Москва требует прозрачности и ответственности, регион полагается на смутные схемы. Юрист Алмаз Кучембаев – о том, как правительство Ульяновской области разошлось с федеральным руководством в путях решения проблем обманутых дольщиков. На прошлой неделе президент подписал закон о создании региональных фондов по достройке проблемных объектов долевого строительства. В Ульяновске, согласно официальным заявлениям руководства региона, такой фонд начал действовать еще в конце 2018 года. Но если углубиться в тему, станет ясно, что больше полугода его работы не соответствовало принципам, заявленным на федеральном уровне. Ульяновский «Фонд содействия гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» формально был создан по распоряжению губернатора от 28 декабря 2018 года. Документ этот, очевидно, появился, чтобы попытаться снять остроту проблемы и остановить дольщиков от активных действий и попыток привлечь к региону внимание федеральных властей. По сути же фонд тогда создан не был — появилось лишь подразделение «Ульяновскоблстройзаказчика», сосредоточившееся на ведении проблемных строек. За полгода работы через него конкретная помощь пошла лишь по одной стройке — дому 140 по улице Красноармейской. Начинала этот проект птицефабрика «Тагайская», после ее банкротства еще в 2017 году застройщик при содействии областного минстроя сменился на СК «Атриум». Но почти за два года стройка, несмотря на личный контроль за ней председателя облправительства Александра Смекалина, так и не завершилась. В итоге, чтобы довести дом до сдачи, из бюджета области приходится выделять застройщику более 23 миллионов рублей. Как отдельное юридическое лицо ульяновский Фонд смог появиться только сейчас — в июне господин Смекалин подписал распоряжение о создании унитарной некоммерческой организации «Ульяновский областной Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». Между тем, проект федерального закона, регулирующего работу региональных фондов, был внесен в Госдуму еще в апреле. Готовился он и того дольше. Но до сих пор ульяновские чиновники спасают проблемные долевые объекты не так, как того предлагали, а теперь и требуют федеральные власти. Так, по новому закону, банкротство стало обязательным для всех случаев достройки объектов обманутых дольщиков. Таким образом, другие инициативы регионов по решению проблемы моментально устарели. Ульяновск же использует схему предоставления субсидий компаниям, которые берутся достроить такие объекты, без банкротства первоначальных застройщиков. Кроме компенсации расходов на достройку через субсидии, регион предлагает застройщикам-спасителям еще и награду в виде компенсационных участков под собственные объекты. Но, очевидно, что желающих ввязываться в проблемные стройки даже с такими компенсациями в регионе почти не находится. Не случайно же смелым застройщикам стали обещать участки и под коммерческую, а не только жилую недвижимость. Компаний, готовых решать проблемы долевого строительства, среди специалистов по жилью не осталось, поэтому чиновники пытаются закрыть проблемы с помощью операторов коммерческой недвижимости. Но новый федеральный закон говорит о другой схеме завершения проблемных строек. Достраивать объекты, застройщик которых признан банкротом, должен будет сам региональный фонд. Или федеральный, в зависимости от масштаба проблемы. Согласно документу, фонд субъекта может принять решение и о нецелесообразности финансирования стройки. Но для этого определены четкие причины: 1) застройщик не является юридическим лицом; 2) застройщик привлекал денежные средства, не имея прав на земельный участок; 3) застройщик осуществлял строительство без полученного разрешения на строительство; 4) договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства представлен на государственную регистрацию после 1 июля 2018 года или заключен после 1 июля 2019 года. Ульяновский фонд пока сам достраивать проблемные дома не может. Более того, и сейчас минстрой региона сосредоточился на работе не в этом направлении, а на поиске застройщиков-спасителей. Например, на проведении конкурсов-«смотрин» для тех, кто рискнет ввязаться в проблемные стройки. Московская схема предусматривает куда большую ответственность региона за завершение строек. Региональный фонд будет обязан сдать проблемный объект за три года. Субсидиарная ответственность по обязательствам фонда перед дольщиками ляжет на региональный бюджет. Для работы фондов дольщиков создан единый федеральный реестр проблемных объектов. Сейчас от Ульяновской области в нем значится только семь объектов. И, в нем нет ни печально известного ЖК «Максима», ни ЖК Лидер, ни дома на Панорамной и многих других. Наш регион в рейтинге количества застройщиков, обманувших дольщиков может занимать лидерские позиции. Такая некомпетентность региональных чиновников может привести к тому, что реальная стройка проблемных объектов в это сезоне, уже не начнется. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ирина
И…
Алмаз, что вы предлагаете сим плачем Ярославны?
