Уже совсем скоро для выпускников школ и их родителей начнётся «жаркая» пора – сдача ЕГЭ, поступление в вузы или ссузы. Какие специальности наиболее распространены среди будущих абитуриентов, каким образовательным организациям отдают предпочтение сегодняшние школьники?

Центром стратегических исследований Ульяновской области по заявке Министерства и образования и науки Ульяновской области проводится исследование факторов соответствия образования и образовательных услуг потребностям развития Ульяновской области. В рамках данной исследовательской работы предусмотрено проведение социологических опросов будущих абитуриентов (обучающихся 9, 11 классов), родительской общественности, студентов вузов и ссузов, работодателей.

29 апреля 2019 года в рамках областного родительского собрания экспертами ЦСИ совместно с активными родителями обсуждался вопрос будущих образовательных и трудовых траекторий школьников. На родительском собрании присутствовали родители обучающихся 4-10 классов ульяновских школ. Большинство опрашиваемых имеют высшее образование (78%), 20% – среднее профессиональное. Что сразу бросилось в глаза: ни у одного из опрошенных профессия (специальность) родителей не совпадают с профессиональным выбором ребёнка: у родителей врачей ребёнок предпочитает IT-специальность, у экономистов – физическую культуру и спорт, у инженеров – деятельность в области культуры.

Каким видят будущее родители своих детей?

Так как большинство родителей сами имеют высшее образование, 90% опрошенных заявили, что их дети после окончания школы продолжат обучение в вузе, 7% – в техникуме или колледже, 2% родителей затрудняются ответить.

На вопрос «Какова главная цель обучения в вузе/техникуме, колледже», т.е. что даст им это образование 66% родителей отметили приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности, т.е. профессиональное развитие ребёнка; 15% преследуют цель получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании; 12% считают, что высшее или средне профессиональное образование позволит быть более востребованным на рынке труда; 7% главной целью считают повышение социального статуса, принадлежности к «образованному» сообществу.

При этом большинство родителей (41%) затрудняются ответить на вопрос «Какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?». А ведь именно мнение родителей является наиболее значимым для ребёнка в вопросах профессионального самоопределения. 29% родителей хорошо ориентируются в мире профессий, 27% не знают текущую ситуацию на рынке труда и какие профессии будут востребованы в будущем. «Это сигнал о том, что профориентационная работа должна проводиться не только для школьников, но и для их родителей, действующих мер пока недостаточно», – отметила руководитель проекта Наталья Антонова.

Только 15% ребят определились с выбором будущей профессии (специальности), 37% – выбирают из нескольких вариантов, 36% не могут определиться с выбором будущей профессии по следующим причинам: 1/3 плохо ориентируется в мире профессий, 1/3 – не знает своих возможностей и 1/3 не знает, как выбирать профессию.

 

В какой сфере видят себя в будущем сегодняшние школьники?

Наибольшее число ребят (по 22%) мечтают работать в IT-сфере и здравоохранении. В сферу образования стремятся 7% школьников, с физической культурой и спортом также хотят связать свое будущее 7% школьников. В сфере культуры и искусства, административно-управленческой деятельности, архитектуре и дизайне, сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, торговле и сфере услуг видят себя по 5% обучающихся.  Обрабатывающие производства – приоритетная отрасль развития региона – не выбрал никто!

По мнению родителей в большей степени на выбор профессии влияют личные склонности и интересы ребёнка, желание реализовать свои способности (59% опрошенных), вторым по значимости фактором является востребованность специальности и возможность трудоустройства. Также на выбор профессии влияет мнение родителей, знакомых, друзей, семейная традиция.

Если со сферой деятельности или направлением подготовки складывается определённое видение у большинства родителей и их детей, то большинство из них (66%) не определились, в какой образовательной организации хотелось бы продолжить обучение. 15% такой выбор сделали, 15% – затрудняются ответить. Большую роль здесь играет ЕГЭ, дающий возможность выбора любой образовательной организации страны, осуществляющей подготовку по той или иной специальности, чаще всего абитуриенты делают окончательный выбор уже в рамках вступительных испытаний по результатам проходного бала. Учитывая тот факт, что у большинства родителей дети обучаются в 4-7 классах, время на самоопределение и выбор образовательной организации у них есть.

 

Что в большей степени влияет на выбор образовательной организации?

– высокое качество образования, уровень достижений обучающихся (49%);

– возможность получить выбранную специальность (профессию) (32%);

– сильный преподавательский состав (27%);

– возможность поступить и обучаться на бюджетной основе за счёт государственного финансирования (22%);

– престиж, высокие позиции в рейтингах образовательных организаций (20%).

Радует тот факт, что 44% респондентов связывают будущее своих детей с Ульяновской областью, 24% респондентов предполагают, что их дети продолжат обучение в другом регионе РФ, 2% – за пределами РФ.

 

Среди основных причин продолжения обучения в Ульяновской области:

– нет проблем с проживанием (27%);

– близость к дому, родным, близким, привычное окружение (24%);

– осуществляется подготовка по выбранной ребёнком специальности;

– есть перспективы, возможности трудоустройства, самореализации,  карьеры.

17% из тех, кто думает отправить своего ребёнка на обучение за пределы родного региона, объясняет это отсутствием перспектив для трудоустройства, самореализации, 12% полагают, что качества образования в других регионах выше, 5% ссылаются на то, что в других регионах больше бюджетных мест. 15% не смогли пояснить причину, по которой приоритет отдаётся не ульяновским образовательным организациям.

Руководитель проекта Центра территориального развития и межмуниципальных образований Наталья Антонова сделала вывод по итогу исследования:

«Замечательно, что наша молодёжь стремиться получить качественное высшее образование, но многие, при этом отдают предпочтение вузам других регионов. На что необходимо обратить особое внимание нашим высшим учебным заведениям, чтобы исправить ситуацию и стать более привлекательными для абитуриентов? Эти и многие другие вопросы мы обсудим со студентами, сопоставим основные характеристики учебных заведений в рамках нашего исследования. Но уже сейчас можно сказать наверняка, каждый вуз бьётся за хороших абитуриентов и плановая профориентационная работа, своевременное и широкое информирование абитуриентов, родительской общественности о перечне специальностей, условиях поступления и обучения, социальных программах, проявление заинтересованности в каждом – вот то, с чего необходимо начать».

Данное исследование будет продолжено специалистами АНО «Центра стратегических исследований Ульяновской области». В планах – сравнительный анализ вузов Ульяновской, Самарской, Пензенской областей, Татарстана и Мордовии, оценка “сильных” и “слабых” сторон (материально-технического обеспечения, обеспеченность студентов общежитиями, профессорско-преподавательский состав и др.), опросы студентов ссузов и вузов, выявление уровня удовлетворённости качеством подготовки выпускников работодателями Ульяновской области. Результатом данного масштабного исследования станет перечень рекомендаций для Министерства образования и науки Ульяновской области, образовательных организаций, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по повышению качества образования и привлекательности наших образовательных организаций для абитуриентов.

А в каком вузе планирует продолжить обучение Ваш ребёнок?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Какие факторы оказывают наибольшее влияние на выбор образовательной организации (вуза)?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.