В открытых источниках опубликовали письмо Росавиации от 13 мая 2019 года о серьёзном инциденте в аэропорту в Баратаевке, который произошёл 25 марта и был связан с посадкой на неподготовленную взлетно-посадочную полосу.

Сообщается, что посадка самолета RRJ-95B RA-89032 производилась ночью в условиях сильного снега. По аэродрому Ульяновск (Баратаевка) действовало штормовое предупреждение о снегопаде продолжительностью более 2 часов. По данным, переданным аэродромной службой, к моменту посадки самолета ВПП-02 была покрыта мокрым снегом до 3 мм на 51 – 100%, коэффициент сцепления 0,39. Эти же данные были переданы экипажу воздушного судна. Снижение и посадка производились без особенностей.

После приземления, в процессе послепосадочного пробега, экипаж ВС в свете фар увидел слева от осевой линии ВПП высокий снежный бруствер, о чем после выполнения посадки доложил диспетчеру: “Вы просто съездите, посмотрите, что здесь происходит на полосе, я такое первый раз в жизни вижу!”.

Фото 1. Состояние ВПП при инциденте с самолетом RRJ-95B RA-89032

По оценке экипажа, в процессе пробега отмечались признаки потери путевой управляемости. По объяснению командира ВС, “самолет сильно бросало по ВПП из-за разницы снежного покрова под левыми и правыми колесами”.

В ходе расследования было установлено, что до посадки самолета работы по очистке ВПП производились с применением одной аэродромной уборочной машины ДЭ-224. После завершения очистки ВПП (за 10 минут до посадки самолета) коэффициент сцепления на ВПП не измерялся.

«Наличие на полосе снежного бруствера высотой 40 – 45 см может свидетельствовать о том, что контроль качества очистки ВПП не осуществлялся, – говорится в письме. – Следует отметить, что некачественная подготовка ВПП аэродрома Ульяновск (Баратаевка) привела к серьезному авиационному инциденту (выкатыванию) с самолетом ATR-72-212A VQ-BLF. В ходе расследования было установлено, что ВПП не была подготовлена к приему ВС: находилась под слоем слякоти до 5 мм и была очищена только на 10 м по обе стороны от осевой линии (при ширине ВПП 60 м). На нерасчищенной части ВПП слой слякоти доходил до 50 мм.
Повторение нарушений при подготовке летного поля к приему ВС позволяет сделать вывод о том, что организация работ по обеспечению безопасности полетов со стороны руководства ФГБОУ ВО “Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева”, в введении которого находится аэродромная служба аэродрома Ульяновск (Баратаевка), не соответствует требованиям пункта 5 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов».

В Росавиации также отмечают, что случаи неудовлетворительной подготовки летного поля к приему ВС часто отмечаются в ходе расследований инцидентов и можно сделать вывод, что «фактическая реализация принципов управления безопасностью полетов операторами сертифицированных аэродромов находится на низком уровне и прогресс в этой основополагающей сфере деятельности является недостаточным».