Волга обмелела, все поехали в Белый яр, и я, конечно же, тоже. Столько раз была в этом селе, но ни разу не видела тот самый старый причал. Увидела, сфотографировала.

Для меня это не просто груда металлолома, а место с богатой историей. Умирающее: скорее всего, в ближайшие годы эти конструкции разберут и отправят в утиль. Останутся лишь воспоминания.

А ещё это удивительное место: когда дует ветер (а на берегу он дует часто), слышно пение-шуршание ракушек. Они везде: на сваях, упавших пролетах, остатках затопленного дебаркадера, металл которого вода превратила в тонкую бумагу. Шум похож на шелестение «музыки ветра» – колокольчиков, которые вешают на сквозняке.

Дальше – история этого причала.

Построили его в 1956 году. Прежде роль причала в Белом Яру выполнял дебаркадер, но он переломился пополам. Сейчас от судна остался лишь скелет. Оно выполняло роль волнолома, защищало причал от волн с северной стороны.

После того, как дебаркадер сломался, в селе построили новый, красивый, ажурный причал на сваях, пропускающий волну. Он принимал пассажиров, едущих в дом отдыха имени Воровского (потом он стал санаторием),
В середине 70-х на берегу появилось деревянное здание Речного вокзала. Оно стоит здесь до сих пор – уже без окон, украшенное звездочками, на удивление крепкое.

До 90-х годов в старый Белый яр заходило до 10 судов в сутки. Рассказывают, что пассажиров было так много, что не всегда сразу можно было уехать. Суда заходили сюда до 1999 года. После навигация прекратилась. Интересно, что из-за мелководья в этом месте практически каждый год в Белом яру работал земснаряд. Он углублял дно. Но в шторма эту яму опять замывало.

Причал постепенно разрушался. В 1989 году, в осенний шторм в него при швартовке справа врезался теплоход ОМ. Однако пристань продолжала принимать суда – Омы, Метеоры, Кометы.
При ледоходе в 1991 году рухнула левая часть причала. Его перестроили в мае.

А мостки, ведущие к причалу, рухнули во время ледохода в 2009 году.

В конце в подборке фото есть старые, времен, когда причал еще принимал суда (источник – https://yadi.sk/a/AORzlJ_c3VgGAV).

Когда искала информацию про причал, с удивлением узнала и про историю самого старого Белого яра. Его основали в 1652 году как город-крепость. В Казани выбрали 100 конных казаков с женами и с детьми и отправили сюда на вечное жильё.

Цитата из Улграда (http://ulgrad.ru/?p=138632):

«Показательно, что и позже Белый Яр и его окрестности оказывались в центре различных исторических событий. Например, в 1671 году во время похода одного из атаманов Степана Разина Фёдора Шелудяка на Симбирск в районе села к нему присоединились 70 стругов с 2,5 тысячами повстанцев. А летом 1774 года у Белого Яра произошло крупное сражение разинского отряда А. Сомова с правительственными войсками. В июле 1918 года у села сосредоточились части Красной армии, которые переправились через Волгу и стали ядром Железной дивизии».

А еще здесь снимали кино. Режиссер Лев Кулешов и его супруга, актриса Александра Хохлова, в 1941 году приехали в Белый яр снимать фильм «Клятва Тимура» (продолжение знаменитого Гайдаровского «Тимур и его команда»).

«Место для съемок мы нашли под Ульяновском, в местечке Белый Яр – вспоминали Кулешов и Хохлова. – Мы решили снять большинство декораций не в павильоне, которого не было, а на натуре. Вечерами после съемок мы отправлялись ежедневно на охоту – стрелять уток и куликов. Это занимало немного времени, но было обязательным – иначе мы оставались голодными (вещей с собой не брали и продавать было нечего)». (источник: http://ulrgo.ru/…/%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0…/).

Когда-то в селе жило более 5000 тысяч человек. Сейчас – 800 с хвостиком.