Ирина
Достроить все объекты за счёт бюджета?
Почему нет?
Горожанин
Алмазик не поднимает главный вопрос: почему аферисты не в тюрьме? Фамилии известны, места жительства тоже. Прокуратура, СК ау…..
Кучембаев
Главный вопрос в русле статьи, как банкротить горе-застройщиков если у фонда субъекта таких прав нет?
Член это вам не голова…
Кучембаев, ты сам статью писал или кто помогал?
очевидец
Почему бы члену ОП, юристу Кучембаеву, не выйти с законопроектом в ЗСО о предоставлении прав фонду или о самом фонде? А потому что, по моему оценочному суждению, он не за этим в ОПу пришёл, как и Ежов.
Кучембаев
напрямую нельзя. писать под министров, которым это не надо, тоже не получится. дольщики в этом случае тоже не поддержат, просто не в состоянии. остается критиковать с позиции эксперта. что в этом не так?
очевидец
Почему нельзя? Согласование губернатора и минфина требуется только при введении расходов, покрываемых из бюджета. В остальных случаях ни визы министров, ни одобрение дольщиков не нужны.
Вы чего в ОПу пришли – только критиковать? Так я и на улпрессе хорошо критикую.
Almaz Kuchembaev
у Общественной палаты нет права законотворческой инициативы. чтобы написать законопроект нужно согласовывать позиции разных органов власти, на это у меня тоже нет полномочий. в профильные рабочие группы куда палата просила меня включить, не приглашают. боятся. на запросы не отвечают. работаем как можем, благо есть улпресса. критика причиняет ущерб только тем, кто сам к себе недостаточно критичен. умному это статья поможет, глупого обидит. за статьей прочтение и осмысление текста законопроекта в 187 страниц плюс год ведения споров с федеральным фондом дольщиков о его полномочиях. спросите сколько человек в ульяновской области вообще прочли этот законопроект?
очевидец
Позвольте, мы об одной и той же палате говорим?
п. 1 ст. 15 Устава Ульяновской области:
1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Ульяновской области принадлежит … Общественной палате Ульяновской области.
п. 1 ст. 3 Закона об ОП УО
Наряду с правами, установленными Федеральным законом “Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации” и иными федеральными законами, Общественная палата также имеет следующие права:
вносить в Законодательное Собрание Ульяновской области проекты законов Ульяновской области и проекты постановлений Законодательного Собрания Ульяновской области;
ст. 82 Регламента ЗС УО
В соответствии с Уставом Ульяновской области право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит … Общественной палате Ульяновской области
Очевидцу
Молодец очевидец! Умыл члена. Сегодня не все юристы являются юристами. Некоторые из них просто члены…
Йердна
Критиковать – не строить…
Что значит министрам не надо? Этот вопрос относится к их зоне ответственности? Тогда заставляйте их работать. Да это сложно, но будет больший толк, чем просто критиковать!
Дмитрий
Меньше жировать будут застройшики
andron
Короче,ворье с чинушами все равно денег хапнут,а достраивать за бюджет…Банкротов теперь будет больше…
Ветеран
Хорошо устроились эти застройщики! Чужие деньги потратили по своему усмотрению, а достраивать за счёт налогоплательщиков? За что такая халява? А где посадки и ответственность чиновников? Это сколько же денег нужно, чтобы довести до ума это чудовище – ЖК “Молодёжный”? сколько лет оно стоит без движения? Его уже не достраивать надо, а капитально ремонтировать!
А что хотите ? Пун прав.
Сколько можно давать каких то послаблений застройщикам ? Искать спасителей. Тут должны быть либо состав преступления, а если его нет – то банкротство, а лучше и то и другое . Банкротство даст право продавать имущество застройщика в пользу фонда и достраивать ( хотя имущества то нет скорее всего. Строят то подрядчики). А уголовное дело против застройщиков даст право дольщикам быть признанными гражданскими истцами и уже требовать покрытия убытков за счёт личного имущества застройщиков .
Любая ситуация должна прийти к логическому завершению.
Если за застройщиком достраивают , значит должно быть доказано то , что он не может достроить .
Формализм ,но Путин прав .
Иначе так годы можно достраивать и не достроить . Деньги выделять из бюджета , .. а на каком основании ? Застройщик то вот он . Так он же не может .
Тогда он должен быть бакрот .