По данным регионального минздрава (цитируем): за 5 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель первичной заболеваемости наркоманией снизился на 46,5 % и составил 5,17 на 100 тыс. населения. Показатель болезненности наркоманией снизился на 16,6 % и составил 191,21 на 100 тыс. населения. Показатель первичной заболеваемости лиц, злоупотребляющих наркотики снизился на 67% и составил 1,53 на 100 тыс. населения. Показатель болезненности лиц, злоупотребляющих наркотики снизился на 40,3% и составил 64,84 на 100 тыс. населения.

Статистика, приведенная выше, позитивна только на первый взгляд. Снижение количества наркозависимых в регионе, судя по цифрам, действительно идет. Однако общая картина сложнее. О том, что происходит на деле, как ведется борьба, какие методы действенны, есть ли от них польза и что является причиной, – сухие цифры не скажут. Мы поговорили с руководителем Центра социальной адаптации для нарко- и алкозависимых “Свобода” Татьяной Сентюриной.

Ситуация с наркоманией в регионе. 

Если говорить о тенденции, то сейчас идет подъем употребления наркотиков лицами начиная с 16 лет. Спайс или соль – очень дешевые наркотики. Правоохранительные органы, конечно, стараются закрывать ресурсы, где эти наркотики продают. Однако сайты с доменами .com и .biz наши правоохранительные органы закрыть просто не могут. Эти домены в международной юрисдикции. Распространители в этом плане не стоят на месте. Те, кто распространяют наркотики, придумывают все новые уловки, для того, чтобы затащить человека попробовать. Опасность и парадокс в том, что если героиновые наркоманы более “сохранны” (они могут даже работать, заводить семьи, жить в семье), то у спайсовых наркоманов тяга настолько сильная, что человек когда употребляет, то сразу думает, где взять еще. После первого применения уже через полгода употребления человек превращается в неуправляемое существо, под руководством животных инстинктов. Синтетические наркотики настолько сильно разрушают человека, что влекут за собой необратимые последствия (потеря зрения, слуха, заражение ВИЧ, гематомы, гепатит, реакция кожи на пониженный иммунитет, заторможенность развития, восприятия). В поиске новой дозы человек идет на кражи, выносит из дома ценные вещи, продает личное имущество и тд.

Самые популярные каналы информирования и способы борьбы с ними?

Интернет и надписи на домах. Мы закрашиваем надписи на домах уже около 5 лет совместно с госнаркоконтролем и наркологией после того, как возьмем разрешение у администрации. Иначе это пройдет по графе “порча имущества”. Мы делаем это и совместно с волонтерами и жителями города. К акции по закрашиванию опасных информационных надписей могут присоединиться все, кто не равнодушен. Но через некоторое время надписи появляются вновь. Нужна стабильная постоянная работа и те, кто будет этим заниматься ежедневно.

Как можно оградить людей от первого употребления? 

– Тут нельзя сказать, что человек пошел и стал употреблять, потому что ему стало вдруг интересно. Взять меня. Если бы мне предложили, то я не согласилась бы, т.к. я знаю о последствиях. Конечной стадией употребления является зависимость. Это вершина айсберга. Само зависимое поведение по мнению ученых у человека может начать формироваться примерно с 10 лет. Есть социальнопоощряемая зависимость (спорт, трудоголизм, экстрим), а наркомания ей противоположна. Основная работа должна проводиться и проводится в школах. Но нужно работать и с родителями. Сейчас зачастую подход простой – отдать куда-то своего ребенка с потребительским по сути запросом: “Сделайте мне его хорошим и образованным, выявите в нем таланты, сделайте из него чемпиона”. Сами заниматься детьми многие не хотят . Зачастую родители просто и сами не осведомлены о том, что такое наркотики. Поэтому в школах и в любых местах, где собирается неопределенное количество детей, мы проводим профилактические мероприятия. Большая работа должна проводится в направлении ЗОЖ. В регионе сейчас этим занимаются активно: открываются бесплатные кружки, проводятся семейные праздники, велопробеги, полумарафоны. Все это – очень нужная пропаганда. Я была на форуме в Иркутске, где поднимался и вопрос профилактики. Все, кто занимается наркоманией (правоохранительные органы или частники), обеспокоены тем, что нет единого стандарта профилактических мероприятий. Все справляются, как могут. Тут опасность в том, что некоторые организации вроде бы проводят профилактические беседы, а по сути занимаются пропагандой. Это очень тонкий момент. Можно ребенку неправильно преподнести информацию или, если позиционировать себя, как сотрудника реабилитационного центра (Татьяна представляется как внештатный сотрудник или психолог – Улпресса),  то дети начинают думать, что после употребления можно пройти реабилитацию и выйти здоровым. С детьми младше 9 класса профилактическая работа проводится мало. У них действует логика запретного плода. Этих ребят просто нужно вовлекать в какую-то деятельность и создавать ценности. Последнее берется не из школы, а из семьи. Если мы хотим хоть как-то бороться с наркоманией, то в первую очередь необходимо заниматься с родителями. К такому выводу мы пришли уже давно.

