В дворянском Симбирске в середине ХIХ века собиралось общество молодых интеллектуалов, которое позднее составило цвет русской творческой интеллигенции России.

Повод для такого вывода дают письма 1849 года Михаила Александровича Островского (1827-1901), старшего брата драматурга и классика русской литературы Александра Николаевича Островского. Внимательно изучилаих АнтонинаЛобкарёва, старший научный сотрудник Историко-мемориального центра-музея И.А Гончарова и даже сделала маленькое краеведческое открытие.

Но сначала несколько слов об Островском. В Симбирск Михаил Александрович приехал после окончания Московского университета. Он служил в канцелярии симбирского губернатора чиновником по особым поручениям, а позднее уехал в Петербург, где сделал блистательную карьеру, став министром государственных имуществ во времена императора Александра III.

Вот, некоторые выдержки из писем этого совсем ещё молодого человека к брату с симбирскими впечатлениями.

«… я сошелся с Кашперовым и Грибовским, которые живут вместе, против нашего дома, и у которых я бываю почти каждый вечер.(…)Здесь теперь гр. Сологуб и Рубинштейн. Вчера мы провели вечер у Кашперова: Рубинштейн играл, Сологуб пел, острил, рассказывал анекдоты». И дальше: «Здесь есть один очень интересный человек, это Павел Васильевич Анненков, с которым я тоже хорошо сошелся, это человек лет 30 со страшно глубоким образованием и развитием, живший долго за границей, бывший на парижских баррикадах во время февральской революции, в (…) Италии — везде. Он все знает, знаком со всеми иностранными знаменитостями, в переписке с Гоголем, и, если ты помнишь, он автор Парижских писем, помещавшихся в «Современнике». Это человек, которых в России не много».

Остановимся на некоторых персоналиях этой весьма интересной кампании.

Литературный критик, первый биограф Пушкина, основатель пушкинистики Павел Васильевич Анненков (1813-1887) — наш земляк, в детстве и отрочестве подолгу жил в симбирском поместье матери в селе Чириково. В течение многих лет он занимался изучением рукописей, писем, черновиков и рисунков Пушкина, собирал воспоминания о поэте.Итогом стали масштабный труд «Материалы к биографии Александра Сергеевича Пушкина», книга «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху» и собрание сочинений поэта в семи томах. Анненский дружил с Виссарионом Белинским и Николаем Гоголем и под диктовку последнего записывал первый том «Мёртвых душ».

Подолгу жил в Никольском Симбирской губернии, в имении своей матери граф Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882). Светские повести этого прозаика и драматурга стали заметным явлением в русской литературе 1830-1840 годов.

Владимир Никитич Кашперов (1827-1894) – русский композитор, член первого комитета Общества русских драматических писателей и театральных композиторов, один из первых профессоров Московской консерватории. Ему принадлежит авторство нескольких опер, которые ставились не только в театрах России, но и даже в Италии. Примечательно, что он написал оперу «Гроза» по пьесе упомянутого выше драматурга Островского. В Симбирской губернии у него было имение в Чуфарово, где он родился и куда наведывался.

Маленькой сенсацией при прочтении писем Островского стало упоминание в них имени Николая Григорьевича Рубинштейна (1835-1881),русского пианиста-виртуоза и дирижёра, основателя Московской консерватории.Это неизвестный факт из его биографии. Возможно, что он был приглашён в Симбирск и Симбирскую губернию Кашперовым, с которым вращался в Москве в одних музыкальных кругах.

В симбирской молодёжной компании Рубинштейн был самым юным, ещё подростком. Тем не менее, у него уже был богатый опыт концертной деятельности не только в России, но и за рубежом. Ссеми лет он выступал вместе с братом, будущим пианистом и композитором Антоном Рубинштейном. Вундеркинды получали самые лестные отзывы от известных композиторов, в том числе от ФеренцаЛиста и Фредерика Шопена.

Дружеские и творческие отношения между Николаем Рубинштейном и Владимиром Кашперовым продолжались всю жизнь. По словам ульяновского краеведа Сергея Петрова, Рубинштейн, ставший главой Московской консерватории,в числе первых пригласил преподавать в ней Кашперова, ион длительное время был профессором класса сольного пения.

Кстати, большую роль в становлении и развитии Московской консерватории сыграли и другие симбиряне-ульяновцы. Около десятка их имён удалось установить тому же Сергею Петрову, который занимается изучением истории этого уникального учебного заведения. Его профессорами и преподавателями в разные годы были кларнетист Александр Володин, педагог по вокалу Асия Измайлова, пианист, аккомпаниатор Надежды Обуховой Матвей Сахаров, доктор искусствоведения и специалист по психологии музыкального восприятия Евгений Назайкинский и другие.