старался отойти от изложения истории города в традиционном, т.е. хронологическом понимании, сделать его максимально интересным, «живым» и разнообразным, привлекая для этого проблемно- хронологический, культурологический и географический (история, наложенная на территорию) принципы. И наконец, лично для меня Старый город, куда я впервые попал в далёком 1984 году ещё подростком, стал по сути дела знаковым, символическим местом, которое вызвало сильнейший интерес к нему и позже серьёзно стимулировало начало исследований этой уникальной во всех смыслах земли – осколка замечательного прошлого, нашей Волжской Атлантиды. Более того, во время изучения в 2000-е годы семейной истории выяснилось, что в Спасске-Куйбышеве в 1904 году в Троицком соборе была крещена моя прабабушка по матери – баба Настя Шихина (в замужестве Панчугина), всю жизнь прожившая в селе Никольское9 (дело в том, что до неё все рождавшиеся в семье дети умирали в младенчестве, и прабабушку, видимо, решили крестить в городском соборе, после чего смерти прекратились)….

А во время Великой Отечественной войны в спасской  тюрьме умер мой прапрадед по матери Ерофей Панчугин, которого посадили за горсть зерна, взятую на складе, где он был сторожем.

Итак.впереди  путешествие по исчезнувшему городку Спасск…

(Продолжение следует)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.