Какие методики профилактик по вашему мнению наиболее эффективны?

Впереди планеты всей Москва. Они являются идейным центром крупных мероприятий плюс несопоставимое финансирование. Регионы держаться плюс-минус на одном уровне. Вчера из Москвы к нам в реабилитационный центр приезжал главный директор Института психиатрии имени Сербского. Он рассказал, что у них уже через министерство образования утверждена книга по профилактике наркомании с 1-6 класса. Сейчас этот проект запускается пилотной версией в Москве. Я попросила поделиться с нами этой литературой, на что мне ответили полным согласием. По возможности мы будем одним из первых регионов, кто будет запускать эту программу. Она рассчитана на то, чтобы в процесс обучения внедрять несколько уроков. На это сейчас идут немногие регионы. Во многих городах есть телефоны горячей линии, где сотрудники call-центра в зависимости от запроса переключают на соответствующую структуру. У нас в городе такого пока нет. Я сейчас через Министерство образования предложила проводить с нового учебного года лекции про эгосостояние на тему: “Взрослый ребенок-родитель и как деструктивный родитель своим поведением наносит ущерб ребенку, воспитывает в нем незрелую личность и не дает возможности самому выбрать направление”. Многие родители думают, что они старше, они принимают решения. У ребенка после этого формируется мнение, что им кто-то управляет и ему ничего не нужно делать. Отсюда – подавленные чувства и соответствующее отношение к жизни в целом.

В рамках байкальского форума, откуда недавно вернулась наша собеседница, была выпущена книга “Лучшие практики субъектов РФ в сфере профилактики наркомании и других социально-негативных явлений”. В ней собран опыт 52 регионов. Татьяна любезно поделилась с нами этой книгой в электронном виде. Вы можете скачать ее по ссылке.

Позитивный случай из практики, который помог человеку не стать наркозависимым. 

За время работы нашего центра было такое: пришел человек, который употребил один раз. Родители оперативно среагировали и отправили его ко мне в реабилитационный центр. Ему 17 лет (в реабилитационный центр принимают только после достижения 18), сильных разрушений и последствий от употребления у него не наблюдалось. Программа рассчитана именно на то, чтобы человека погрузить в реабилитацию после того, как у него пошла деструкция по всем сферам его жизни. Но, типичная ситуация. После беседы с мамой оказалось, что она вообще особо не интересуется его жизнью. Отношения в стиле: “Как дела? Нормально. Еда на столе“. Мы выяснили, что нравится мальчику и уже по личным контактам отправили его в кружок робототехники. Мы переключили его фокус, и он перестал употреблять. Все идет из семьи. Нужно заниматься с родственниками. Я за это борюсь, сама приезжаю на родительские собрания. Мы выпустили специальный буклет (на фото ниже) “Некоторые вопросы ребенку, которые можно задать вместо привычного “как дела?”. Родители должны стать ближе к своим детям. Родительского тепла не заменят никакие гаджеты.

Как выявить зависимость и что делать, если ребенок начал употреблять наркотики?

Ответ также есть в моем буклете (фото ниже). В любом случае, нужно обращаться к специалистам. Только без фанатизма. Не нужно дать себе уйти в неуправляемую истерику. Можно позвонить нам. У нас работает кабинет, где человек может проконсультироваться анонимно и абсолютно бесплатно. Если же у ребенка начинается приступ, конечно, нужно вызывать скорую помощь. Если зависимость у человека формировалась на протяжении нескольких лет, то ему поможет только курс лечения. Социальная адаптация – это целый комплекс мероприятий, который проходит 8-9 месяцев. Человеку сначала нужно сломать прежнюю систему ценностей, поведения. Уже после этого нужно выстроить систему новых ценностей, где нет места наркотикам.

Обязательно зададут вопрос: откуда финансируется ваша организация?

За счёт средств клиентов. Но уже с 2016 года идёт софинансирование из областного бюджета. Выделяются сертификаты на прохождение курса социальной реабилитации .